16 мая 2022. Дальневосточный фестиваль "Литература Тихоокеанской России" (6+) продолжает рубрику "Полка ЛиТРа" (6+), в рамках которой известные люди и медийные личности Дальнего Востока рассказывают о своих книжных инсайтах, а также делятся топами любимых произведений. В гостях ИА PrimaMedia психолог, основатель психологического центра "Ярко" Ярослава Рындина. Девушка рассказала о любви к чтению и смыслах в литературе.
— Для начала расскажите, откуда возникла эта любовь к чтению? Она с вами из детства, или случилась уже в более взрослом возрасте?
— Конечно из детства, так как у меня был прекрасный пример — мои родители. Они бесконечно читали. Я всегда видела маму и папу с книгами, и даже с газетами. Помню, как в детстве я ходила в ларек со списком газет, которые нужно было купить. И самих книг у нас было очень много. Из нашей семейной библиотеки я перечитала всех классиков. Мне было безумно интересно.
Ярослава Рындина. Фото: ИА PrimaMedia
— Какие книги вы читали в детстве?
— Была, конечно же, классика — Шарль Перро, Ганс Христиан Андерсен, Жюль Верн, Антуан де Сент-Экзюпери — все это меня очень впечатлило. Это все я читала лет в 10. А если совсем детский возраст брать, то меня удивляли сказки того же самого Александра Пушкина, с его жуткими картинками живой и мертвой воды, скелетов. Меня это очень все интриговало.
Ярослава Рындина. Фото: ИА PrimaMedia
— А как с возрастом менялись ваши вкусы в литературе?
— Честно говоря, я бы не сказала, что они сильно поменялись, потому что я по-прежнему очень люблю все фантастическое, сказочное. Поэтому, собственно, в списке моих любимых книг "Гарри Поттер" (6+). Кстати, наверное, я один из немногих школьников, кто любил читать классику в школе. Я с удовольствием читала все, что задавали. Невероятное впечатление на меня произвел роман "Мастер и Маргарита" (12+) Михаила Булгакова, а еще "Преступление и наказание" (12+) и "Идиот" (12+).
Ярослава Рындина. Фото: ИА PrimaMedia
— Многие, с кем мне доводилось общаться, говорили, что произведения школьной литературы очень рано пытаются "запихнуть" в детей. А как вы считаете?
— Поскольку я педагог-психолог, на эту тему могу говорить очень долго. Мне вообще сложно рассуждать в категориях надо — не надо, плюс-минус, хорошо-плохо, зло-добро и так далее. Мне кажется, что предлагать эту литературу можно. Но очень много зависит от педагога. Одно дело задать на лето и потом ругать всю жизнь за то, что не прочитал. А летом, естественно, вообще не до этого. Я, например, читала не летом, потому что мне было чем заняться.
В этом деле важна творческая форма преподавания смыслов этой литературы, проведение параллелей между жизнями детей и жизнями тех героев, о которых идет речь. Знаете, почему мне так понравилась книга "Мастер и Маргарита"? Я себя ассоциировала с котом Бегемотом. Тогда была уже социальная сеть ВК, и в строку с цитатой в своем профиле я записала его изречение: "Котам, почему-то, всегда говорят ты, хотя никто никогда с котами не пил на брудершафт". И я тогда думаю надо же, господи, действительно, какое хамское отношение. Вот я, как подросток, тоже его на себе испытываю. Почему мне всякие незнакомые тетки говорят "ты", хотя я с ними вообще не знакома.
Ярослава Рындина. Фото: ИА PrimaMedia
— Вот вы, Ярослава психолог, и люди часто приходят к вам за советом или помощью. А вы сами хоть раз обращались за советом к книге?
— Слушайте, это я делаю это бесконечно. Например, книгами про Гарри Поттера я пользуюсь как настольными. Из них просто помечаю цитаты, мысли и смыслы, которые заложены в этом произведении. Они могут подойти мне, или моим друзьям, или клиентам. И это правда, очень насыщенная книга в этом смысле.
— Так вы используете только одну часть серии? Сегодня вы принесли "Гарри Поттер и Принц-полукровка".
— Нет, абсолютно все части. Вот, например, в книге "Гарри Поттер и философский камень" (12+), на самых первых страницах, Джоан Роулинг абсолютно гениально описывает семейство Дурслей, называя их нормальными людьми. И я этот момент очень часто использую в работе с родителями, которые хотят, чтобы их дети выросли нормальными людьми. Я предлагаю перечитать им эту страничку и ответить — вот такими хотите, чтобы они выросли? Нормальными людьми? И только после этого я предлагаю расширить так называемую категорию нормальности.
Ярослава Рындина. Фото: ИА PrimaMedia
— Слушайте, да это оказывается не детская книга, а просто справочник по психологии!
— Она абсолютно не детская. Ну, то есть, конечно же, подросткам проживать вместе с героями пубертат — это вообще замечательное дело. Но на самом деле книга совершенно не детская. И вот сегодня я перечитывала начало книги "Гарри Поттер и принц-Полукровка", момент, как к премьер-министру Великобритании министр Магии и сообщает о том, что в волшебном мире идет война с большим злодеем. И министр Великобритании говорит, слушайте, ну вы же волшебники, у вас же магия есть, вы же наверняка его победите. И министр магии говорит: "Проблема в том, дорогой мой, что тот, с кем мы воюем, тоже обладает магией".
И меня эта фраза сегодня прямо мурашками прошибла. Нам часто говорят, почему мы не можем справиться с собственными проблемами? Это же все исключительно в нас, и подобно тем магам мы можем победить их. И очень многие забывают, что проблема тоже обладает магией противостояния. И для меня это очень хорошая цитата. Думаю, буду приводить в пример.
— Есть ли такая литература, которую бы вы никогда не прочитали?
— Я подозреваю, что, скорее всего, вряд ли я когда-нибудь прочитаю что-то математическое. Такая вероятность стремится к нулю просто потому, что мне будет скучно. Но не потому, что это какой-то плохой жанр. Я даже не вижу ничего плохого в так называемом литературном фастфуде типа Дарьи Донцовой.
Например, на первом или втором курсе я очень много читала Стивена Кинга, Сидни Шелдона. Я бы не сказала, что мне от этого стало плохо, или что я от этого оглупела. Сложно от чтения оглупеть, мне кажется. Просто все зависит от того, кто в какой мир хочет погружаться. Может, когда-то мне захочется погрузиться в какой-то очень простой мир с простым сюжетом. И я возьму Дарью Донцову, и улечу вместе с ней в какой-то сюжет.
Ярослава Рындина. Фото: ИА PrimaMedia
— Напоследок, ваш ТОП любимых книг, которые бы вы порекомендовали читателям.
Серия романов про Гарри Поттера, Джоан Роулинг. Мне повезло быть тем ребенком, во время взросления которого выходили эти книги. Я прошла этот путь вместе с героями. Для меня эти произведения подобны основам мировосприятия. В них содержится огромное количество мудрости, рассказанной от лица детей. А это, мне кажется, очень важно. Поттер — это очень большая ценность, потому что часто взрослые обесценивают детей и не прислушиваются к ним. А они говорят очень важные вещи.
"Основы гуманной педагогики" (12+), Шалва Амонашвили. Для меня в книге этого автора ценна не столько научно-педагогическая информация, а то огромное количество тепла, любви к детям, рассуждения о том, откуда растет этот свет и почему он может угасать. Эта книга помогает взрослым любить детей и как-то помнить про важность детства.
"Алхимия снежности" (12+), Слава Полунин. Это книга известного клоуна Славы Полунина. Он, с моей точки зрения, абсолютно гениальный клоун и гениальный творец. Его книга посвящена тому, как он создавал свой всемирно известный спектакль "Снежное шоу". Это то представление, в завершении которого все взрослые люди, а на нем в основном взрослые люди, сидят со слезами на глазах. Во время шоу не говорится ни одного слова, сплошная клоунада, казалось бы. Но все сидят со слезами на глазах, потому что прикасаются к своей детской части, обнаруживают ее, выводят за руку на свет. И эта книга, с моей точки зрения, вроде бы как рассказ о б истории создания шоу, а с другой стороны, это руководство к тому, как не забывать, что ребенок все еще есть внутри каждого.
"Дар психотерапии" (12+), Ирвин Ялом. Вообще, каждую его книгу может читать и психолог, и не психолог. Для психологов это огромный багаж знаний и примеров того, как может выглядеть настоящая, искренняя человеческая психотерапия. В ней говорится, что человек — это не тот, на кого нужно наклеить диагноз, а тот, с кем приятно и интересно выстроить терапевтические отношения.
"Воля к смыслу" (12+), "Сказать жизни "ДА!": психолог в концлагере" (12+), Виктор Франкл. Это вообще классика, которую как раз-таки, мне кажется, нужно читать в 11 классе. Вот прям выдавать человеку Виктора Франкла и говорить почитай-ка, это "Воля к смыслу", но у него еще есть " Сказать жизни "ДА!": психолог в концлагере" — это книга про то, как он выживал в концлагере. Вот для того, чтобы не происходило таких событий, которые есть сейчас, Виктора Франкла нужно читать в школе.