Солбон Лыгденов: Это не просто война, а живой человек с улыбкой

Фоторепортажи

Солбон Лыгденов: Это не просто война, а живой человек с улыбкой

Время насыщенно военной тематикой, она звучит из телевизора и социальных сетей. Но литература — это отдельный пласт художественного мира, погружаясь в который, читатель может стать любым героем, любым персонажем и прочувствовать все испытания, эмоции и все "спецэффекты" на себе, рождая целый мир в своей голове. Режиссер Солбон Лыгденов согласен с утверждением, что лучшее кино то, которое ты прочтешь в книге. UlanMedia (УланМедиа) возрождает рубрику об интересных книгах и влиянии литературы и вновь публикует интервью с известным режиссером. Текст был опубликован до начала специальной военной операции, но не утратил актуальности и сегодня. 

— Солбон Дондокович, ваш проект "321-я Сибирская"(18+) связан с военной тематикой. Наверняка, вы перечитали огромное количество литературы, связанной с этим временем. Посоветуйте современникам, что обязательно нужно почитать о войне?

— Я предложил бы почитать повесть замечательного автора Виктора Некрасова "В окопах Сталинграда" (18+). Естественно, Бондарева, Быкова, Фадеева, Твардовского. "Они сражались за Родину" Шолохова вообще должна быть практически настольной книгой. В целом, произведений очень много. И есть, конечно, местные авторы. Например, Даширабдан Батожабай.

Воспоминания, события, которые происходили в тылу, здесь тоже было немало сильных историй. Все это предлагаю почитать молодежи, потому что это очень полезно, важно, эти авторы сами бывали на фронтах, сами переживали это и писали о том, что чувствовали и видели сами.

Как говорил один из классиков кино: "Самое лучшее кино то, которое вы прочитаете в книге".

3481952.pngВоенная лента из Бурятии набрала 4 млн просмотров в интернете

"321-я сибирская" была опубликована 9 мая 2022 года

— В своей работе вы используете какие-то моменты из художественной литературы?

— Мы занимаемся художественным произведением. Когда мы снимаем кино, конечный продукт — художественное произведение. И получается в форме книги, повествования, скажем так. Когда мы пишем сценарий, естественно, мы переходим на классические жанровые вещи в художественной подаче. Поэтому многие вещи, даже если я беру документальные подтверждения, наградные листы, я должен перекладывать на манер художественного повествования. Поэтому, конечно, иногда бывают очень полезны те классические моменты книг, которые берешь за основу и туда добавляешь реальные истории, получается очень хорошо.

— Вы упомянули Твардовского. Как вы относитесь к поэме "Василий Теркин" (12+)?

— "Берег левый, берег правый"… Для меня детство прошло под флагом патриотизма — советского, военного. Мы читали всю литературу, смотрели все фильмы, пели все песни, которые были с этим связаны. И тем более когда я впервые прочитал Твардовского, для меня все это было настолько живо. Мы переживали. Вот правда, мы, дети тогда еще, "кто нужные книги в детстве читал", как говорилось у Высоцкого. Поэтому мы жили этим, переживали, пусть даже и в поэтической форме, но настолько красочно и объемно. Это не просто война, не просто грязь, а живой человек с улыбкой, со своим переживаниями, любовью, ответственностью.

— Если говорить о бурятских авторах, кого вы бы выделили в этом направлении?

— Есть очень яркая повесть у Балдана Ябжанова "Волчица" (12+). Шикарное произведение просто! По нему я в свое время даже писал маленькую пьеску. Повествовании ведется от лица волчицы, которая испытала на себе, что такое загон против волков. Ее детенышей убивают охотники, и потом ее растерзанное сердце ищет себе покоя. И в один момент она понимает, что в деревнях не стало мужчин, что и позволило ей вдоволь насладиться местью. Я спойлерить не буду, раскрывать всю историю, а лучше предложу прочитать. Эта проза очень сильно отражает суть войны, хотя рассказана вообще посторонняя история, которая происходит где-то в быту в тайге. Там нет привычного нам образа войны, образа врага, но именно период войны.

— Есть ли у вас, скажем, топ-5 произведений, которые вы бы обязательно рекомендовали к прочтению? Не обязательно связанные с военной тематикой.

— Я думаю, молодежи обязательно нужно читать Михаила Булгакова. Для современной молодежи это очень интересная литература. Когда я был молод и читал его произведения, всегда думал — как вообще можно придумать такое? Тогда еще только-только появлялась компьютерная графика, без которой люди такое и представить не могут, а он все это шикарно представлял.

Из советских — Сергея Довлатова можно почитать, очень интересная проза.

Это проза, которую современная молодежь уже стала забывать, "литература перехода": советский период, те переживания, почему мы пришли к этой жизни. Как раз-таки Довлатов отлично показывает тот внутренний переход в жизни человека от советского старого к современному миру.

Необычный юмор, довольно смелая ирония для своего времени. Например, сборник его рассказов "Желтый чемоданчик" (12+), также отличный фильм снят с Виктором Сухоруковым в главной роли по произведению Довлатова. Комедия радикальная, конечно, но это и есть наша история.

Я не говорю о классиках, которых обязательно нужно читать: Пушкин, Лермонтов, Тютчев и другие. Лермонтов для меня всегда был источником вдохновения. И конечно, живя в Бурятии, нужно знакомиться с местной литературой. Владимир Митыпов, например, "Долина бессмертников" (12+). Роман на социально-историческую тему. Его фантастику также стоит почитать. "Приход больших обезьян" (12+), она очень близка с американской "Планетой обезьян" (12+), но несет свою историю, свою канву. Ну и в детстве мы все читали "Мамонтенок Фуф" (0+). Ну и нашу бурятскую классику — "Жестокий век" (12+) Исая Калашникова.

Очень интересно читать легенды местного народа. "Гэсэриаду" (6+), что на русском, что на бурятском языке. Это шикарнейшее произведение, шикарнейшее стихосложение, гениальнейший перевод.

— Как вы считаете, как литература влияет на человека?

— Литература — основа всего художественного, что кино, что театр, что телевидение. Когда человек фантазирует, первое, что он делает — пишет. Что бы мы ни сочиняли, Художники в большом смысле этого слова, мы в основе всегда что-то должны написать, что-то прочитать. Потому что умение выразить свой рассказ, написать свои впечатления — это и есть как раз литература. Самое главное, когда мы читаем, мы очень сильно воображаем, развивается наша фантазия.

Читать надо всегда и читать надо много, это есть основа нашей жизни, нашего движения вперед, прогресса.