Дальневосточный МедиаСаммит (18+)
4–5 июля 2024

осталось 37 дней

Только умнейшие смогут ответить на все вопросы - ТЕСТ на эрудицию
26 мая, 20:00
В Улан-Удэ трамвай наехал на пешехода
26 мая, 17:25
В Улан-Удэ ожидают высокий уровень пожароопасности
26 мая, 16:30
В Кабанском районе Бурятии случилось два крупных ДТП
26 мая, 15:00
Мастер спорта из Бурятии установила два рекорда и стала чемпионом России
26 мая, 13:30
В столице Бурятии Уда и Селенга опускаются всё ниже
26 мая, 13:00
Игорь Шутенков поздравил с Днем российского предпринимательства    
26 мая, 12:02
Жители Бурятии спровоцировали полный запрет на вход в леса
26 мая, 11:15
В Бурятии ребёнка укусила неизвестная собака
26 мая, 11:00
В Улан-Удэ возрождение ипподрома началось с трагедии
26 мая, 09:00
Бурятию днём прогреет до +29 градусов
26 мая, 08:00
Выберите одно из деревьев и раскройте уникальную сторону своей личности - ТЕСТ
25 мая, 20:00
Не сидите дома: известный тренер рассказала,чем занять ребенка на каникулах
25 мая, 17:00
В Бурятии тушат четыре лесных пожара
25 мая, 13:11
Врачу из Бурятии вручили медаль Суворова
25 мая, 11:35
1 км = 100 рублей на благотворительность: или как онлайн поучаствовать в Зелёном Марафоне 24 мая, 19:30
Успеть прибежать первым: регистрация на 11-й Зеленый Марафон в Улан-Удэ пройдёт до 26 мая 24 мая, 19:04
В России состоится одно из самых массовых беговых мероприятий 1 июня 24 мая, 17:25
Сбербанк расширяет действие "Коммерческой ипотеки" на помещения площадью до 350 кв. метров 24 мая, 16:15
Эксперты с Кубани дали прогнозы торгово-экономическим отношениям Краснодара и Харбина 24 мая, 07:15
В Аршане Бурятии открылся обновленный офис Сбера 23 мая, 16:43
Конкурент "ГринАгро": Вьетнам построит в Приморье крупный молочный комплекс 21 мая, 11:00
Сберстрахование разработала полис с защитой от кибератак и экорисков 20 мая, 13:30
Встречи с крупными инвесторами проводит делегация ЕАО в Китае 18 мая, 14:30
Серия научных лекций по искусственному интеллекту пройдет в российских регионах 17 мая, 16:10
Акции Сбера полагаются в подарок при открытии вклада и брокерского счета 17 мая, 13:00
ИИ применяется для контроля за использованием средств для выдачи кредитов в Сбере 17 мая, 12:45
Сбер выпустил умную колонку SberBoom Mini c героями "Простоквашино" 16 мая, 18:45
Жители Приангарья получили почти 1,5 млрд рублей дохода по пенсионным договорам со СберНПФ 16 мая, 18:05
В Сбере обсудили пользу искусственного интеллекта бизнесу и жителям Сибири 16 мая, 16:10

Руками в Бурятии работать некому, считают представители ВСГУТУ и технических сузов Бурятии

По мнению руководителей профильных учебных заведений, без квалифицированных кадров невозможно говорить об экономическом развитии республики
2 июня 2015, 14:50 Бизнес

Руками в Бурятии работать некому, а подготовка кадров для заводов – категория не социальная, а экономическая, и без квалифицированных кадров невозможно говорить об экономическом развитии республики - таково единодушное мнение представителей технических сузов и ВСГУТУ, прозвучавшее на круглом столе ОНФ в Бурятии "Страна живет, пока работают заводы".  Одна из проблем - вопрос "непрестижности" инженерных специальностей, на которые скоро некому будет учить. Кроме того, страдает качество набора на первый курс по инженерным направлениям - в том числе и из-за ЕГЭ, сообщает ИА UlanMedia по итогам круглого стола "Страна живет, пока работают заводы".

"Большинство бед - в ГОСТе нового поколения"

По словам Анатолия Грешилова, декана машиностроительного факультета ВСГУТУ "Проблемы подготовки и  повышения престижности инженерных кадров", в настоящее время существует огромная проблема в подготовке кадров для производств, а именно инженеров технического профиля.

- Без квалифицированных кадров невозможно говорить о развитии. Для машиностроительного комплекса, авиастроения, транспорта подготовка специалистов в нашем регионе идет полностью на базе ВСГУТУ. Это самолетостроение, машиностроение, металлургия, наземный транспорт и другие специальности. За последние пять лет развитие этих направлений позволило поднять материально -техническую базу, в том числе и по технологическому оборудованию, учебному оборудованию на современный уровень. Разработаны определенные программы, и с рядом предприятий на сегодня заключены договоры-соглашения о взаимодействии в виде практики. Внедрена интегрированная система обучения - на четвертом-пятом курсах обучение сочетается с трудоустройством студентов на неполный рабочий день на предприятия, что позволяет осуществлять практическую подготовку. Это мы готовили по стандартам того поколения. Система работает. Специалисты трудоустраиваются предварительно на предприятия, и имеют уже трудовой стаж, что часто помогает им дальше в карьерном росте. Так было до перехода к ГОСТу нового поколения, - рассказывает Анатолий Грешилов.

Однако, несмотря на большую востребованность этих специалистов, по мнению Анатолия Грешилова, есть две основные проблемы.

- Качество набора на первый курс оставляет желать лучшего. Это проблема "непрестижности" инженерных специальностей.  Как ни парадоксально, но сегодня техническая специальность, слово "инженер" звучит для многих выпускников как наказание. В средних учебных заведениях такая же ситуация. Второе - ЕГЭ. Его внедрили для борьбы с коррупцией. Но сегодня на сдачу ЕГЭ тратится еще больше денег, думаю, чем на борьбу с коррупцией, - высказал свое мнение декан. - ЕГЭ чем хорошо – у абитуриентов есть возможность поступать в любой вуз, имея на руках сертификат. Но, в первую очередь, это было сделано с учетом демографии. В Центральной полосе России решили для себя найти контингент, чтоб не было обезлюживания в этих регионов. Возникла большая миграция студентов. У нас и так их в Бурятии мало, плюс сертификат ЕГЭ - ждешь результат – поступил или нет. Начинается утечка кадров – это еще одна проблема.

 Следующая проблема – сдача экзаменов. Да, выпускники сдают экзамены ЕГЭ, и хорошо, но иногда в школах просто не рекомендуют сдавать сложные экзамены – это физика, математика. При приеме на первый курс три экзамена – математика, физика, русский язык. И вот физику сдавать не рекомендуют. Все накладывается, и в итоге получается, что при наборе на первый курс мы имеем эти факторы и конкурс идет один к одному. Это влияет на дальнейшее обучение и качество подготовки.

Еще проблемой подготовки специалистов-инженеров Анатолий Грешилов считает введение многоуровневой системы подготовки. По его мнению, система бакалавриата, которая введена сегодня, кончилась тем, что то же обучение вложили в срок четыре года, что почти исключает все виды практических занятий.

- Сегодня студенты за весь период учебы общаются с предприятием зачастую только один раз. Эти все проблемы необходимо решать. У меня предложение – рекомендовать возможность сдавать экзамены по выбору (это не требует материальных затрат) после получения аттестата. И возврат к старой системе обучения от бакалавриата, - заключил Анатолий Грешилов.

"Рабочих много, высококвалифицированных рабочих мало"

По мнению Анатолия Белоусова, директора Бурятского республиканского индустриального колледжа, говорить о престиже рабочих профессий станет возможным, когда в корне поменяется система подготовки на эти специальности. 

- Чтобы начать готовить высококвалифицированных рабочих, мы должны понять, как это делать. Систему подготовки нужно в корне менять. И мы видим, как хорошо это происходит в больших городах. Есть такой Национальный чемпионат по профессиональному мастерству по стандартам WorldSkills. Наши ребята в нем участвуют, и успешно. Этот чемпионат показывает, что очень сильно изменилось отношение к профобразованию. В некоторых регионах, например, в Татарстане, работает  точная система: производственные объединения – правительство – учебное заведение. И тогда уже нет проблем подготовки, - сообщил Анатолий Белоусов.

По словам директора БРИК, когда студент выходит из стен учебного заведения, работающего по такой системе, ему не надо адаптироваться на производстве, потому что все технологии, которые есть на предприятии, завод поставил в учебное учреждение.

- Первый станок, который появился, сначала появляется в учебном заведении, а потом уже на предприятии. 

Когда мы решим эти проблемы, мы сможем говорить о престиже рабочих профессий. И на такие мероприятия, как круглый стол "Страна живет, когда работают заводы" нужно обязательно приглашать слесарей, токарей, сварщиков. Надо в президиум сажать заводчанина, доярку... И после этого только начнется подъем престижа профессий, чтобы дети пошли в техникум, в технические вузы, - высказал свое мнение Анатолий Белоусов.

Сейчас же, когда идет 25%-е сокращение в системе среднего профессионального образования, а в 2016-м году уже и 30%-е, возникает большая проблема: куда пойдут учиться, а затем и работать, дети, не попадающие или не стремящиеся в вузы.

- Куда эти дети пойдут? В моем учреждении 80% детей находится в трудном материальном положении. Если мы сегодня не дадим им будущее, а будущее – это профессия, которой он научится, значит, завтра будем содержать их в других спецучреждениях, - высказал свое беспокойство Анатолий Белоусов. 

"Оборудование есть, студенты есть - преподавать некому!"

Коллег поддерживает и Леонид Будаев, директор Авиационного техникума. При этом глава учебного заведения признает: авиационному техникуму повезло во многих смыслах.

- У нас основным двигателем взаимоотношений является наш работодатель – авиационный завод. Нам повезло, что директор завода – сам выпускник авиационного техникума, и он знает, что это такое. Он как раз начинал с рабочих мест, с рабочей профессии, и он все это пропустил через себя. Что называется – роль личности в истории. Есть личность – есть история, - поделился Леонид Будаев. - У нас классическая быстрая дуальная система образования. В нашей республике, в которой практически нет промышленности, очень тяжело с подготовкой кадров. В рамках "У-УАЗ - авиатехникум" построена классическая дуальная система, и сейчас она признана лучшей в авиационной отрасли в РФ.

По словам Леонида Будаева, в техникуме сложилась такая ситуация, что оборудование есть, студенты есть - причем конкурс, как минимум, два человека на место, но преподавать некому.

- Средний возраст наших преподавателей – 62 года, и это женщины. Если убрать троих, которым до 30 лет, там цифра еще ощутимо изменится. А мы говорим об инновациях, о внедрении новых передовых технологий. Наши преподаватели – отличные специалисты, но они 20 лет преподавали "на пальцах". Они просто не могут осваивать новые технологии. А вот нового привлечь – проблема. Пример: две ставки – работать надо почти восемь часов в день – преподавать одни пары. И при двуставочной нагрузке молодой преподаватель получает 10 тыс. рублей на руки. Он должен жить там, умереть на работе и получить 10 тысяч. О какой воспитательной, научно-методической работе может идти речь? Как он сам же будет осваивать новые технологии? Через год даже у энтузиаста руки опустятся, - высказал свое мнение Леонид Будаев.

По мнению директора авиационного техникума, подготовка кадров для заводов – это экономическая категория, а не социальная или образовательная.

- Наш студент, уходя на практику, сразу приносит часть валового продукта Республики Бурятия, потому что он уже рабочий завода. А выпустившись, он еще большую долю приносит. Он работает на оборудовании стоимостью около полумиллиона рублей. И выпускает продукцию, которая стоит столько же. 56 тыс. рублей в год у нас в техникуме стоит подготовить специалиста. А учитель начального образования, который готовится в педколледже, стоит почти 100 тыс. Хотя кроме доски, ручки, тетради там ничего и не надо. Я не приуменьшаю роль педагога, но с точки зрения материальной разница большая. Нам надо задуматься об этом. 80% наших выпускников остаются в Бурятии, - рассказал Леонид Будаев.

Руководитель авиационного техникума сетует, что сузы до сих пор считают социальным учреждением.

- Как раньше – кто негож – отдаем в ПТУ. Прихожу в школу переговорить с директором, а она мне уже список учеников дает – ребят, которые им не нужны. Мы же не исправительно-трудовая колония. О каком престиже можем тогда говорить? - рассказал Леонид Будаев. - Думаю, все проблемы не решатся, пока не будет человека, который все это не будет делать руками. Сколько хороших инноваций разрабатывает технологический университет. А кто их внедряет? Руками работать некому! У нас и стартап проводят – молодой бизнесмен начинает работать, идей много, а потом раз и все – проблема – рабочих нет, а сам он руками не умеет работать. А если мы систему среднего профобразования поднимем, то сможем готовить человека, который продолжит образование в вузе и который будет уметь работать руками. 

Напомним, региональное отделение Общероссийского народного фронта в Бурятии в рамках подготовки к Всероссийской промышленной конференции, которая пройдет в Москве 8 июня 2015 года, на круглом столе "Страна живет, когда работают заводы" обсудили перспективы развития промышленности в регионе. Ключевыми вопросами для обсуждения стали проблемы износа основных фондов предприятий, "кабальных" кредитов и подготовки молодых специалистов на производство, сообщили ИА UlanMedia в пресс-службе РО ОНФ в Бурятии.

В работе круглого стола приняли участие активисты и члены штаба бурятского регионального отделения Народного фронта, представители профильных министерств и ведомств, торгово-промышленной палаты, Народного хурала Бурятии, руководители крупнейших предприятий республики, представители высших и средних специальных учебных заведений, средств массовой информации.

Участники мероприятия говорили об актуальных проблемах промышленности Бурятии, о перспективах рынка труда республики, проблемах повышения престижа рабочих профессий. 

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

Будущим инженерам в Сибирском федеральном университете гарантируют повышенную стипендию