17 октября 2022. В прошлую субботу улан-удэнец Жаргал Махачкеев финишировал в гонке на "железной" дистанции триатлона. Это 11 часов испытания тела и духа. Попробуйте преодолеть 226 км в воде, на бегом и на велосипеде! Каково это быть железным человеком — в рассказе от первого лица.
Старт в бухте
Итак, заключительная гонка сезона. "Железная" дистанция 226 км (3,8 км плавания, 180 км велосипед, 42,2 км бег). Цель, к которой я начал идти достаточно давно, но более осознанно и конкретно — год назад, когда приобрел слот на эту гонку.
Сочинский старт непростой. Плавание в бухте имеритинского порта. Это окруженное высоким молом закрытое почти со всех сторон водное пространство, которое по идее должно быть без больших волн, но при этом в ветреную погоду тоже может доставлять хлопоты пловцам. Трасса велоэтапа пролегает по отличному шоссе до Красной поляны и назад (в случае с "железной" дистанцией — это 2 круга). То есть велоэтап относительно горный. Примерно 600 м набора высоты на одном круге. Бег проводится по молу имеритинского порта и по близлежащему кварталу. 8 кругов по 5,25 км.
Плыть предстояло 2 круга по 1,9 км. Фото: С личной страницы Ж. Махачкеева
Сэкономить силы везде
Гонка на 226 км — это про экономию сил. Нужно постараться везде сэкономиться. И поэтому, учитывая, что велоэтап занимает половину всего времени прохождения дистанции, нужно было постараться облегчить себе жизнь на велосипеде. Обратился к нашему прославленному ветерану велосипедного спорта Илье Курышеву за советом. Он любезно предложил один из своих супер-велосипедов SCOTT PLAZMA. Сделал одну тренировку на нем. Действительно, катить на такой ракете было весьма удобно и эффективно…
Все остальное — это подготовка организма. Август-сентябрь вышли довольно плотными по тренировкам. Частенько было две тренировки или сдвоенная тренировка, когда за одним видом сразу следует другой (как правило, бег после велосипеда). Учитывая загруженность на работе, когда рабочий день зачастую заканчивается после 19:00, выкроить время для занятий спортом получалось не просто. Выходом из положения были и утренние тренировки, когда перед работой, встав пораньше, удавалось часок побегать или покрутить велосипед. Это помимо тренировочного эффекта хорошо взбадривает организм перед рабочим днем… В рамках подготовки в этом году было: 151 час велотренировок, 72 часа бега и 28 часов плавания. Это совсем немного по меркам нормальной подготовки, но уж сколько удалось! В общем к старту подошел в более менее подготовленном состоянии.
Надо по удобнее усесться, расслабить все, что не нужно для работы, поймать ритм и начать понемногу работать. Фото: С личной страницы Ж. Махачкеева
Семейный допинг
Со мной в Сочи приехали два моих родных болельщика (сын Никита и доча Юля). Они помогали-поддерживали меня не только в день старта, но и на протяжении всех дней до и после него! Без них было бы совсем нелегко и скучно!
Сочи в октябре — это еще теплое море, малое количество туристов, приятные солнечные деньки, но и непогоды тоже хватает! Поэтому, если соберетесь сюда осенью, учитывайте и это. На период нашего пребывания дожди шли в день приезда, слегка на следующий день, а также в воскресенье, когда проводились старты на олимпийской дистанции и на "спринте". Участникам "спринта" даже заменили плавание на бег из-за усилившегося ветра. Но это я забежал уже немного вперед…
А пока сделал легкую беговую тренировку, посмотрел окрестности. Олимпийский парк, конечно впечатляет масштабами объектов. Все выглядит грандиозно и красиво! Жаль только, что на медал-плазе недалекие люди отковыряли все медали с табличек наших призеров той олимпиады! Предполагаю, что неместные… Также выкатил своего карбонового "коня". Сгонял до первого тоннеля в сторону Красной поляны. Нужно было затестить аэрошлем, так как были опасения, что наряду с аэродинамической эффективностью, в нем может быть душно. В принципе духоты не ощущалось, поэтому принял решение стартовать в нем. Плавать перед стартом не стал. Наплаваюсь в субботу.
Вначале стартуют профи. Фото: С личной страницы Ж. Махачкеева
В четверг пошли регистрироваться. Атмосфера Экспо как всегда заряжает.. Спортивное питание, экипировка, околоспортивные товары, общение с консультантами и такими же, как ты, спортсменами. Сюда можно прийти практически голым, а уйти полностью экипированным и заряженным в части питания на дистанции. Цены, конечно, не божеские, но покупатели находятся. Триатлон в принципе недешевый вид спорта!
Помимо меня из Улан-Удэ на этот старт приехали единомышленники. На "железку" — Александр Мункоев, Алексей Аюшинов, и на "половинку" — Батор Рабданов (самый прогрессирующий атлет, не смотря на свои 53 года).
В пятницу сходили сдали велосипед в транзитную зону. Прошелся по чек-листу, чтобы ничего не забыть приготовить для каждого этапа. Ну и спать! Завтра большой и длинный день!
Ветер с моря дул
Итак, суббота! С утра поддувал небольшой ветерок. Но ожидалась самая теплая за последние дни, но нежаркая погода при средней облачности. Так что нам, гонцам "железки" и "половинки", с погодой несказанно повезло! Утренняя предстартовая подготовка в транзитке: настройка вела на нужную передачу, пристегивание туфлей к велосипеду, подкачка колес, установка бачков с питанием, заполнение контейнера возле велосипеда нужными для каждого этапа вещами. В общем, хлопот хватает, но так как все это проделывалось уже не раз, без суеты было сделано и сейчас. Сдали вещи в камеру хранения, одели гидрокостюмы и пошли на старт плавания. Особого мандража почему-то не было! Вроде все предусмотрел, ничего не забыл. Стартовали профики, и потом пошли "волнами" мы — возрастные группы любителей. Сигнал на старт! Понеслась!
Первые два круга бегу в целевом темпе, но понимаю, что сдерживать себя не приходится,. Фото: С личной страницы Ж. Махачкеева
Плыть предстояло 2 круга по 1,9 км. За плавание я особо не беспокоился. Во-первых, это начало гонки, когда ты полон сил, во-вторых, и темп нагрузки выбирается невысокий, так как впереди еще длинный нелегкий день. В общем плылось очень комфортно! Волнения на воде не было. И, учитывая, что плывем мы в бухте порта, огороженного с одной стороны причалом, а с другой молом, выглядывать вперед особо часто не требуется. Это не открытое море. Плывешь и во время дыхания видишь справа расстояние до причаленных яхт и кораблей, таким образом ориентируясь по направлению. Конечно выглядывать приходится, но гораздо реже, чем в открытом море. По завершению первого круга, поступил первый звоночек, что не все было до конца приготовлено. Во время одевания гидрика забыл смазать шею вазелином, теперь появился характерный дискомфорт от натирания. Но делать нечего, плывем дальше. Дискомфорт, кстати, не усилился и особо не мешал.
Транзитка как питстоп в Формуле-1
Второй круг проплыл резвее. Выглядывал вперед еще меньше (частые выглядывания снижают скорость), плюс вработался и стал гребки делать более акцентированно. Конец плавания, выбегаем в сторону транзитки, смотрю время 1 ч. 20 мин. — в принципе неплохо.
В транзитке после плавания минимум действий: скинул шапочку, очки, снял гидрик, одел шлем, одел номер, взял велик и убежал. Запрыгнул на вел, разогнался и .. второй звоночек, туфли забыл расстегнуть перед гонкой..)).. ну это не беда! Расстегнул, сунул ногу и застегнул.
Выйти из зоны комфорта. Фото: С личной страницы Ж. Махачкеева
Погнал. Тут вспомнил советы Ильи: надо по удобнее усесться, расслабить все, что не нужно для работы, поймать ритм и начать понемногу работать. Ехал в основном по пульсу. В начале приходилось себя сдерживать, так как пульс то и дело старался убежать вверх. Плюс рельеф велоэтапа таков, что первую и третью четверть дистанции нужно ехать в гору. Доехал до первого разворота. И начался такой кайф! С горы этот велосипед летел как пуля! Характерный свист аэроколес добавлял приятных ощущений! Я просто прошивал очень многих на спусках. С Красной поляны до Адлера я спустился за час. Второй круг был помедленнее.
Дожить до финишной рамки
Пульс уже особо не задирался, ехал по ощущениям. Но все равно практически уложился в 5:30, что наряду с временем плавания давало надежду попытаться всю гонку уложить в 11 часов. Транзитка №2 и бег. Выбегаю на первый круг и вижу среди болельщиков своего однокурсника Влада из Улан-Удэ. Удивляюсь, откуда он здесь?! Но заряд получаю хороший! Первые два круга бегу в целевом темпе, но понимаю, что сдерживать себя не приходится, и наверное скоро накроет. Темп начинает падать. Довольно сильно сбивали подъемы на мол. Вроде подъем метров 100-150 всего, но после него ноги бежать не хотят, и приходится делать усилия, чтобы вработаться вновь.
С горы этот велосипед летел как пуля!. Фото: С личной страницы Ж. Махачкеева
В общем ужасающие в начале 8 кругов, превратились в 4, а потом и в 2. И вот убегаю на последний круг, пытаюсь по часам удостовериться, что это так. Но не удается! Стемнело, и моя дальнозоркость в условиях недостаточной освещенности проявляется особо остро. В какой-то момент удалось разглядеть на часах, что прошло уже больше 4 часов бега, а значит однозначно это последний круг. Последний поворот, и вот финишная прямая Морского бульвара! Ковровая дорожка, софиты, девочки-чирлидерши перед финишем, и вот она — финишная рамка! Все! Ты — железный человек!
226 км по воде и асфальту и ты Железный человек. Фото: С личной страницы Ж. Махачкеева
"Конец моим страданиям и разочарованиям, и сразу наступает хорошая погода!…"
Время 11:14:26. В принципе, неплохое! Учитывая отсутствие тренера!
Послевкусие
Сезон получился долгим, насыщенным, плотным по нагрузочным объемам, особенно в последние два месяца. Многие спрашивают, зачем тебе это? Гораздо удобнее, легче и приятнее сидеть/лежать на диване. Но жизнь не будет так красочна и многогранна. Нужно всегда выходить из зоны комфорта, совершенствоваться и двигать себя вперед к поставленным целям! Ощущать себя одним из относительно немногих людей, кто может преодолеть такую дистанцию, тоже вызывает определенные эмоции.
Хочу поблагодарить мою семью и друзей за помощь и мотивацию, а также наш профсоюз работников здравоохранения за то, что всегда поддерживает спортивные инициативы ее членов!
Проект "айронмэн без тренера" успешно завершен! Нужно ставить новые цели!