30 декабря 2021. Вице-премьер и полномочный представитель президента в ДФО Юрий Трутнев в интервью телеканалу "Россия-24" подвел основные итоги работы по развитию Дальнего Востока за 2021 год. Наверно, впервые с такой отчетливостью стал виден тренд на окупаемость инвестиций, привлеченных в макрорегион.
Долгосрочный государственный проект развития Дальнего Востока, курируемый полпредством, надежно закрепился в стадии экономической отдачи, а российские власти в своей работе все чаще обращаются к положительному опыту ДВ-регионов. Одновременно необходимо, чтобы за темпами экономического роста поспевала социальная инфраструктура и комфортность жизни населения.
Главные тезисы, озвученные Юрием Трутневым в итоговом интервью, прокомментировал президента Фонда "Петербургская политика" Михаил Виноградов.
По словам полпреда, общая сумма уже вложенных в дальневосточную землю инвестиций составляет 2 трлн 180 млрд рублей. Из них более 600 млрд рублей приходится на этот год. Примечательно, что на все преференции (поддержку строительства инфраструктуры, налоговые льготы и так далее) государство потратило на 40 млрд денег меньше, чем уже получило от налоговых поступлений резидентов, хотя основная часть проектов еще строиться. На сегодняшний день инвестиции в Дальний Восток окупились и дали государству существенную прибыль.
В свою очередь, это позволяет начать заниматься социальными проектами. Чтобы вкладывать деньги в социальную инфраструктуру — школы, больницы, детские сады, их надо вначале зарабатывать. И Дальний Восток их заработал. По словам Юрия Трутнева, на территории только в рамках механизма "Единой субсидии" и программы развития Дальнего Востока построено уже более 450 социальных объектов. Куплен новый транспорт, в больницы поставлено новое оборудование, приобретены квартиры для врачей и учителей.
"Длительное время Дальний Восток развивался по вахтовому принципу. А сейчас нам надо создать комфортные условия для жизни людей. Работы много. Но самое главное — она точно началась", — отметил Юрий Трутнев.
— Преувеличением было бы сказать, что год прошел под знаком Дальнего Востока, но следует заметить, новостей из ДВ-регионов поступает значительно больше. Более того, для российской власти Дальний Восток становится источником позитивных примеров — та роль, в которой исторически выступали Татарстан, Калужская, Кемеровская области. Мы видим, что психологически все чаще российские руководители апеллируют к опыту ДВ, — считает президент Фонда "Петербургская политика" Михаил Виноградов.
Михаил Виноградов. Фото: с сайта Er.ru
Немаловажно, по мнению эксперта, фокусирование внимания властей на экономике вместо превалирования геополитической риторики "форпоста".
— Да, стратегическое и оборонительное значение Дальнего Востока остается, но понимание, что без полноценного саморазвития экономики он будет восприниматься обывателями из европейской части страны, скорее, как бремя, нежели как ресурс и актив — такие риски необходимо преодолевать, — подчеркивает Михаил Виноградов.
— Перенос акцентов на тему прибыльности, рентабельности, жизнеспособности старых и новых предприятий и объектов инфраструктуры мне кажется важным, потому что долгое время в риторике властей доминировала либо геополитика, либо попытка подменять реальные результаты масштабами государственных вложений, которые сами по себе не являются самоцелью и не могут быть устойчивыми драйверами развития.
Эксперт также счел знаковым открытие туристами Дальнего Востока, массово начавшееся в прошлом году и продолжившееся в этом.
— Пусть он и локальный, но он работает на узнаваемость макрорегиона и на интерес к нему, — подчеркнул Михаил Виноградов.
Еще один момент — особое внимание к развитию инфраструктуры ДВ — от инфраструктуры городов до новых транспортных объектов.
— Без создания полноценной экономической основы не преодолеть то освоение Дальнего Востока по вахтовому принципу, о котором и говорил Юрий Трутнев, и которое является непростым элементом сложившегося наследия, — отметил Михаил Виноградов.
Дальний Восток в этом году поставил рыбы в Китай на 67% меньше, чем в предыдущие, в связи с пандемийными ограничениями, объявленными соседней стороной. При этом выполнялось поручение президента РФ Владимира Владимировича Путина о введении механизма квоты в обмен на инвестиции. В результате был построен целый ряд рыбоперерабатывающих заводов. И та рыба, которая не ушла в Китай, была переработана в России, поставлена в другие регионы, поставлена в Европу. Приморье осваивает выпуск российских крупнотоннажных танкеров, способных работать на сжиженном природном газе, введено в эксплуатацию новое краболовное судно, а 16 — в процессе строительства. Юрий Трутнев подчеркнул, что "мы вышли из этой ситуации сильнее, чем были — и Дальний Восток, и вся Россия".
— Если называть вещи своими именами, Китай — сложный, не всегда предсказуемый партнер и в энергетике, и в поставках продовольствия, и в таможенных правилах, — прокомментировал Михаил Виноградов. — Это вовсе не секрет, просто об этом как-то не принято говорить вслух на фоне подчеркнуто комплиментарной официальной риторики в отношении Китая.Что тут важно?
Сегодня разговоры про переработку чего бы то ни было в России поистерлись от частого употребления. В этом плане рост переработки рыбы на ДВ, открытие новых профильных предприятий является значимым фактором перехода от разговоров к делу, позволяющим заодно компенсировать убытки от снижения поставок рыбы в Китай.
Тем более, что спрос на рыбу на внутреннем рынке есть. За последние лет 30 изменилась значимость рыбы в российском рационе. Если раньше рыбу воспринимали неким заменителем мяса в условиях продовольственного дефицита советской эпохи, то сейчас она востребована и популярна. Было бы позитивно, если увеличение доли российской рыбы на внутреннем рынке повлияет на ценовую ситуацию, сделает ее товаром, доступным для широкой категории граждан.
Много внимания Юрий Трутнев уделил повышению транспортной доступности для жителей Дальнего Востока. Если в 2020 году на субсидирование авиаперевозок правительство РФ выделяло 5,7 млрд рублей, то в 2021 году это было уже 13 млрд, а в будущем 2022 году планируется сумма в 19,5 млрд, что позволит перевезти порядка 250 тысяч человек по субсидированным маршрутам дополнительно.
Отметим, что здесь есть своеобразная двойственность. С одной стороны, Дальний Восток наконец-то перестает быть дотационным и начинает генерировать прибыль как себе, так и всей стране в целом. С другой стороны, остаётся много субсидируемых государством областей. Авиаперевозки — яркий пример. Насколько эффективна такая мера поддержки как субсидии на авиабилеты? Что она может принести кроме повышения уровня социального самочувствия?
— Безусловно, для жителей макрорегиона это психологически важная тема, — считает Михаил Виноградов. — Субсидирование, на мой взгляд, имеет две стороны медали. В проблемной следует отметить отсутствие гарантий, что так будет всегда, что возможность пользоваться субсидированными тарифами не исчезнет в один момент, не растворится к концу года в связи с исчерпанием лимитов. Есть и проблема с дотационностью внутреннего туризма. Российский туризм — и без того далеко не бюджетообразующая отрасль для всех регионов. И ценовая политика объектов гостеприимства кусается. Поэтому субсидирование перевозок делает историю с внутренним туризмом менее понятной. Наконец, разговор исключительно о субсидировании авиаперевозок смещает акцент с других, не менее важных тем. Например, с недавно упомянутым Юрием Трутневым обеспечением всепогодности перелетов.
С другой стороны, по мнению эксперта, сохранение субсидирование авиаперевозок на ДВ остается значимой и социально чувствительной историей. В этом смысле важно, чтобы она оставалась осмысленной.
— Чтобы не было тех настроений, как в ситуации с обманутыми дольщиками, когда за счет бюджета решались проблемы более обеспеченных слоев, — подчеркнул Михаил Виноградов. — Люди, не имеющие возможности купить квартиру, косвенно обеспечивали тех, кто квартиру купил, пусть и неудачно. Возможно, имеется расчет на значительное увеличение турпотока, которое органически повлияет на цену перелетов.
Но то, что — не без лоббистских усилий окружных и региональных властей — удается добиваться сохранение субсидирования авиаперевозок , конечно, инфраструктурно и психологически важный шаг, который снижает ощущение оторванности у населения и повышает скорость жизни.
В интервью Юрий Трутнев сообщил, что на Курилах будет создан преференциальный режим. Он будет уникальным практически по всем видам налогов: любой инвестор, во-первых, сразу автоматически становится резидентом, а, во-вторых, не является налоговым агентов, то есть у него нет обязательств по отчетности перед налоговой инспекцией ("они просто даже не общаются"), и это в течение 20 лет. Соответствующий законопроект уже направлен в Госдуму, где ведется работа по его подготовке. Полпред выразил уверенность в том, что в начале будущего года документ будет принят и буде развернута работа с потенциальными инвесторами.
Тематическая иллюстрация. Фото: ИА PrimaMedia
Одно из перспективных направлений — зеленая энергетика. К ее развитию на территории уже проявляют интерес иностранные инвесторы. Датская компания заявилась на создание большого проекта по ветрогенерации, по строительству водородного кластера на Курилах. Одновременно у Курил есть огромный туристический потенциал, учитывая богатую историю, особенно острова Шумшу, на котором состоялось одно из завершающих сражений Второй мировой войны.
— Попытки насытить экономическим смыслом развитие Курил логичны в условиях, когда в целом растет экономическая рационализация освоения дальневосточных регионов, — отметил Михаил Виноградов. — Особенно важно убрать контраст между проговариваемым местом Курильских островов в дальневосточной и национальной повестках и их реальной периферийности, которая существует еще с советских времен. С такой точки зрения это интересно и как потенциально перспективная заявка, и как заход на "зеленую" энергетику, значимость которой за 2021 год заметно выросла. Я с интересом буду наблюдать за проектом. Было бы преждевременно говорить, что он обречен на успех и радикально изменит ситуацию, но он создал совокупность ожиданий и на самих Курилах, и на Сахалине, и на Дальнем Востоке в целом.
Год был знаменателен тем, что крупные континуальные проекты стали давать уже сейчас свои сезонные плоды. Возрождение рыболовецкого и торгового флотов заметно в Приморском крае, на Сахалине — развитие портовой инфраструктуры для последующего освоения северного морского пути. В Бурятии введен в эксплуатацию новый железнодорожный туннель, который повысил пропускную способность БАМа в 5 раз. В Амурской области построен крупнейший в России и один из крупнейших в мире газоперерабатывающих заводов и так далее. При этом макрорегион столкнулся со стрессами общемировыми, общероссийскими и внутренними. Что, безусловно, дает право оценить его текущую стрессоустойчивость.
— Год был разноречив. Были события и тенденции и позитивные, и негативные и. Вопрос, как извлечь уроки из последних, не менее важен, чем тот, как удалось достигнуть роста? — считает Михаил Виноградов. — Те же пожары в Якутии или дискуссии вокруг QR-кодов, особенно в Магаданской области, на Чукотке, — они при всем прочем позволили усилить акцент на специфике дальневосточной территории. Без такого соотнесения механическая реализация тех или иных мер будет абсурдом. Актуализация специфики — один из важных позитивных результатов, пусть и имеющая в основе негативные поводы.
Эксперт еще раз подчеркнул, что усиление рационализации государственных вложений, самодостаточности экономики, поиск отдачи и получение прибыли — крайне важно на фоне некоторой усталости от общих разговоров.
— Дальний Восток неоднократно называли прорывным регионом России в 21-м веке. Без четкой конкретики, без четкого насыщения, без преодоления инфраструктурного и социального отставания, которое наблюдалось в регионах ДВ, эти слова перестали бы звучать реалистично, — отметил Михаил Виноградов.
Также эксперт отметил повышение стрессоустойчивости макрорегиона в непростых условиях пандемии, транспортного кризиса и других.
— На этом фоне примечательно появление новых промышленных предприятий, объектов инфраструктуры, газоперерабатывающий завод в Амурской области — крупнейший в России. Новые инфраструктурные проекты по сообщению с Китаем, тоннели на БАМе и так далее. Из анонсов — социально-инфраструктурные проекты, связанные с изменением облика дальневосточных городов, — отметил Михаил Виноградов.
Что касается недавнего транспортно-логистического кризиса на Дальнем Востоке, по мнению эксперта, о сделанных выводах можно будет говорить при появлении аналогичных стрессовых ситуаций и реакции на них.
— Логистические проблемы были всегда. Вспомните фильмы 80-х "Остановился поезд" или "Магистраль", когда у зрителей есть ощущение, что любая работа такой сложной системы без сбоев — это какое-то чудо, в которое люди вкладывают усилия, здоровья, подчас свои жизни, — говорит Михаил Виноградов. — Сейчас, казалось бы, ситуация иная. Современные технологии, цифровизация, интеграция мирового опыта — все это позволяет ситуацию оптимизировать, но полностью от уязвимостей не страхует. В том числе, от зависимости от колебаний рыночной конъюнктуры, транспортных потоков, от конкуренции с альтернативными транспортными маршрутами и так далее. Кризис полезен тем, что из него извлекается гораздо больше уроков, чем из обычной рутины, из выполнения плана. А, значит, открываются и возможности для урегулирования проблем и технологической модернизации, а не просто улучшений ради улучшений.
.