4 декабря 2022. На этой недели завершился первый этап уборки гигантской мусорно свалки площадью 19 Га в Тункинском нацпарке. Томские подрядчики сумели вывезти лишь 5 гектаров, из федерального бюджета выделили более 140 млн рублей. При этом местные жители жаловались то на мусор,который разлетается по дорогам,то перевалочную базу,то на слишком большую свалку, которая осталась после уборки. UlanMedia (УланМедиа) пытался разобраться в этой дурно пахнущей истории, которая оказалась типичной для республики.
В администрации Тункинского района рассказали, что остатки мусора с временной перегрузочной площадке промбазы в селе Никольск увезут на полигон в Гусиноозерск до конца этой недели. В контракте с томскими подрядчиками ООО Полигон дедлайн прописан 9 декабря.
Это тяжелый труд. Кроме техники ребята буквально руками собирают с земли. Это спасатели из отряда "Днепр", которые работают на техногенных катастрофах. Они приехали вместе с томичами, — рассказала Дора Хамаганова, представитель администрации Тункинского района.
По ее словам, на первом этапе подрядчик убрал со свалки в селе Талое 5.6 Га из 19 Га. Чтобы оценить масштаб этой стихийной свалки, которая копилась еще с советских времен, представьте 10 футбольных полей!
Ликвидация свалки. Фото: Администрация Тункинского района
В этом году было заложено 144 млн рублей. На следующий год запланирована сумма в 194 млн рублей на ликвидации оставшихся 13,6 Га. Заказчиком является Тункинский национальный парк, а средства выделяются по линии министерства природы России, — пояснили в администрации района.
Дора Хамаганова отметила, что изначально мусор со свалки в Талом планировали перевозить в Ангарск, однако иркутяне позже отказались.
С Ангарском была договоренность. Полигон был готов принять мусор из Талого за высокую плату. Но они выдвинули еще ряд требований, которые в сроки подрядчик не смог выполнить. Поэтому был сделан выбор в пользу нашего Гусиноозерска.
Ликвидация свалки. Фото: Администрация Тункинского района
На опасения местных жителей, что оставшихся денег не хватит на уборку 13 гектаров мусора, Хамаганова заверила,что ведутся поиск полигона в соседнем регионе.
Сейчас запускается полигон в селе Быстрая в Иркутской области. Он должен запуститься в конце декабря. Ведутся с ними переговоры, — сообщила представитель администрации района.
Ликвидация свалки. Фото: Администрация Тункинского района
Для понимания логистики: от села Талое в Тунке до полигона в Ангарске 221 км, а до Гусиноозерска — 556 км.
О том, как ситуацию со свалкой в Талом видят местные жители можно узнать из соцсетей. Известный общественник и житель Тункинского района Алексей Гыргенов на своей странице поделился мнением о мусорной эпопее.
— Знаете, есть неприятный осадок. Вся эта возня— непонятный конкурс, заказные статьи, шум, собрания и тд. Что лично увидел. Район маленький. Кто, что здесь "мутит" всё знают и видят. Поверьте, тункинцы, прошедшие " воинственные выборы" наверное с самым взрывоопасным гражданским обществом по сравнению с другими районами, заметят любой подвох.
Тут получилось и с конкурсом. Весь этот бардак начался с невнятной документации. Если был бы чёткий заказ— наряд изначально. В одной из статей, было сказано, что документация менялась на ходу. Даже тот факт, что кубатура была изменена на квадратуру. Согласитесь очень сомнительный показатель.
В начале выиграла местная компания этот конкурс. Они упали до 40 млн рублей. Согласитесь, тоже сомнительно. Как с такой суммой можно убрать 5 га мусора?
Ликвидация свалки. Фото: Администрация Тункинского района
Томичи подали иск и опровергли результаты конкурса. Считаю правильно. Это компания с лицензией, техникой, наконец опытом. Пусть лучше они.
Активное участие на субподряде принимала тункинская компания "Спектр" — с техникой, с опытом, со штатом. Но наши земляки изначально набросились на них. Мол они незаконно в Никольск вывезли мусор. А это вынужденная мера. Напали, что нет укрывного тента и тд. Как— будто они каждый день возят мусор на такие дальние расстояния. Ведь все вышеперечисленное не было прописано в техзадании.
Так кто виноват?
Свалкой в Талом,которая находится в зоне особо охраняемой природной территории, естественно заинтересовались общественники.
По словам главы регионального исполкома ОНФ в Бурятии Юлии Ким, нарушения в этой истории хватает. К примеру, мусор вывозили не напрямую на полигон в Гусиноозерске, а складировали на частной промбазе в в соседнем селе Никольск. Также эксперты ОНФ выразили сомнение, что суммы, заложенной в контракте, и имеющихся транспортных средств не хватит для реализации задуманного до конца этого года.
"На данный момент с точной уверенностью нельзя сказать, насколько осознанно подрядчик заходил на контракт, понимая ли масштабы и объемы работ. Мы предполагаем, что это либо очень серьезная недоработка, и более того — даже халатность со стороны заказчика, либо заранее спланированная коррупционная схема", — заявила Юлия Ким.
Ликвидация свалки. Фото: Администрация Тункинского района
Также в адрес ОНФ пришли жалобы жителей Гусиноозерска. Комментарий эксперта ОНФ Юлии Сухаревой:
Жителей Гусиноозерска очень волнует вопрос, почему все отходы со свалок,которые рекультивируют,свозят именно к ним на полигон. Дискуссия жаркая, людям не хочется,что гадили у них в огороде. у нас на сегодня на территории всего 4 полиона — кроме Гусиноозерска, в Улан-Удэ, Заиграево и Еравнинском районе. Предприниматели,естественно, вывозят мусор на ближайший полигон. Однако на сегодня ресурсность данного полигона находится на стадии исчерпания.
Из истории вопроса. В 2021 году глава Бурятии посетил поручил ликвидировать несанкционированную свалку в Тункинском районе у села Талое. Это случилось после того, как он увидел ее собственными глазами.
Глава Бурятии возмутился свалке. Фото: Пресс-служба правительства Бурятии
"Это всё привезли местные жители, ничего чужого. Это позор, конечно. Там, дальше, отведено место, пункт временного размещения, куда должен складироваться мусор и в любом случае должен вывозиться отсюда. Сейчас я дал поручение о том, чтобы место временного размещения было огорожено, чтобы ветром все это не раздувало", — заявил тогда Алексей Цыденов.
Глава республики отметил, что не допускать подобных свалок должны, в первую очередь, сами жители района, рассказали в пресс-службе правительства.
Министр природных ресурсов Бурятии Наталья Тумуреева прокомментировала проблему со свалкой в Тункинском нацпарке.
При ликвидации свалок по нацпроектам должна перевозить отходы на официальные полигоны. А с ним у нас беда. Мы сейчас открыли в Петропавловке полигон, но не будем же туда возить. Сейчас там своя свалка вокруг,— прокомментировала министр.
Эксплуатация полигона в Джидинском районе начата официально 1 декабря. Полигон расположен на участке площадью 3 га и эксплуатируется республиканским мусороперерабатывающим заводом.
— Считаю, что на этом останавливаться нельзя, необходимо осуществлять не только захоронение, но и сортировку отходов с последующей переработкой. Поэтому в планах уже следующая очередь с мусоросортировочным комплексом. Земельный участок для этого районом выделен, — сказала Наталья Тумуреева.
В министерстве разработали проектно-сметная документация на мусорообрабатывающие объекты в Кабанском, Прибайкальском, Курумканском, Хоринском и Мухоршибирском районах.
Все упирается в финансы, одни мы не вытянем. Примерно полмиллиарда стоит полигон в Селенгинске. В Турунтаево почти 800 миллионов — это не просто полигон, а сортировкой мусора. Я была в Подмосковье,там только сортировка стоит 3 млрд рублей. В том же Иркутске региональный оператор строит полигоны за счет инвестиций. Мы тоже так можем, но нужно понимать, что все это ляжет в тариф или в бюджет республики,— отметила министр.