Мощная подпитка для сердца и ума: поклонниками этого ореха были Авиценна и Гиппократ
24 ноября, 12:00
Фермер из Бурятии поплатился за угнанных лошадей
16:35
В Бурятии вновь создали клон аккаунта председателя Народного Хурала
16:33
Циклон с Атлантики принесет метели и ветра в Бурятию
16:00
Вместо тысячи химикатов: как использовали соду в СССР? 
16:00
Восточные ворота: вслед за Улан-Удэ обновятся аэропорты Магадана и Хабаровска
15:37
В Бурятии работник пилорамы перед сном зарезал коллегу
15:10
Дырами у церкви в районе Бурятии будут стыдить подрядчика через суд
14:25
В Александровском саду в Улан-Удэ подсветят арки
13:46
Бой в вагоне: водитель трамвая в Улан-Удэ подрался с пассажиром
13:40
Оплата улыбкой от Сбера теперь доступна в магазинах "М.Видео" и "Эльдорадо"
12:50
Автобусы Улан-Удэ дождались новую резину
12:45
Эти мягкие, сочные и ароматные ПП-чебуреки совсем не запретные. Можно есть на ночь
12:00
Часть Улан-Удэ останется без света на четыре дня
11:50
Ультракрасиво: пилот самолета показал Байкал с высоты рейса
11:15
Трамваи вновь запустили в Улан-Удэ
10:58
Алексей Цыденов подписал соглашение об открытии филиала РАНХиГС в Бурятии 22 ноября, 00:30
МТС оцифровала новый терминал аэропорта "Байкал" в Улан-Удэ 20 ноября, 15:05
Валентина Матвиенко обсудила с врио главы ЕАО Марией Костюк перспективы развития региона 19 ноября, 07:20
На фоне громких увольнений глава Минсельхоза Бурятии ушел в длительный отпуск 18 ноября, 20:59
Глава Бурятии снял Булата Цыренжапова с поста первого замминистра минсельхоза 18 ноября, 17:30
Улан-удэнец в тюрьме заработал на новый срок за телефонное мошенничество 18 ноября, 15:45
Улан-удэнец инсценировал самоубийство сожительницы 16 ноября, 21:14
Доходы бюджета Иркутска на 2025 год превысят 34 млрд рублей 15 ноября, 15:20
Специализированный спортзал для получивших ранение бойцов СВО может появиться в ЕАО 14 ноября, 07:40
Старый новый мэр: в Улан-Удэ выбрали градоначальника 13 ноября, 16:30
Иван Федюк: В Якутии создана благоприятная почва для цифровой трансформации 13 ноября, 16:00
В Бурятии обезглавлен Прибайкальский район 12 ноября, 18:15
В Улан-Удэ определились с тройкой кандидатов на пост мэра 7 ноября, 14:38
День Д: в Улан-Удэ отсеят кандидатов в мэры 7 ноября, 09:03
Депутат думы Иркутска Оксана Жучкова: Открытый диалог всегда полезен 31 октября, 17:10

Артур Волошин: Примером баланса между туризмом и промышленностью может послужить Исландия

О Национальной программе развития Дальнего Востока в интервью с экспертом по международным инвестициям
20 ноября 2020, 09:35 Политика
Артур Волошин Из личного фотоархива респондента
Артур Волошин
Фото: Из личного фотоархива респондента

О ключевых пунктах Национальной программы развития Дальнего Востока мы поговорили с Артуром Волошиным, общественным деятелем, экспертом в области международных инвестиций. Обсудили стоимость жилья, малый и средний бизнес, "горнорудку" и туризм, крупные инфраструктурные проекты и многое другое, ИА PrimaMedia. 

Первой и главной задачей сегодня является сохранить численность населения Дальнего Востока

— Новую национальную программу развития Дальнего Востока очень критикуют. Эксперты-дальневосточники ожидали своего рода поэтапного плана действий. А получили, по большей части, список проектов и отчёт по уже сделанному. Но не может быть, чтобы у этой программы не было вообще никаких сильных сторон. Что можете выделить вы? 

— Программа развития Дальнего Востока — это своеобразная "дорожная карта" по развитию ДФО в целом на десятилетия. Есть первоочередные задачи, а есть последующие, реализация которых будет напрямую зависеть от того, как и насколько успешно будут осуществлены первостепенные задачи. Поэтому говорить о строго фиксированном плане, с конкретными датами и цифрами, очень сложно. Это обусловлено территориальными особенностями ДФО и количеством накопившихся проблем. Первой и главной задачей сегодня является сохранить численность населения Дальнего Востока и обеспечить его достойной работой и заработной платой, а в идеале, чтобы демографическая ситуация еще и улучшалась в перспективе. Пока этого, увы, не наблюдается. Но есть программы "дальневосточный гектар", "дальневосточная ипотека", которые призваны данную ситуацию улучшить. Они работают, может и не так быстро, как хотелось бы, но должно пройти больше времени, чтобы был виден результат. 

— Утверждается, что в создании программы приняло участие около 230 тыс. человек. На ваш взгляд это плюс или минус? Мнение жителей ДВ, безусловно, должно учитываться, но именно от Минвостокразвития страна ждёт идей и эффективных решений. Не загоняет ли министерство себя в ситуацию, когда начнут звучать вопросы, а нужен ли вообще этот орган?

— Минвостокразвития, определенно, нужно. На мой взгляд, помимо инициации собственных идей, оно должно быть своего рода "фабрикой мысли", которое бы аккумулировало идеи, проекты и инициативы представителей бизнеса, чиновников и простых жителей Дальнего Востока. 

Люди ждут перемен здесь и сейчас

— С 2014 по 2019 год промышленное производство на Дальнем Востоке выросло на 31,5 процента. Так написано в программе. Привлечено инвестиций в размере 34,3 млрд. долларов США. Запущена реализация более 2468 новых инвестиционных проектов с общим объемом инвестиций 4,46 трлн. рублей и созданием более 186 тыс. новых рабочих мест. Цифры эффектные. И всё равно народ недоволен. Почему? 

— Это, скорее, вопрос из области психологии. Человек, а русский человек в отдельности, всегда чем-то недоволен. Таков человек, в том числе и житель Дальнего Востока. Эффектные цифры и призывы подождать еще 10-20 лет, после которых что-то изменится в лучшую сторону, ничего не изменят в настроениях людей. Они ждут перемен здесь и сейчас, однако, у большинства в жизни мало что меняется. Так что, думаю, объяснить можно только делом, а не словами.

— Как вы оцениваете блок нацпрограммы, касающийся поддержки малого и среднего бизнеса? 

— МСП в России — это история с двумя полярными точками зрения: одни говорят, что МСП в России нет, другие — напротив. Я считаю, что МСП есть и его нужно максимально поддерживать, так как это один из главных драйверов экономики. Сегодня, а условиях COVID-19, государство старалось поддержать отрасль, как могло. Конечно, есть много недовольных, но это неизбежно, так как спасти при цунами всех просто не реально. Давать какую-то оценку данному нацпроекту сейчас, когда пандемия, достаточно сложно. Да, что-то сделало, многое еще предстоит сделать, но ситуация будет меняться в условиях коронавируса. 

Пример синтеза туризма и промышленности — развитие геотермальной энергетики

— В программе много внимания уделено развитию туризма. Создание туристических кластеров. Но вместе с этим разработчики программы связывают будущие ДВ и с горнорудной промышленностью, что естественно. Но в отдельных регионах, в частности, на Камчатке, туризм и горнорудка плохо совместимы, ландшафт портится, негативный эффект на экологию. Хищническая добыча драгметаллов и геологоразведка наносят удар по нерестовым рекам. Как достичь баланса? 

— Баланс, полагаю, может быть найден. В ДФО под туризм следует отдать максимально возможное количество заповедных зон и создать новые национальные парки, где полностью запретить промышленное производство. Это обеспечит и экологичность, и развитие туризма и позволит сохранить природное богатство Дальнего Востока. Я слабо верю, что Дальний Восток станет массовым туристическим направлением, так как для большинства людей ДФО и далеко, и дорого. 

Примером же синтеза туризма и промышленности могло бы стать развитие геотермальной энергетики. Достаточно, посмотреть на Исландию, где геотермальная энергетика, экологичность и туризм являются звеньями одной цепи. Исландия готова делиться этим опытом, только вопрос готовы ли мы его услышать и принять?  

— В программе заявлены амбициозные инфраструктурные проекты — мост через Лену в районе Якутска, мост на Сахалин, Владивостокская кольцевая автомобильная дорога, новые железнодорожные пути, 40 аэропортов и прочее-прочее. И всё это из серии "давно пора". Каково, на ваш взгляд, будущее этих проектов? Успеют ли в срок, ну хотя бы до 2035 года?

— Часть из названных вами проектов, думаю, будет реализована. В каком объёме и в какие сроки, сказать сложно. Я думаю, вам никто не даст однозначного ответа на данный вопрос. Это должно быть поступательное движение. Шаг за шагом. Проекты настолько масштабные и дорогостоящие, что, думаю, это займет далеко не одно десятилетие, а может и столетие. Насколько сложно и небыстро реализуются подобные проекты в России стоит хотя бы вспомнить долгострои КАДа в Санкт-Петербурге и метрополитена в Омске. Это примеры, которые на поверхности, а таких еще очень много. Реализация крупных инфраструктурных проектов на Дальнем Востоке, в конечном счете, будет зависеть от их финансирования, количества инвестиций и политической воли. 

Введение регулирования цен на недвижимость со стороны государства невозможно

— Стоимость квадратных метров жилья — большая проблема для Дальнего Востока. В Якутске стоимость 1 кв.м. в новостройке может доходить и до 140 тыс. руб. Дороже в Хабаровске, во Владивостоке. И ипотека в 2% кажется мерой эффективной, но и стоимость самих метров должна быть ниже, чтобы жильё действительно стало доступным. Способно ли государство что-то сделать с этим? 

— Предпринимаемые властями шаги, в частности, касающиеся "дальневосточной ипотеки", льготной ипотеки под 6,5%  крайне нужны и закономерны, особенно в условиях коронавируса. Но, здесь есть одна существенная проблема: эти льготы съедает рост цен на жилье, в результате чего глобально для людей в решении жилищного вопроса ничего не меняется. Введение регулирования цен со стороны государства невозможно, так как ситуацию определяется на рынке недвижимости, который зависит от спроса и строительства нового жилья.

— И последний вопрос программа в её нынешнем виде соответствует сказанному президентом "Дальний Восток — приоритет на весь XXI век"? 

— Президент дал ясный и однозначный посыл, месседж. Полагаю, что в данной ситуации не программа должна соответствовать словам президента, а конкретные дела, реализованные проекты должны соответствовать словам главы государства. 

190401
48
56