30 декабря 2022. Мир меняется очень стремительно, и не всегда можно быть уверенным, что принесёт новый день. Поэтому особенно важно сохранить социально-экономическую стабильность в регионе. Но для этого нужны опытные управленцы, смотрящие на ситуацию под другим углом и думающие о дальнейшем развитии. В интервью ИА ChitaMedia глава Законодательного собрания Забайкальского края Юрий Кон рассказал о развороте региона на Восток, особом забайкальском менталитете и спецоперации. Получилось по-простому, откровенно и с историческим экскурсом.
Юрий Кон. Фото: пресс-службы Законодательного собрания Забайкалья
— Юрий Михайлович, в последнее время много говорят о развитии туризма. В Забайкалье помимо красивой природы есть мощная историческая составляющая. Как планируете развивать туризм? Чем привлекать путешественников?
— Да, по поводу мощной исторической составляющей вы абсолютно правы. Один из наших проектов — создать в Чите "Квартал декабристов", где по примеру 130-го квартала в Иркутске мы хотим воссоздать исторические здания. В Забайкалье тоже очень многое связано с декабристами. И было бы хорошо взять территорию от Церкви декабристов и преобразить её. Буквально рядом через дорогу, где библиотека им. Нарышкина, расположены четыре дома исторической ценности. Улица Декабристов сама по себе небольшая. Там находятся школа и детский сад, их здания тоже имеют глубокую историю. Где-то здания можно отреставрировать, где-то построить стилизованные — по старым эскизам и чертежам. Стены и фасады домов мы планируем сделать в стиле 19 века. Уже обсудили эту тему с архитекторами и представителями бизнес-сообщества. Многие заинтересованы в реализации этого проекта. С точки зрения экономики в перспективе "Квартал декабристов" сам себя окупит и принесет деньги в бюджет. Второй аспект, что также важно, — мы сохраним историю, а третий — предоставим площадки для размещения бизнеса и привлечения туристов. Надеюсь, у нас все получится!
Только действовать надо активнее, смелее. С точки зрения туристической составляющей сейчас мы теряем Забайкальский край. Однажды при встрече с гостем из Японии, испытал чувство стыда за то, что происходит. Пригласил гостя в музей. Выслушав экскурсовода, он тихонько шепнул мне, что в одной исторической дате есть ошибка. Выяснилось, что все факты он уже давно изучил в Петербурге. И вот он мне говорит: "У вас же Нерчинск неподалеку. Соедините Нерчинск, Читу, Петровск-Забайкальский, Улан-Удэ и Иркутск. И весь мир поедет сюда. Вы чего сидите-то?". Правильно всё сказал!
— То есть вы планируете не просто абстрактное развитие туризма, а хотите сделать упор на международное направление?
— Да, для меня наступил момент конкретных действий... Президент сказал: "На Восток", я себе сделал пометку. Куда на Восток? Корея, Япония, Монголия, Китай. Нужно хотя бы с этими четырьмя странами навести мосты, и не только по привлечению туристов. Первая идея пришла в голову в связи с моим обучением на строительном факультете в Иркутске, где со мной училось много монголов. Вспомнив об этом, я обратился ко всем вузам Забайкальского края. Оказалось, что наши учебные заведения окончили 95 или 98 представителей Монголии. Идея заключается в том, чтобы собрать наших преподавателей и провести в Улан-Баторе слёт с выпускниками учебных заведений Забайкалья. В Монголии сейчас молодёжь не переходит на русский язык, говорит в основном на английском. Таким образом мы хотим навестить ребят и напомнить им, что можно работать и сотрудничать как в советское время. Идею такой встречи мы сейчас прорабатываем. Ею также заинтересовался комитет по международным отношениям в Совете Федерации, и через них и посольство мы планируем продвигать этот вопрос.
А если по большому счету, в сфере туризма тесно переплетено буквально все — не только история, но и интересы культуры, экономики, транспорта, гостиничного бизнеса, безопасности и, конечно, международных отношений. К федеральным мерам поддержки добавляем региональные, и благодаря этому шагом наращиваем показатели. В разряд доминирующих сегодня у нас включены экологический, познавательный и лечебно-оздоровительный виды туризма. Недаром же в Забайкалье почти 300 источников минеральных вод, это второе место после Кавказа!
— Да, грех не использовать такое богатство…
— А нашу баранину на камнях пробовали?
— Пока не довелось.
— Гастрономический туризм для Забайкалья — направление относительно новое, но тоже перспективное. Очень рекомендую побывать на фестивале "Баранина на камнях "Хорхог" (12+). Его в первый раз провели осенью прошлого года. Впоследствии фестиваль был номинирован на участие в Национальной премии в области событийного туризма (12+), получил титул "Лучшего события в области гастрономического туризма". В 2022 году на фестивале побывало 2 тысячи человек, дальше, я нисколько не сомневаюсь, число желающих будет прибывать. Вы же понимаете, чем выше у людей уровень жизни, тем стремительнее идёт развитие так называемой "экономики впечатлений". Национальная кухня — в этой категории, и сам Бог велел, чтобы этот фестиваль стал международным.
— Что касается других стран Азии, тот же Китай, который по большому счёту ещё закрыт. Как планируете сотрудничать с ними?
— Китай для нас всегда в приоритете. Коронавирус, конечно, навредил, но в то же время заставил пересмотреть подходы. В 2021 году для туристов из Китая решили разработать специальный маршрут (0+) по Забайкальскому краю, было проведено масштабное аналитическое исследование. На его основе появился универсальный маршрут, по которому уже начинают путешествовать и тургруппы, и одиночки. Созданы новые точки притяжения — это русские деревни, где рассказывают про наши обычаи, традиции, показывают мастер-классы (0+), связанные с ткачеством, прядением, приготовлением блинов в русской печи и так далее. Китайцы начали проявлять интерес к природному парку "Тужи", который придумал наш всемирно известный художник и скульптор Даши Намдаков. Есть и другие достопримечательности, которые тоже могут привлечь туристов, и не только из Китая.
Имеется и моя личная идея на этот счёт. Я снова задался вопросом, сколько китайцев, имеющих российское гражданство, проживает в Чите? Точную цифру не знаю, но около 100 человек. Когда в "нулевые" китайские инвесторы пришли в Забайкалье, то их, по сути дела, обманули. Они вложили деньги, а в итоге ничего не получилось, и теперь они боятся. Однажды ко мне обратились китайцы, проживающие в Чите. Попросили создать ассоциацию уроженцев КНР с российскими паспортами. Таким способом они хотели получить гарантии, что их не обманут. Сейчас мы на этот счет ведем переговоры с Минюстом. В Москве также есть инвесторы, которые заинтересованы в создании такой организации.
Юрий Кон. Фото: пресс-службы Законодательного собрания Забайкалья
С японцами сложнее, они более щепетильные. Поэтому к ним подход — через социальные вопросы. Одна из идей, например, — организовать на Титовской сопке фестиваль воздушных змеев. Почему змеев? Потому что в Японии есть такое сообщество, в которое в основном входят жены богатых бизнесменов. Через их участие в фестивале мы и сможем подтянуть в Читу инвесторов.
В этом направлении мы работаем с законодательной властью, привлекаем Совфед, Госдуму. Идеи неплохие, думаю, что можно что-то сделать. Но на контакт нужно идти уже сейчас, иначе можно просто опоздать. Как это, например, почти случилось в отношении сотрудничества с Монголией. Японцы, американцы, корейцы уронили таможенные пошлины почти до нуля, в итоге их товары стали востребованы, а молодёжь в Монголии начала изучать английский. Пока наши думают, другие страны уже вышли на рынок.
— Рынок — это понятно. Где человеку теплее, там он и ищет. Другой вопрос, когда это было введено в рамках государственной политики. После нынешних событий страна уже вряд ли станет прежней. С общественной точки зрения, как вы считаете, общество в Забайкалье готово к таким переменам?
— Честно скажу, когда мы затрагиваем хоть какую тему про Забайкалье, забайкальцы отличаются даже от иркутян. Я жил и в Иркутске, и на Сахалине. Уже полвека проживаю в Забайкальском крае, и только недавно пришёл к такому выводу. Мне все говорят, что менталитет другой, народ совсем другой. Я думал насчёт этого. Не все причины назову, но одна из них — Забайкальский край сейчас требует такого взрыва, чтобы мы вышли из нынешнего состояния. Мы дотационный край, всегда ждём, когда нам дадут денег в бюджет. У наших министров была задача — пойти и больше выпросить денег. До этого момента ничего другого не делали. В 90-е годы в Забайкалье приезжали представители японской фирмы HITACHI. Они предложили сделать телефонизацию, поменять коммуникации. Тогда председателем комитета экономики Читинской области господин Ломако. Мы обсудили с ним эту тему, но финансов, чтобы воплотить эти планы в жизнь, не было. Предложил им начать разработку Удокана. Они отказались, так как там не было ничего кроме самого факта наличия меди, никакой инфраструктуры. Многие тогда приезжали на удоканскую медь, даже Лужков интересовался. И мы попали в зависимость. Все начали развиваться, а мы в застое. Поэтому, наверное, забайкальцы сплотились. Сейчас, когда Быстринский ГОК пришёл через "Норильский никель", у нас пошло какое-то развитие. Но опять же добывают тут, а руда уходит. Переработки нет, а нам хочется, чтобы перерабатывающие фабрики появились. Надеюсь, что это будет следующим этапом. Когда пойдет переработка, мы будем продавать продукцию, а не сырьё.
— Можно сказать, что Забайкалью сегодня требуется некий ментальный прорыв, сплочённость? Мир меняется, появились новые возможности, поэтому нужно выходить из этого кокона.
— Да. Но вот по сплочённости что хочу сказать. Недавно руководитель исполкома ОНФ в Забайкалье Дмитрий Зотов сказал, что наш край является лидером в ДФО по оказанию помощи мобилизованным. Это не стало неожиданностью. Да, мы не богатые, но это снова говорит о сплоченности забайкальцев. Некоторые, можно сказать, отдают последнее.
— Юрий Михайлович, недавно в Забайкалье был принят проект бюджета на 2023 год. Цифры больше 100 млрд рублей — и все равно дефицитный. Как вы думаете, получится ли выполнить все обязательства?
— Бюджет на 2023 год ненамного больше бюджета 2022 года. Если учесть, что ещё 6 млрд рублей поступили после второго чтения, то цифры получились примерно одинаковые. В подробности вдаваться не буду. Дефицит будет около 7,3 млрд рублей, но с учётом дополнительных средств он может чуть уменьшиться. Однако в нынешнем положении на бюджет в любом состоянии мы должны смотреть через призму стабильности. Порядка 60% бюджета социально ориентировано. Опять же, 11 нацпроектов, по которым мы капитально ремонтируем и строим дороги, школы, ФАПы, МАПы и другие объекты. Всего около 220 учреждений, все находятся на контроле. Мы нашли конструктивное решение между исполнительной и законодательной властью, и насчет выполнения обязательств лично у меня сомнений нет.
— Нацпроекты — это, безусловно, хорошо, на это по большей части деньги даёт Федерация. Но в бюджете должно быть наполнение и за счёт внутренних резервов, которые обеспечиваются в том числе и бизнесом. Какая поддержка им оказывается?
— В период пандемии Заксобрание поддержало восемь законопроектов о поддержке малого и среднего бизнеса. По этому показателю мы были на втором месте в ДФО. Несмотря на то, что регион является дотационным, мы все равно оказывали поддержку бизнесу. Сейчас нужно хотя бы держаться на этом же уровне. Возьмём, к примеру, аграрный сектор. Если сравнивать бюджет 2022 и 2023 года по сельскому хозяйству, он будет примерно одинаковым. Но мы пошли на развитие бизнеса в сельском хозяйстве. На мой взгляд, у нашего комитета аграрной политики правильная позиция: прежде чем принимать поправки или законопроекты, они обязательно выезжают на места. Побывав, например, в ряде убойных цехов, мы на практике увидели эффективность господдержки. Первоначально в крае таких цехов было немного, сейчас их количество выросло в 3-4 раза. Последние цифры по Забайкалью — 35 убойных площадок, 2 мясокомбината, 74 площадки иного типа. Все это — бизнес на селе, благодаря которому экологически чистая местная продукция оказывается на прилавках. Те, кто работает в этом секторе, увидели, что к ним повернулись, пошли дотации. И они тоже пошли навстречу. Всегда говорят, что от нас уезжают. Но с Иркутской области, например, несколько фирм вернулись после того, как увидели, какие у нас послабления по УСН, по налогам.