Литературный журнал "Байкал" чуть не закрыли в преддверии "Года литературы" в Бурятии. Об этом стало известно в ноябре: ИД "Буряад унэн", частью которого является журнал "Байкал", решил закрыть единственное литературное издание в Бурятии. Причина традиционна для госизданий – нехватка средств на выпуск; издательский дом, который печатает в своих изданиях т.н. "официоз": законы, указы и прочее, содержится на бюджетные деньги. При этом тираж издания уже давно снизился до 250 экземпляров, сообщает ИА UlanMedia.
Как сообщил источник в "Буряад унэн" декабрьский номер должен был стать последним в истории журнала, но позже руководство передумало, по всей видимости, вспомнив, что 2015 год – это год литературы, и как-то неудобно стало бы закрывать единственное литературное издание в Бурятии, в то время, когда по всей стране будут проходить различные поэтические фестивали и научные форумы, посвящённые проблемам литературы.
– Было решено временно приостановить выпуск, но всё же в 2015 году он выйдет. При этом выход журнала в следующем году никак не связан с "годом литературы", мы и так давно об этом знали. Насчёт 2016 года пока ничего сказать не могу. Поживём - увидим, – сообщил корр. ИА UlanMedia генеральный директор ИД "Буряад унэн" Валерий Хартаев.
При этом уже известно сколько будет выделено средств из бюджета на содержание "Буряад унэн" в ближайшие три года. В рамках подпрограммы "Информационная политика в Республике Бурятия" издательский дом в следующем году получит 17,2 млн рублей. В 2016 году увеличится до 18,1 млн рублей, в 2017 году планируется потратить на "Байкал" 20 млн. рублей.
И, судя по словам гендиректора, похоже, что издание литературного журнала не входит в планы "Буряад унэн".
Но, так или иначе, журнал "проживёт" ещё год. Для "Байкала" это шесть номеров.
От "Улитки на склоне" до ухода в интернет?
Обычно, когда говорят о "Байкале" то все вспоминают его богатую и, если так можно выразиться, смелую историю, когда журнал открылся в 1947 году, т. е. почти сразу после Великой Отечественной войны, скандальную ситуацию с публикацией повести братьев Стругацких "Улитка на склоне", после которой первого секретаря Бурятского обкома Андрея Модогоева отчитали в Москве, а заместитель главного редактора Владимир Бараев был уволен. Но сейчас, как и многие другие российские литературные журналы, за исключением, нескольких московских, он уже, к сожалению, перестал быть культуртрегером.
И, очевидно, что это не вина редакции – почти каждый год журнал находится под угрозой закрытия, а тираж сократился с 1000 до 250 экземпляров.
В прошлом году появилась идея "переформатировать" журнал, приблизить его к американскому журналу "The New Yorker", публикуя в "Байкале" очерки, интервью, фоторепортажи и пр., сделать его больше публицистическим, и актуальным. Кроме "перезагрузки" поговаривали и том, чтобы полностью уйти в интернет, что позволило бы не тратить денег на "бумагу", повысить зарплату сотрудникам, и сформировать гонорарный фонд.
Но эти идеи так и осталась в недрах Дома печати, где находится издание.
И нельзя сказать, что в Бурятии совсем нет ни писателей, ни самого, так называемого, литературного процесса. Например, роман Алексея Гатапова "Тэмуджин" выдержал три переиздания. Поэты Булат Аюшеев, Юрий Извеков и Аркадий Перенов - постоянные гости поэтических фестивалей, стихи этих авторов вышли в ежегодной серии "Лучшие стихи года" издательства "ОГИ", в этом году в этом же сборнике опубликованы произведения Баира Дугарова, писатель Андрей Игумнов стал лауреатом Калашниковской премии 2014 года за роман "Кукушкины дети".
Понятно, что широким массам многие имена, за исключением, наверно, Баира Дугарова, неизвестны. Литература в Бурятии никак не организована, но при этом в республике есть три писательских союза, а вот чем они занимаются, для многих остается загадкой.
Книгоиздание в Бурятии возрождается?
Но есть и хорошие новости. В этом году, наконец, хоть как-то решена старая проблема с книгоизданием. Напомним, книги в Бурятии авторы издают за свой счёт, а Бурятское книжное издательство фактически перестало существовать. Раньше самиздат вносил хаос, и, подобно прокрустову ложу, уравнивал всех авторов, и хороших, и плохих. Появление книгоиздания может решить эту проблему, человек, покупая книгу, выпущенную в издательстве, уже бы знал, что рукопись прочитана, отредактирована и утверждена к печати, или наоборот, отброшена за ненадобностью.
– С этого года министерство объявляет ежегодный конкурс на издание краеведческой и детской литературы. 1,5 млн рублей будет выделено на издание книг на бурятском языке, и также 1,5 млн на книги местных авторов, – сообщил ИА UlanMedia министр культуры Бурятии Тимур Цыбиков. – И это не просто выдача денег на публикацию, а именно конкурс, есть экспертная комиссия, которая решает какого автора издавать, а кого нет.
На данный момент в рамках проекта минкультуры изданы книги поэта Булата Аюшеева "Лёгкий и деревянный кот", прозаика Булата Молонова "Танец орла", писательницы Татьяны Григорьевой "Такие разные сказки", Бориса Хатова "Приключения Толпека", также будет выпущена книга стихов Михаила Шиханова "Хлебные карточки", в этом году известному бурятскому поэту и писателю исполнилось бы 77 лет.
Понятно, что в условиях кризиса, санкций проблема с региональной литературой отходит на второй план, и интерес к чтению может совсем упасть. Хотя результаты исследований ВЦИОМ говорят относительно обнадёживающие. В июне этого года ВЦИОМ представил данные о том, каким жанрам они отдают предпочтение и насколько повысился интерес к чтению. На удивление, согласно ВЦИОМ в последние годы россияне стали читать больше – в среднем 4,55 книги за последние три месяца, тогда как год назад этот показатель составлял 4,23, а в 2011 г. – 3,94. Однако эта цифра по-прежнему не превышает уровень двадцатилетней давности: 5,14 книги в 1992 г. Чаще других к литературным произведениям обращаются женщины (5,07), жители городов-миллионников (6,26). Представители старшего поколения читают значительно больше, нежели молодые люди: если респонденты старше 60 лет прочли за последние несколько месяцев в среднем 5,28 книги, то 18-24-летние – лишь 3,56.
Наибольшей популярностью среди наших сограждан пользуются романы о любви - для чтения их выбирают 13% опрошенных. А 11% респондентов отдают предпочтение книгам по истории. Также россиян привлекают детективы: зарубежные (9%), "русские женские" (9%), а также отечественные детективные боевики (8%). Произведения классической литературы (русской или зарубежной) выбирает каждый десятый участник опроса (9%). А 9% признались, что их тянет к фантастике. Литературные издания для детей читают 8% опрошенных. Еще 8% узнают с книжных страниц о красоте, здоровье и психологии (8%). Мемуарами зачитываются 7% наших сограждан. Другие же предпочитают художественные произведения современных авторов (7%). Часть респондентов просматривает книги по домашнему хозяйству и работе на приусадебных участках (6%). К научной и профессиональной литературе обращаются 6% участников опроса, причем в большей степени молодежь, нежели люди преклонного возраста (10% и 3%, соответственно). Но всё же 35% опрошенных сообщили, что практически не читают книг.