3 декабря 2021. Правительство РФ одобрило финансовую стратегию ОАО "РЖД", итоговая индексация тарифа составит 6,8% в 2022 году и более 6% в последующие годы. Инвестпрограмма монополии при этом одобрена в исходно предложенном объеме — более 3 трлн рублей в ближайшие три года, сообщает ИА PrimaMediа.
Премьер-министр РФ Михаил Мишустин в ходе заседания правительства в четверг, 2 ноября, напомнил слова президента России Владимира Путина, что "РЖД это не просто компания, а, по сути, целая отрасль, важная для России и нашей экономики".
Примьер-министр РФ Михаил Мишустин на заседании правительства. Фото: сайт правительства РФ
И безусловно, для решения задач инфраструктурного развития регионов, повышения их связанности в масштабах всей страны. Правительство готово поддержать беспрецедентный объём инвестиций в эту сферу. В следующем году это свыше 1 трлн рублей. А всего в течение трёх лет будет вложено более 3 трлн рублей. Такие средства на эти цели выделяются впервые",
— сказал премьер-министр РФ Михаил Мишустин.
Среди первоочередных задач — продолжение работ в рамках проекта восточного коридора, который включает БАМ и Транссиб. Также в планах — создание Северного широтного хода для развития транспортной инфраструктуры в Арктике, обновление железнодорожного сообщения Центрального транспортного узла и целого ряда других направлений.
"Особое внимание будет уделено качеству подвижного состава. Пассажиры должны ездить в комфортных, современных вагонах со всеми удобствами, включая доступ к цифровым сервисам, — будь то маршруты дальнего следования или пригородные поезда. Кроме того, важно продолжать ремонт и обновление железнодорожных путей, строительство мостов и других объектов, а также внедрять цифровые и ресурсосберегающие технологии", — пояснил Михаил Мишустин.
Как пишет "Коммерсант", клиенты ОАО "РЖД" возмущены дополнительной индексацией. Эксперты считают, что грузоотправители справятся с ростом цен в 2022 году, но, возможно, не в последующие годы.
Ускоренный рост грузового тарифа собеседники "Ъ" в правительстве объясняют необходимостью покрыть дефицит инвестпрограммы РЖД. Он возник из-за роста плановой среднегодовой инфляции, которая фактически в текущем году должна составить 7,4%, и роста цен в промышленности, который даже без учета ТЭКа составил 14,8% при плане 3,3%. Особенно чувствительным стало удорожание стройматериалов под влиянием роста цен на металл с третьего квартала 2020 года: рост стоимости продукции металлургического комплекса составил 15–48%.
Глава "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров считает серьезной удачей для ОАО РЖД согласование точечных тарифных мер. По его мнению, больше всего в результате пострадают угольщики со своим инновационным парком, как СУЭК и "Кузбассразрезуголь".
В целом, полагает Михаил Бурмистров, принятие правительством предложений ОАО РЖД по инвестпрограмме означает, что власти сочли такую индексацию сбалансированной для экономики грузоотправителей.