В 1923 г. на территории Бурятии находилось 44 дацана, 211 православных храмов, 81 старообрядческий молитвенный дом, 7 иудейских синагог, 6 мусульманских мечетей, 5 баптистских общин и один католический костел. Первые репрессивные меры против церкви были предприняты еще в 1920 году, касались они в основном православия. К остальным конфессиям Советская власть отнеслась осторожно, начав при этом антирелигиозную пропаганду. Как изымали церковные ценности, закрывали дацаны и создавали союзы безбожников, боролись между собой живоцерковцы и тихоновцы — в продолжении исторического цикла UlanMedia (УланМедиа).
Длительное сосуществование и взаимодействие на территории Бурятии разных народов и культур обусловило специфику религиозной ситуации, отличавшейся поликонфессиональностью. Развернувшаяся в республике в 1920-е гг. антирелигиозная пропаганда по отношению к разным религиям и конфессиям также имела свои особенности.
Общий вид г. Верхнеудинска. В центре — улица Мордовская, на заднем плане — городское кладбище и церковь. Фото: Из архива национальной библиотеки РБ
Первые репрессивные меры против церкви были предприняты в 1920 г., касались они в основном православия. К остальным конфессиям Советская власть отнеслась осторожно, начав при этом антирелигиозную пропаганду. В марте 1923 г. при Буробкоме РКП(б) был создан агитационно-пропагандистский отдел. Кроме него, антирелигиозной работой занимались Наркомпрос, политпросвет, женотделы, комсомол и другие организации. Антирелигиозная пропаганда проводилась через ликбезы, медицинские учреждения, избы-читальни, культпросветучреждения, кружковую работу и т. д.
Особое значение придавалось внедрению антирелигиозной тематики в школьные программы. Специально для организации борьбы с религией в 1925 г. был создан Союз воинствующих безбожников, на следующий год в г. Верхнеудинске открылся областной Союз, а на всех предприятиях, организациях, учреждениях — ячейки. Деятельность Союза финансировалась государством.
Воскресенская церковь. г. Кяхта. Фото: Из архива национальной библиотеки РБ
30 июля 1923 г. создана Хоринская аймачная комиссия по изъятию церковных ценностей.
Самой крупной конфессией была Русская православная церковь (83,2 тыс. верующих). Православные приходы Бурятии входили в состав Иркутской и Забайкальской епархий. Буддийская конфессия насчитывала 77,8 тыс. верующих. На восточную часть Бурятии приходилось 38 дацанов, на западную — 6, наиболее крупные из которых Агинский, Анинский, Цугольский, Ацагатский, Цолгинский, Тамчинский, Янгажинский. Третьей по значению конфессиональной группой были старообрядческие общины (22,7 тыс. верующих). Их приходы входили в состав Иркутской, Амурской и всего Дальнего Востока старообрядческой епархии.
Мистерия Цам в Тамчинском дацане. Фото: Из архива национальной библиотеки РБ
Политика местных властей по отношению к буддийской конфессии определялась общими установками центра по антирелигиозной борьбе, но с учетом особенностей региона. На закрытом заседании президиума Бурят-Монгольского бюро РКП(б) 23 октября 1923 г. рассматривался вопрос "О ламайском духовенстве". Подчеркивалось, что "борьба с ламаизмом должна вестись со всей энергией и всеми средствами и методами, какими обладает Советская власть и Коммунистическая партия. Но, принимая во внимание положение Бурятии как культурно-политического буфера между СССР и Дальним Востоком, необходимо в борьбе с ламством подойти к делу с особенной чуткостью и осторожностью политического такта".
I Республиканский съезд Союза безбожников. 21 — 27 февраля 1929 г. Фото: Из архива национальной библиотеки РБ
1923 г. В Бурятии началась регистрация религиозных обществ. Старообрядческие общины негативно восприняли это решение.
21 сентября 1923 г. в Додо-Анинском (Хоринский аймак) состоялся первый диспут комсомольцев с ламами. Вечером была поставлена пьеса "Царские налоги". 22 сентября диспут продолжился.
В 1925 г. была утверждена инструкция "О порядке взимания подоходного налога со служителей буддийского религиозного культа (лам) в пределах Бурреспублики". Высокие налоги, национализация дацанов и их имущества стали причиной эмиграции лам. Очередным шагом государства во взаимоотношениях с религиозными конфессиями стала попытка осуществления обновленческого раскола внутри основных из них: православия и буддизма. Борьба обновленцев (живоцерковцев) и староцерковцев (тихоновцев) в православной церкви, обновленцев и консерваторов среди буддийского духовенства свидетельствовала о
стремлении духовенства приспособиться к новым историческим условиям.
I Всесоюзный духовный буддийский собор. г. Москва. 20 — 28 января 1927 г. Фото: Из архива национальной библиотеки РБ
20 — 29 января 1927 г. в г. Москве состоялся I Всесоюзный Духовный собор буддистов.
Власти, поначалу приветствовавшие желание обновленческого духовенства сотрудничать, впоследствии перешли к политике всемерного ограничения прав церкви и репрессиям против ее священнослужителей. Для буддизма началом острой борьбы между консерваторами и обновленцами стало проведение I духовного съезда буддистов БурятМонгольских автономных областей ДВР и РСФСР (октябрь 1922 г.). На нем был создан Центральный духовный Совет (ЦДС) во главе с
Хамбо Ламой, которому предстояло "сменить власть" во всех дацанах — избрать хидские советы. С 1923 г. обновленцы стремились провести в жизнь реформу буддийской церкви согласно принятым на съезде документам. Они пытались преобразовать церковь в духовную общину единоверцев и критиковали прежний образ жизни служителей культа. Консерваторы, представлявшие значительную часть ламаистского сословия, выступали за сохранение ламаистской церкви в той форме, в которой она сложилась в России.
Верхнеудинская синагога. Фото: Из архива национальной библиотеки РБ
23 мая 1925 г. вышло постановление СНК БМАССР об отчуждении земель дацанов, лам, церквей и монастырей.
Удостоверение члена Союза воинствующих безбожников. Фото: Из архива национальной библиотеки РБ
Борьба между обновленцами и консерваторами в буддийской конфессии обострилась в связи с принятием 17 декабря 1925 г. постановления ЦИК и СНК БМАССР №221 о проведении в жизнь декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви, хотя СНК РСФСР принял такой документ еще в 1918 г. Задержка была вызвана поиском особых форм применения советского законодательства о религии к условиям республики. Декрет лишал церковь имущества и права владения им. Церковные и религиозные организации становились общественными (частными обществами).
С целью приведения Положения и Устава Буддийской сангхи в соответствии с принятым постановлением был проведен II съезд буддистов (декабрь 1925 г.). Лидерами обновленцев были А. Доржиев, Хамбо Лама Ч. Иролтуев, Д. Мункожапов, Д. Дагбаев и др. Лидерами консерваторов –
Э. Вамбоцыренов, Д. Бадмаев, А. Гармаев, Ж. Залаев, Б. Найданов.
20 января 1930 г. в г. Верхнеудинске создана особая комиссия по снятию колоколов с культовых зданий. В результате снято 18 колоколов, в том числе два колокола с католического костела.
Михайло-Архангельская церковь. г. Верхнеудинск. Фото: Из архива национальной библиотеки РБ
Национализация дацанов резко обострила борьбу между обновленцами и консерваторами. В январе 1927 г. в Москве был созван Всесоюзный съезд буддистов СССР, на котором было сформировано Представительство буддийского духовенства в СССР (позднее — Всесоюзное духовное управление буддистов). Его резиденция находилась в буддийском храме в г. Ленинграде. В августе 1928 г. прошел III Собор буддистов Бурятии. На нем были образованы хидские советы, большинство дацанов передано обновленцам. А. Доржиев призвал к прекращению борьбы, а лам и хувараков — покинуть дацаны и идти в народ, чтобы сохранить религию. В этих условиях усилилось эмигрантское движение среди бурятского населения.