25 февраля 2021. Закрытие границ и карантинные меры заставили жителей Дальнего Востока обратить внимание на красоты своего региона, а туроператоров искать новые маршруты и направления. При этом, как отмечают представители регионов, отрасль в ДФО не только осталась на плаву, но и сделала качественный шаг вперед, сообщает ИА KamchatkaMedia.
Итоги "ковидного" года в туротрасли подвели на форуме "Дальний Восток — зима открытий", который проходит на Камчатке с 24 по 25 февраля в рамках зимнего фестиваля "Берингия — 2021",
По всей России туристическая отрасль признана наиболее пострадавшей от пандемии коронавируса. Однако на востоке страны есть свои особенности.
Несмотря на пандемию и, как следствие, падение турпотока, количество туроператоров, зарегистрированных на территории Камчатского края в 2020 году, выросло на 18 единиц. Этому способствовало введение различных мер государственной поддержки для представителей туротрасли",
— сказала министр туризма Камчатского края Наталия Максименко.
В прошлом году у туроператоров появилась новая целевая группа — местные жители, которые стали активно путешествовать по Камчатке, пользоваться услугами туроператоров, заказывать экскурсии. Под новые запросы менялось и предложение.
Акцент на внутренний туристический продукт сделал и Приморский край — в прошлом году здесь была разработана концепция развития гастрономического туризма, туристический маршрут исторической части Владивостока, план развития туристического кластера на о.Русский.
По итогам 2019 года на Приморский край приходилось порядка 70% всего туристического потока Дальнего Востока. И коронавирус по этому региону прошелся катком.
Потеряли мы более 80% потока, и сама туристическая отрасль с начала марта по середину июля практически не работала. Так как границы были закрыты, основные усилия мы направили на внутренний туризм и его популяризацию",
— сказал руководитель Агентства по туризму Приморского края Владимир Щур.
Владимир Щур, руководитель Агентства по туризму Приморского края. Фото: Анастасия Табачинская, ИА KamchatkaMedia
Заместитель министра туризма Сахалинской области Наталья Пахолкова отметила, что ставка была сделана на развитие туризма среди местного населения. И это повлекло за собой открытие новых туристических компаний.
"Год был сложный, но интересный. Мы переживали за то, чтобы наши туроператоры не ушли с рынка, чтобы коллеги остались и сохранили свои кадры, и искали возможности поддержать наш туристический бизнес. Это удивительно, но количество туроператоров на внутреннем рынке за год увеличилось. Это свидетельствует о том, что у нас есть потенциал. Наши туроператоры переориентировались на внутренние туры. Кроме этого, мы сфокусировались на инфраструктурных вещах, продолжали реализовывать программу инфраструктурного минимума, проводили проверку качества наших туристических услуг. Мы поняли, что нам нужно вкладываться и в человеческий капитал, и в нашу ресурсную базу", — сказала Наталья Пахолкова.
Наталья Пахолкова, заместитель министра туризма Сахалинской области. Фото: Анастасия Табачинская, ИА KamchatkaMedia
Туристическая отрасль Республики Бурятия в прошлом году не только выжила, но и получила мощный стимул к развитию благодаря запуску туристических чартеров TUI Россия из Москвы и Екатеринбурга.
По словам заместителя министра туризма Республики Бурятия Туяны Дугаровой, это значительно повысило качество туристического продукта и привлекло в отрасль новых игроков.
"TUI когда заходят на рынок, очень тщательно работают с местными туроператорами и по качеству турпродукта, и по уровню сервиса. В связи с этим у нас появились новые экскурсии и услуги, которых раньше не было", — сказала Туяна Дугарова.
Туяна Дугарова, заместитель министра туризма Республики Бурятия. Фото: Анастасия Табачинская, ИА KamchatkaMedia
Амурская область, где туристический бизнес был построен в основном на международном сотрудничестве с КНР (24 туристические компании из 31 работали исключительно на внешнем направлении) смогла довольно быстро перестроиться. При этом прошлый год полностью изменил ориентиры турбизнеса.
"У нас появился новый вид клиентов — турист–исследователь. Если раньше наши туристы ехали в места, которые находятся поблизости, но сейчас жители и гости области готовы покорять труднодоступные места. В связи с этим у нас началось активное освоение северных территорий. Из новинок этого сезона — гора Макит. Летом, на самой высокой и труднодоступной вершине Амурской области, появится первый горный палаточный лагерь. Туристов будут доставлять туда вертолетом, они будут находиться там в течение 10 дней. Очень популярны стали туры в исчезающие цивилизации, к эвенкам. Отдельные блоки — это научный, экологический и промышленный туризм. Сейчас, например, мы работаем над тем, чтобы упростить процедуру пропуска на космодром "Восточный" — это один из самых популярных у туристов объектов", — рассказала руководитель ТИЦ Амурской области Наталья Храмова.
Появление нового регионального туристического продукта все чаще приводит представителей отрасли к мысли о том, что его необходимо продвигать внутри региона, налаживая межрегиональное взаимодействие.
"Турист меняется, есть спрос на долгие путешествия. Сейчас настало время объединиться и привлекать туристов, которые приезжают в другие дальневосточные регионы", — считает Наталья Максименко.
"Мы (Приамурье — прим. ред.) позиционируем наш региона как универсального партнера в туризме. У нас нет единой, ярко выраженной туристической специализации, мы можем формировать активные насыщенные маршруты круглый год. Наши туроператоры активно осваивают регионы Дальнего Востока и с марта агентство путешествий "Неизвестная земля" запускает маршруты на Камчатку. И здесь очень интересно поработать в реверсном направлении. Наш бизнес готов поработать над тем, чтобы сформировать хорошие качественные программы на территории Амурской области. Мы ждем туристов с Камчатки, нам есть что показать", — говорит Наталья Храмова.
"Мы (Приморье — прим. ред.) хотим работать с регионами Дальнего Востока на взаимовыгодных условиях. Мы ведем переговоры с авиаперевозчиками, хотелось бы получить от них специальный тариф для туроператоров и зафиксировать минимальную стоимость продукта. Работы мы не останавливаем, поэтому очень надеюсь на договоренности с нашими соседями. Мы здесь точно нужны друг другу и точно должны друг другу помогать", — отмечает Владимир Щур.
Наталья Пахолкова говоря о межрегиональном взаимодействии, делает упор на логистическую составляющую и тарифы.
"Пока мы не решим вопросы тарифной политики на Дальнем Востоке, мы не сможем двинуться дальше. Пока не будет блоков мест у туроператоров, хороших тарифов, мы не можем говорить о развитии межрегионального продукта. Так, например, о какой доступности наших регионов для внутренних туристов мы можем говорить, когда рейс из Южно-Сахалинска в Петропавловск-Камчатский, отменен. А на него был спрос в том числе у федеральных туроператоров, которые готовы были соединять Сахалин и Камчатку в единый турпродукт. Пока у нас не будет стабильных транспортных перевозок и доступных тарифов, туроператоры не смогут говорить о глубине продаж. Эту проблему нужно решать комплексно, обращаясь всем вместе в Ростуризм и Минтранс России", — сказала замминистра туризма Сахалинской области Наталья Пахолкова.
Форум "Дальний Восток — зима открытий" проходит на Камчатке с 24 по 25 февраля в рамках зимнего фестиваля "Берингия — 2021". В нем принимают участие представители федеральных и региональных органов власти, представители туристических компаний, эксперты сферы гостеприимства, инвесторы. В очном и онлайн-формате на площадках форума выступят более 50 спикеров, в качестве слушателей на форум зарегистрировались более 300 человек.