14 мая 2021. Чудовищная трагедия в Казани стала поводом аккумулировать все силы в борьбе за безопасность подрастающего поколения в нашей стране. Так, на федеральном уровне кроме прочего прозвучало предложение уйти от анонимности в интернете. По мнению сторонников этой идеи, это позволит ограничить пропаганду насилия и экстремизма в Сети. Однако как считает создатель известного мессенджера, трагедия в Казани не должна служить поводом для так называемой охоты на ведьм в интернете. Подобного же мнения придерживаются и хабаровские эксперты. О предложенных мерах безопасности, их эффективности и почему нужно не запрещать и ограничивать, а плотнее работать с молодежью, в материале ИА AmurMedia.
Напомним, 11 мая текущего года 19-летний парень открыл стрельбу в казанской школе № 175. По данным федеральных СМИ, погибли 11 человек, среди них девять детей.
Разумеется на трагедию отреагировали федеральные власти. Так, спикер Госдумы Вячеслав Володин после стрельбы в Казани заявил о необходимости обсудить запрет на анонимность в интернете, что позволит, по его мнению, в разы снизить пропаганду насилия и экстремизма. Помимо этого, Володин предложил усложнить практику выдачи лицензий на приобретение оружия. Соответствующий законопроект в первом чтении Госдума рассмотрит уже на следующей неделе.
Однако по мнению Павла Дурова, основателя мессенджера Telegram, мониторинг правоохранителями всех каналов в Telegram (18+) не помог бы предотвратить трагедию в Казани. По его словам, устроивший стрельбу парень создал свой канал, в котором "упомянул" о своих планах, лишь за 20 минут до нападения. И на момент трагедии там кроме его создателя других подписчиков не было, а сам канал модераторы заблокировали в течение часа после получения первых жалоб, утверждает Дуров. Поэтому основатель известного мессенджера призвал не использовать трагедию в Казани для организации так называемой "охоты на ведьм" в интернете или для "превращения общества в концлагерь".
Стоит отметить, что говоря об анонимности в целом, многие сходятся во мнении, что безымённость — явление скорее отрицательное. Так, например, заместитель генерального директора медиахолдинга PrimaMedia, руководитель ИА AmurMedia Андрей Швецов уверен, что если человек хочет выразить свою позицию, он должен выражать ее открыто. Каждый обязан отвечать за свои слова. Вместе с тем предложение уйти от анонимности в интернете едва ли можно назвать достаточно эффективным способом решения проблемы безопасности детей в школах. Помочь избежать подобных случаев в будущем должна качественная и эффективная молодежная политика, которая будет реализовываться с глубоким пониманием конечной цели, а не для галочки:
— Почему-то вместо того, чтобы работать с причиной проблемы у нас уже стало традицией в ответ на громкие события тут же вводить новые ограничительные меры, лишать каких-то свобод. Все объяснимо — ведь по факту это самое простое что может сделать государство — есть вызов, в ответ законодательная инициатива и Госдума за нее голосует… вот мы отреагировали! И выходит, что вроде бы, ответная реакция есть, а толку нет… у нас от этого психически нездоровых людей станет меньше? Нет не станет. Решат эти действия проблему? Очень сомнительно. Вспомним тот же Беслан, трагедию 2004 года, понятно, что и тогда принимались меры. И что? Это как-то уберегло от Казани 2021? Нет!
Происходит подмена понятий, ведь произошедшее в Казани — это не следствие анонимности в интернете, это вопрос идеологии и работы с населением и с молодежью.
— рассуждает Андрей Швецов.
— Зачастую на такие поступки идут именно молодые люди. У нас в Хабаровске пример буквально перед глазами — когда в Управление ФСБ ворвался парень и застрелил двух человек. На тот момент нападавшему было 17 лет. Поэтому с молодежью нужно работать, проводить мероприятия, и делать это не для галочки. Должна быть определенная идеология. Нужно не в видеоиграх искать проблему, а задаться вопросом, как проходит обучение в школах, детских садах? Сегодня функция образования лишь в том, что оно дает знания, а воспитание при этом лежит целиком на плечах родителей. Почему бы не включиться в воспитание и государству? Я думаю, это принесло бы свои плоды. А запрещать игры, ограничивать интернет, огораживать школы заборами, пускать сверху колючую проволоку под напряжением, превращая место, где пребывают дети в подобие тюрьмы… От подобных событий подобная мера не спасет, напротив, атмосфера будет только способствовать негативным проявлениям в психике. Напротив, нужна свобода, общение, позитив, мероприятия, в которые молодые люди будут вовлечены. А для этого придется работать и работать системно, выстраивая и главное полноценно реализуя стратегию работы с молодежью, — уверен Андрей Швецов.
С ним солидарна и Елена Лагошина, заместитель мэра Хабаровска по социальным вопросам, однако она подчеркивает, что при всей значимости воспитания в детских садах и школах, огромное значение имеет семья. А потому нельзя отрицать роль родителей, семьи и здорового климата в ней:
— Я всё время говорю: родители, будьте внимательны к тому, чем живут ваши дети. Давайте их просто любить и интересоваться ими. Пожалуй, самый главный рецепт, который спасет мир — это любовь! Понятно, что родители заняты работой, обеспечиваем семьи, какими-то своими взрослыми делами и проблемами, но не надо при этом забывать про своих детей. Они тоже требуют внимания, особенно подростки. Что касается запретов, я думаю, что в любом деле должна быть золотая середина. Каждая мера должна быть тщательно продумана, чтобы не было кренов. И полностью застраховаться от внезапного появления в социуме какого-то психически неуравновешенного человека, наверное, правда невозможно,— отметила Елена Лагошина.
Вместе с тем, как считает председатель Совета Хабаровской национально-культурной автономии татар "Хабар" Сарвердин Туктаров, остро воспринявший трагедию в Казани, нельзя не признать, что интернет всё-таки нередко становится настоящим испытанием для неокрепшей детской психики.
— Я считаю, что мусор в голове у стрелявшего в казанских школьников и этот уничижительный термин "биомассы", наверняка возникли не сами по себе. И подобной глупостью в интернете засорили мозг не только этому стрелку, но и сотни таких же мальчишек и девчонок. Хочу сказать, что не являюсь сторонником ужесточения каких-то законов, правил, но с другой стороны, лично я везде в интернете выступаю под своим именем. И даже когда понимаю, что меня будут сейчас критиковать. Считаю, что ничего ужасного в отсутствии анонимности в интернете нет. Есть вещи намного страшнее. Нам вообще нужно возвращаться к реальному общению, а не только в сетях. Нужно быть более чуткими друг к другу. И конечно же, не стоит недооценивать роль семьи, учителей, друзей в нашей жизни, — подчеркнул Сарвердин Туктаров.
Как отметил депутат Государственной думы Борис Гладких, решение вопроса безопасности детей в школах действительно требует комплексного подхода. Это и обеспечение образовательных учреждений соответствующими устройствами безопасности, охраной, и всевозможные учебные тренировки, кибербезопасность, работа психологов, правила безопасного обращения подростков с оружием и многое другое.
— Мы все сейчас стремимся к современным технологиям, пытаемся убыстрить наш темп жизни, хотим походить в плане развития друг на друга. Эти алгоритмы и заставляют выбрасывать из общества тех, кто не успевает. И это выбрасывание может привести в том числе к таким плачевным последствиям, как суицидальная составляющая, либо полнейшая неадекватность, или вхождение в различные экстремистские группы. Это от того, что человек сам себя не может найти. Это вообще глобальная проблема. Её нужно обсуждать широким кругом. Здесь нужен программный подход, дополнительное финансирование, своими силами муниципалитеты с этим не справятся. Давайте посмотрим на зарубежный опыт. Там просто так пройти на территорию школы вы не сможете. У нас же это возможно. Если мы не можем залезть в голову к каждому человеку, то хотя бы элементарные меры безопасности нам под силу, — сказал Борис Гладких.
При этом депутат отметил, что тотальный запрет во всем не выход из положения. Тем более определенные ограничения в интернете и так уже утверждены на законодательном уровне. Сейчас, например, со школьных компьютеров нельзя свободно зайти на любой сайт, как это было ещё в начале 2000-х.
— Интернет был и будет, мы никуда не уйдем от этого. У нас уже столько всего хорошего завязано на этом интернете. Но во всем должен быть баланс. И в данном случае мы понимаем, что пользы от интернета всё-таки больше, чем вреда. Это как граната в руках обученного бойца либо просто у обезьяны. Разница очевидна. Интернет то же самое. Есть люди неподготовленные, которые не способны устоять перед мощью этой цифровой машины. И задача совершеннолетних — оградить несовершеннолетних от подобных вещей. И мы понимаем, что не власти, а общество, семья в первую очередь должны заниматься этим вопросом. В телефоне ребенка могут стоять запреты, но при этом родители дают ему свои гаджеты с полным доступом к любым ресурсам, а потом удивляются, — отметил Борис Гладких.