Куда делась голова профессора Цыбикова

Или почему во Владивостоке хотят увековечить память учёного
Гомбожап Цыбиков. Фото: Скриншот ИА UlanMedia

Более 100 лет назад во Владивосток в Восточный институт поступил на службу будущий профессор этого института, один из первых россиян, посетивших закрытый Тибет, выдающийся монголовед Гомбожап Цэбекович Цыбиков, местонахождение головы которого до сих пор является тайной буддистских лам. Куда делась голова профессора Цыбикова и почему на Дальнем Востоке так ценится его имя, корр. ИА UlanMedia рассказал приморский журналист Юрий Уфимцев.

Под страхом смерти в Тибет

Посещение Тибета в конце XIX века иностранцами было запрещено под страхом смерти. В 1826 году, при попытке проникновения в Тибет, был убит доктор Муркрофт, пытавшийся пробраться в Тибет в одежде мусульманина; в 1893 – француз де Рэнс; японец Кавагучи избежал смертельной участи, но приютившие его монахи были ослеплены. Казнили и тибетцев, дававших кров индусам, пробравшимся со стороны Индии и сделавшим первые снимки загадочного Тибета.

Цыбиков, будучи студентом факультета восточных языков императорского Санкт-Петербургского университета, по протекции профессора-монголоведа Позднеева, в 1899 году получил предложение от Русского Географического Общества(РГО) пробраться в Тибет под видом странствующего паломника из Монголии. Ему выдали значительную сумму денег и ручной фотоаппарат "Self-Worker" парижской фирмы Пипон, который он замаскировал, вмонтировав в барабан для моления.

Выехав из Монголии, Цыбиков столкнулся с интересным фактом. Буряты, опасаясь, что их не будут пускать в Тибет как иностранцев, ходили туда под видом монголов. Но монголы считали их подданными российского царя и называли "орос" — рускими. Будучи одним народом, буряты добились через ламаистский суд права называться монголами и на каждого, кто назвал бурята "орос", налагался штраф в 7 рублей.

В Тибете один из прорицателей предсказал Цыбикову, что он пройдет жизненный путь, полный труда, величия и почета. И смерть его будет так же почетна: из его черепа, который, как и у всех мудрых людей, не имеет шва, изготовят священный сосуд-чашу для жертвоприношений — габалу…

Из путешествия Цибиков привёз библиотеку из 333 священных книг, и стал третьим человеком, снявшим столицу Тибета — Лхасу на фотопластины. Причём делал он это также в тайне.

Тибет в снимках Цыбикова

Тибет в снимках Цыбикова. Фото: Скриншот ИА UlanMedia

Вернувшись в Россию, Цыбиков узнал, что Позднеев уехал во Владивосток ректором образованного в 1899 году Восточного института, и послал ему письмо с просьбой взять его на работу в этот институт. 1 июля 1902 года Цыбикова назначили лектором монгольской словесности Восточного института во Владивостоке.

Во Владивостоке в РГО Цыбиков показал диапозитивы и прочитал лекцию об увиденном в Тибете. Тибет поразил его страшной нищетой:

"экономя табак, жители смешивают его с пеплом навоза баранов и козлов; ткач получает в день 15 копеек, чернорабочий – 4, чтец молитв за день беспрерывного чтения – 20 (при цене бутылки водки в 2 копейки)".

Интересный бизнес обнаружил Цыбиков в самом сердце Лхасы. Перед главной святыней Тибета огромным Буддой каждый день производились возлияния и приношения едой. Вследствие чего мыши, считавшиеся священными расплодились в статуе в огромном количестве. Убивать их было запрещено, но трупы мышей, умерших естественной смертью, считались полезными при родах и продавались на экспорт в Монголию по 10 копеек.

Тибет в снимках Цыбикова

Тибет в снимках Цыбикова. Фото: Скриншот ИА UlanMedia

Благословение Далай-Ламы

Поднимаясь к дворцу по 15-километровой дороге, Цыбиков, как положено, сделал 6 тысяч поклонов, затратив на этот путь два дня. Всего он провел в Тибете 888 дней и был принят вместе с другими паломниками главой Тибета – Далай-Ламой.

"После всех подношений Далай-Лама принял хадак и благословил меня приложением своей правой руки к моему темени, — рассказывал Цыбиков. — В это время ему подали шнурок из ленты шелковой материи, он связал узел и, дунув на него, положил на мою шею. Такой шнурок с узлом называется по-монгольски "цзангя", а по-тибетски с"ун-дуд". Этот охранительный узел, освящённый дуновением после прочтения особого заклинания, считается талисманом, охраняющим от несчастий. Я отошёл в сторону, моих товарищей он только благословил помянутым способом".

В 1905 году Цыбиков и Далай-Лама IV встретились снова, на этот раз в столице Монголии, где Далай-Лама встречался с российскими политиками и учёными. Здесь Цыбиков выступил в качестве переводчика между представителями России и Далай-Ламой.

С 1 марта 1903 года Цыбиков был назначен секретарем Конференции Восточного института, а с 23 октября 1906 года — и.о. профессора монгольского языка. 26 мая 1908 года его назначили членом правления Восточного института. Цыбиков был уважаемым профессором, кумиром студентов; писал и выпускал учебные пособия, научные книги.

Всего учёный написал около 30 научных трудов, главным из которых является написанный во Владивостоке том "Буддист-паломник у святынь Тибета".

Своё путешествие в Тибет в 1899–1902 годы Цыбиков описал в книге, переведённой на многие языке

Своё путешествие в Тибет в 1899–1902 годы Цыбиков описал в книге, переведённой на многие языке. Фото: Скриншот с сайта litmir.co

Домой в Бурятию

15 сентября 1917 года Цыбиков написал прошение в Конференцию Восточного института: "Вследствие приглашения меня моими сородичами забайкальскими бурятами, послужить делу национализации школы, что будет сделано в Российской республике для всех инородцев, я желаю посвятить свои силы делу народного просвещения у сородичей. Поэтому прошу освободить меня от и.д. профессора".

Уволившись из института, Цыбиков уехал в Бурятию, где занимался научной деятельностью, становлением системы образования Бурятии. Издал первый букварь для детей на бурятском языке, написал исторический "Очерк Монголии", стал профессором Иркутского университета, совершил поездку в Монголию в 1927 году.

Здесь он заинтересовался историей головы монгола Джа-ламы. Джа-лама родился в Астрахани, откуда отправился в Тибет, где стал священником. Вернувшись в Монголию он развернул национально-освободительное движение монголов, находившихся тогда под управлением китайцев. В одно время с Цыбиковым он был послан русскими с подарками к Далай-Ламе, но в Тибет не прошел. Впоследствии оказал большую роль в борьбе монголов с китайцами монгольскому правительству, за что был пожалован титулом "Управляющий многими аймаками Западной области министр, досточтимый, воистину совершенно сильный дхармарадж, святой князь".

Джа-лама получил огромную власть и ослепил знаменитого живописца Цаган-Жамбу, написавшего его портрет, чтобы тот не написал никому портрета лучше. Однако за свою жестокость по указу императора Николая II в 1914 году Джа-лама был арестован и сослан в Астрахань, где и оставался до 1918 года.

Октябрьская революция освободила его, и он вновь появился в Монголии. Здесь он собрал большую шайку и скрылся с ней в центре пустыни Гоби, где основал свою крепость.

Тибет

Тибет. Фото: Скриншот ИА UlanMedia

В начале 1923 года в крепость были посланы части Красной армии и Джа-лама был убит. Его труп был сожжён, а предварительно отрезанную от тела голову в ёмкости с водкой переправили в столицу Монголии. Из-за белых волос на тёмной коже её прозвали "Белой головой". 1925 году советский монголовед Казакевич поместил её в стеклянный сосуд с формалином и переправил диппочтой в Ленинград, в Музей антропологии и этнографии (Кунсткамеру), где её поместили как экспонат № 3394 в фонды, где она и хранится до настоящего времени.

Экспедиции и постоянная работа подорвали здоровье профессора Цыбикова. Он уехал в родное село возле Агинского дацана, где стал лечиться народными методами.

Интересно, что в последнее время Цыбиков активно занимался атеистической пропагандой, писал атеистический труд о боге, но, тем не менее, построил субурган – молитвенную ступу возле своего домика. Возле неё он распорядился поставить войлочную юрту, в которой и скончался в 1930 году.

Куда делась голова профессора Цыбикова

— Агинский дацан того времени, — до сих пор считают его родственники, — имел на Цыбикова свои виды. Когда профессор умер, ламы сделали всё, чтобы заполучить останки человека благословленного самим Далай-Ламой.

Цыбиков был похоронен на кладбище дацана по старому обычаю, на поверхности земли. Тела умерших пеленали кусками ткани и укладывали их на деревянные подставки. Именно так и был похоронен Цыбиков.

На другой день после похорон родственники увидели, что тело профессора обезглавлено. Вероятно, из черепа Цыбикова сделали габалу, как и предсказывал тибетский прорицатель. Кто из лам это сделал — осталось тайной, таинственно исчезла и сама габала. Её искали многие. Возможно, агинские ламы сумели переправить габалу в Лхасу, стараясь тем самым заполучить благосклонность Далай-Ламы, или же спрятали её у себя. Сегодня, на том месте, где когда-то было кладбище Агинского дацана, — чистое поле.

Ещё при жизни Цыбиков был удостоен высшей награды Русского Географического Общества — премии имени Пржевальского и специально отлитой золотой медали “За блестящие результаты путешествия в Лхасу”, которые ему лично вручил знаменитый Семёнов-Тяньшаньский. Во Владивостоке в 1908 году Цыбикова наградили орденом Св. Станислава 3-й степени (для нехристиан); в 1912 — орденом Св. Анны 3-й степени; в 1915 — орденом Св. Станислава 2-й степени.

Именем первого бурятского профессора Цыбикова названа улица в Улан-Удэ, воздвигнут памятник знаменитому востоковеду и в его родном селе Урдо-Ага. Во Владивостоке, где Цыбиков провел 15 самых продуктивных в научном плане лет, имя этого выдающегося монголоведа никак не отмечено. А ведь как отмечалось еще до революции, издание его книги рассматривалось "как лучшее доказательство того, что истинная Россия жива и работает в полном сознании своей духовной силы, объединившей и объединяющей десятки народов и почти двести миллионов людей: написанная бурятом, питомцем русского университета, редактированная русскими и изданная Русским Географическим Обществом книга Цибикова является ярким выразителем культурного объединения Россиею запада и востока на общей работе". Разве имя такого человека не достойно быть увековеченным в названии одной из улиц в районе новых застроек его альма-матер на Русском острове и в свете развития отношений России с Монголией?...

1 / 3
‡агрузка...

© 2005—2019 Медиахолдинг PrimaMedia