16 сентября 2022. Итоги единого дня голосования, 11 сентября, на Дальнем Востоке внесли несколько важных штрихов в общую электоральную картину макрорегиона. В федеральном округе, считавшемся одним из самых протестных, укрепить свои позиции удалось лишь "Единой России", в то время как остальные партии либо сохранили статус-кво, либо потерпели очень чувствительные поражения, которые не стали оспаривать в юридической или публичной плоскостях. На фоне прошедших спокойно и без скандалов кампаний это позволяет судить о легитимности всего процесса и появлении политического консенсуса — правда, на условиях партии власти.
Вне партийной истории — особенно на муниципальном уровне — усилилась роль кандидатов "без знамен", обилие которых, впрочем, имеет скорее политтехнологическую природу, чем массовый запрос на пассивное избирательное право. Большинство самовыдвиженцев видится будущими фракционерами ЕР или лояльными курсу партии политиками.
В любом случае, Дальний Восток в этом году продемонстрировал дрейф от протеста к системному сосуществованию. За кажущимся естественным ходом электорального айсберга видна серьезная работа со смыслами, повестками, программами и кастингом кандидатов.
Несмотря на сермяжную справедливость утверждения, что на фоне насыщенного электоральными событиями 2021-го года нынешний год выглядит некоторой передышкой, спектр выборов оказался на Дальнем Востоке достаточно представительным: проходила и губернаторская кампания (Бурятия), и областные выборы (Сахалин), и множество думских кампаний в крупных городах (лидером стало Приморье — Владивосток, Находка, Большой Камень, Артем, также новую Думу избрали в Петропавловск-Камчатском).
Применялись разные механизмы голосования. Многодневное (пятница, суббота, воскресенье) — на Сахалине. Однодневное — в Приморье и ряде других территорий. Использовались различные модели выборов — где-то они полностью перешли на мажоритарную схему (без партийных списков — строго по избирательным округам), где-то — старая-добрая смешанная схема. Иными словами, царило разнообразие в организации процесса, где инструментарий подбирался под особенности региона. На Чукотке, например, где главным электоральным действом стали выборы Совета депутатов Чукотского муниципального района, была избрана мажоритарная модель, а сама территория уже в рамках этой модели была разбита на четыре округа — один пятимандатный, два четырехмандатных и один двухмандатный.
Северный регион приведен для иллюстрации технологической гибкости, с которой избирательная система подтачивалась под территорию. В целом, такой подход создал пеструю архитектуру проведения выборов. Интересно то, что при всей организационной вариативности результат ЕДГ оказался единообразен — только "Единая Россия" смогла улучшить свои позиции. Причем, в наиболее протестных территориях. В частности, Владивосток, который в прошлом году на региональных выборах в Законодательное собрание дал коммунистам 8 из 11 возможных мандатов, на текущих выборах в городскую Думу отправил только двух (из 35). На Сахалине, где выборы в областную Думу проходили по смешанной модели, партия власти не добралась до отметки в 50 процентов, зато добрала за счет одномандатных округов — 17 из 18 территорий были выиграны кандидатами от ЕР. Как итог — 22 кресла из 28 в местном парламенте
"Выборы на Дальнем Востоке прошли достаточно скучно, — считает руководитель Политической экспертной группы Константин Калачев. — Конечно, какая-то конкуренция присутствовала. Возьмем, к примеру, Сахалин, где результаты ЕР не превысили до 50 процентов".
Добавим, что при этом Сахалин долгое время считался одной из самых проблемных для "Единой России" территорий, где она — особенно после пенсионной реформы — долго не могла выйти на показатели 2017 года. В этом электоральном цикле ЕР удалось не только достичь, но и превзойти результаты "допенсионных" лет (ЕР набрала 47,2 процента против 44,6 в 2017 году).
Константин Калачев. Фото: ИА PrimaMedia
В Приморье Константин Калачев обратил внимание на Владивосток, где партсписков не было.
"Кампания была персонифицированной, ключевую роль играла не партийная принадлежность, а качества самих кандидатов, их узнаваемость, доверие к ним, репутация, эффективность работы штабов и так далее, — отметил эксперт. — Если говорить в целом, то выборы прошли без особых скандалов. ЕР оседлала повестку, набрала рейтинг за счет падения рейтинга КПРФ. ЛДПР сохраняет свои позиции, как в целом по стране, так и на Дальнем Востоке. Образ Жириновского продолжает работать. Он стал иконой, и с этой иконой партия идет на выборы. Отмечу победу представителя ЛДПР на выборах мэра Нерюнгри в Якутии. "Новые люди" ни чем особо не отличились. "Справедливая Россия" — как тот старый конь, который борозды не портит, но и глубоко не вспашет".
Если эксперты на старте кампаний и говорили о договорах с оппозицией "на берегу" и предварительных расторговках с коммунистами, то сейчас очень трудно представить, на каких условиях были составлены эти умозрительные пакты. Особенно видя, что КПРФ потерпела неудачи практически на всех территориях и едва-едва, одним-двумя мандатами, зацепилась за Владивосток, Находку (здесь три мандата), Артем, Большой Камень и Хасан. С их кандидатами обходились без лишних расшаркиваний и при наличии нарушений — прощались без сантиментов. Бывало, что партия, дабы сохранить идеологическую стройность, по своей воле снимала кандидата, попавшего в словесную ловушку и наговорившего лишнего на предусмотрительно подготовленную для этого камеру.
Причем КПРФ почти всухую были проиграны территории, которые годом ранее отдавали предпочтение ее представителям (на выборах в ЗС ПК). И это, пожалуй, один из основных выводов прошедшей девятидумной кампании в Приморье.
Константин Шестаков на "Ночи выборов" (18+) во Владивостоке. Фото: ИА PrimaMedia
Главные потери они понесли во Владивостоке — вместо 9 заняли всего 2 мандата. "Справедливая Россия За правду" и "Российская партия пенсионеров за социальную справедливость" покинули Думу. "Единая Россия" немного улучшила позиции — 23 мандата (+1 по сравнению с предыдущим созывом). ЛДПР сохранила статус-кво — 2 мандата. Прошло 8 самовыдвиженцев (это кандидаты из блока Шестакова и другие лояльные).
Здесь можно сослаться на низкую явку. Заместитель председателя приморского Крайизбиркома Сергей Советников объяснил ее (во Владивостоке она составила около 13 процентов), "низким интересом избирателей к выборам в целом".
При этом явка в небольших городах оказалась значительно выше, чем в крупных. На некоторых территориях она доходила до 30 процентов. Но это не отразилось на итогах, которые оказались равнозначны для всех думских кампаний.
Не менее интересны и данные по досрочному голосованию. По подсчетам ИА PrimaMedia, во Владивостоке 55 процентов из общего количества бюллетеней (28 967 из 52 936) были отданы досрочно. В день выборов конкретно на самих участках было выдано только 23 969 бюллетеней (45 процентов от общего количества). Сергей Советников прокомментировал это, как "тренд, который был задан с 2020 года введением многодневного голосования".
"Растягивание сроков — это удобство для избирателей. Прийти пораньше, а выходные провести по-другому. Избиратель привык этим пользоваться", — сообщил зампред Крайизбиркома, добавив, что "досрочка" не обладает какими-либо родовыми уязвимостями по сравнению с голосованием на участках в день выборов.
Еще один интересный поворот этой кампании — многочисленные победы самовыдвиженцев. Лидером по их числу стал Хасанский МО— их тут сразу 11. В ЗАТО Фокино — 9. Эти муниципалитеты опередили даже Владивосток, хотя у дальневосточной столицы 35 округов, а у Хасана и Фокино — по 21-му.
Главным триумфатором электорального сентября стоит назвать партию власти (в коллективной ли ее ипостаси или конкретно в лице "Единой России") — даже победы самовыдвиженцев льют воду на ее мельницу, так как многие из них либо скоро вольются во фракции ЕР, либо будут проявлять свою лояльность более сдержано, вне фракций, но не менее деятельно.
"Как и ожидалось, эта кампания прошла под знаком достигнутых ранее договоренностей, — считает политолог и технолог одного из победивших во Владивостоке кандидатов Вячеслав Беляков. — Кампанию почти везде попытались провести максимально тихо. Чемпионом в этом деле стал Артем, где все было очевидно и понятно задолго до 11 сентября. На большей части округов было по два кандидата, один из которых — технический. Во Владивостоке все было немного сложнее, здесь коммунисты попытались получить какое-то количество протестных голосов, но та технологическая схема, которую на основе досрочного голосования избрала команда мэра Константина Шестакова и ее технологи, не позволила этому случиться. Есть буквально два-три округа, на которых результаты отличались от прогнозирумых".
По словам эксперта, это 13-й, 29-й и 32-й округ — в них победили самовыдвиженцы.
"На всех остальных интриги не было, — продолжает эксперт. — Во Владивостоке оппозиция по большей части даже не пыталась что-то противопоставить работе других кандидатов и их технологов. Наверно, не было понимания, что расторговки и договоренности — не суть победа. Это возможности спокойно работать в таких условиях, что тебе не будут мешать, что на округе не будут сильного кандидата с другой стороны.
Очевидно, что какие-то договоренности с КПРФ были, и не на два мандата. Но тот же 32-й округ — там не было ни кандидата от ЕР, ни кандидата от команды Шестакова — пожалуйста, пустой округ, побеждай не хочу. Тем не менее, КПРФ не смогла там ничего противопоставить кандидату, который просто решил поработать.
Также и с Новыми людьми. У них было три округа, на которых они вели активно кампании. На них были предоставлены все возможности. На 13-м округе, где выдвигался председатель реготделения партии Владомир Рассадин, кандидат от ЕР не вела никакой кампании. Тем не менее, там ни коммунисты, ни Новые люди ничего не смогли противопоставить самовыдвиженцу Александру Бондяеву. Когда же коммунисты реально работали, у них получался результат. Пример — Евгений Брянский, который активно действовал на округе №10. Его поддерживала Надежда Телелюева (депутат ЗС ПК от КПРФ). Они вместе ходили по дворам, вели кампанию. Если бы этого не делали, то, скорее всего, тоже бы проиграли".
В Забайкалье проходили выборы в органы местного самоуправления в районах края, выбирали четырёх глав районов и были довыборы в Гордуму.
Агитация за кандидата от КПРФ в Забайкальском крае. Фото: Екатерина Горская
Что касается выборов в муниципальных районах и городских округах (за исключением административных центров субъектов РФ), то ЕР выставила 5 кандидатов — выбрали четверых. Одно место из глав занял самовыдвиженец. Коммунисты выдвигали на должности глав двух кандидатов, ЛДПР и справедливороссы — по 2. Успехов не достигли.
Выборы в сельских и городских поселениях: ЕР выставили 34 кандидата, главами стали 23, ещё 8 у самовыдвиженцев, по два у коммунистов и справедливороссов.
По депутатам — 201 у ЕР, 37 — КПРФ, 3 — Родина, ЛДПР — 37, СРЗП — 36, самовыдвиженцы — 19.
"Результаты у "Единой России" в Забайкальском крае на выборах 11 сентября достойные. И побед у нас больше, чем у всех остальных партий, вместе взятых. Это результат чёткой кадровой политики и тщательного подбора кандидатов на выборные должности. Можно сказать, что "Единая Россия" победила уже в процессе выдвижения кандидатов. Мы стремимся выдвинуть максимальное число кандидатов, практически на каждый замещаемый мандат. Это, скажу честно, дело весьма непростое. Надо поговорить с сотнями людей, отобрать опытных и достойных, известных и авторитетных, помочь им как в период самой избирательной кампании, так и после избрания. Другие партии ничего подобного в тех масштабах, в каких это делает "Единая Россия", не реализуют", — рассказал политолог, заместитель руководителя Регионального исполкома партии "Единая Россия" в Забайкальском крае Роман Амплеев.
В Сахалинской области выборы проходили три дня (с 9 по 11 сентября). Главным событием стали выборы островного парламента.