16 августа 2021. В Бурятии проблема излишней бюрократизации труда учителей стоит так же остро, как нехватка педагогических кадров. С идей освобождения преподавателей от заполнения всяческих отчетов выступила Елена Шмелева, сопредседатель Центрального штаба ОНФ, руководитель Образовательного центра "Сириус". Материал Андрея Очирова публикует информационное агентство UlanMedia (УланМедиа).
В ОНФ назвали усиливающуюся бюрократизацию одной из главных проблем, которая объективно блокирует развитие образования в России. Вместо того, чтобы учить детей, заниматься воспитательной работой, повышать свои профессиональные навыки, учителя вынуждены заполнять огромное количество документов.
Одним из ярких примеров являются новые требования к размещению информации на сайтах образовательных организаций. В частности, теперь нужно публиковать сведения о всех местах, где дети проходят практику, информацию о каждой преподаваемой каждым сотрудником дисциплине с указанием кодов направлений подготовке.
"Многая информация просто избыточна: все места практики должны быть опубликованы, а это несколько сотен договоров с предприятиями, где проходит часть образовательных программ. Или раздел с указанием педагогов и полным перечнем модулей, которые они реализуют. Все это нужно собрать и опубликовать на сайте. Зачем? Такие требования всегда запускаются и воспроизводятся как самодостаточные процедуры, которые ни к чему не ведут, но при этом оправдывают собственное существование. И загружают этим почему-то педагогов, которые должны заниматься программами, студентами и школьниками. Мы будем выступать за то, что формировать отчетность и делать выводы о качестве образования можно и нужно не на основании этих формальных требований", — заявила Елена Шмелева.
В декабре 2020 года правительство России разработало перечень документов для отчетности, которые должен вести учитель. Согласно рекомендациям министерства просвещения РФ и Рособрнадзора, ведение документации сверх этого перечня должно оплачиваться отдельно. Этот документ поступил в регионы, и в Бурятии на его основе так же планируется разработка соответствующих нормативных актов.
В перечень входит девять направлений:
1. рабочая программа учебных предметов, курсов, включая содержание, планируемые результаты и тематическое планирование с указанием количества часов по каждой теме;
2. программы работы с отстающими обучающимися, демонстрирующими стабильно низкие образовательные результаты (совместно с профильными специалистами школы);
3. рабочие программы курсов внеурочной деятельности, включая содержание, планируемые результаты и тематическое планирование;
4. плана работы с обучающимися, состоящими на внутришкольном учете;
5. план воспитательной работы классного руководителя;
6. журнал учета успеваемости;
7. журнал группы продленного дня;
8. материалы личного дела обучающихся;
9. программа коррекционной работы (совместно с профильными специалистами школы).
Отметим, в перечне нет отчетов по административным контрольным работам, ВПР, ОГЭ и ЕГЭ, нет отчетов о проведенных мероприятиях, диктантах, нет табелей питания, отчетов об отдыхе детей на каникулах, инструктажей по технике безопасности, планов по самообразованию, актов обследования семей, которые в настоящее время заполняют учителя.
Елена Шмелева призвала учителей внести свои предложения по уменьшению бюрократической нагрузки на образовательные организации. Идеи собираются на платформах ОНФ и народной программы "Единой России".