25 марта 2023. Бутафор должен уметь делать практически все — работать с металлом, деревом, тканью, бумагой, пластиком. Если за границей бутафоры предпочитают силиконы и всякие мастики, то отечественные мастера до сих пор делает папье-маше, как в XIX веке. 27 марта принято поздравлять всех, кто служит театральному искусству, потому что именно в этот день весь мир отмечает международный День театра. О бутафорах Театра им. Н. Бестужева Алене Расовой и Ольге Абдрафиковой рассказывает Диляра Батудаева.
Это люди, которые создают для спектакля реквизит — оружие, искусственную еду, различные предметы, части костюмов, жесткие декорации. Они работают на станках, с электроинструментами, рисуют, лепят. Всем этим в Театре им. Н. Бестужева занимаются две хрупкие девушки — Алена Расова и Ольга Абдрафикова.
Бутафоры творят на сцене, хотя остаются за кулисами. Фото: Галина Инкина (ГРДТ им. Н.А. Бестужева)
В их цехе всегда царит творческий беспорядок. Сейчас, например, готовится реквизит к предстоящей премьере "Маленького спектакля на лоне природы". Этим спектаклем сорок лет назад Театр им. Н. Бестужева открыл стране драматурга Степана Лобозерова. И вот — новая постановка, в которой сюжет существует на грани мечты и реальности. Фантазии девочки Кати по замыслу художника-постановщика Николая Левашова воплотятся на сцене в виде гуляющего среди берез слона, одуванчиков, цветов и пушистых шмелей. Взяв такого шмеля в руки, уже не хочется его выпускать.
Бутафоры творят на сцене, хотя остаются за кулисами. Фото: Галина Инкина (ГРДТ им. Н.А. Бестужева)
— Сама не могу наобниматься с ним, — улыбается заведующая бутафорским цехом Алена Расова. Делать куклы — ее занятие для души.
Глаза боятся, а руки делают
На самом деле, работа бутафора не всегда такая приятная, а часто — вредная, пахнущая клеем, аэрозолями. Когда работали над декорациями к спектаклю "Ханума", бутафоры не выходили из цеха, потому что мелкие хлопья пенопласта разносились по всему театру.
Бутафоры творят на сцене, хотя остаются за кулисами. Фото: Галина Инкина (ГРДТ им. Н.А. Бестужева)
— Когда мы увидели эскизы, мы не были уверены, что уложимся в срок — настолько все казалось сложным и многодельным, — признаются Алена и Ольга.
Но, как говорится, глаза боятся, а руки делают. Ослика из пенопласта вырезали за полдня — вдохновились, вычесали металлическими щетками "шерсть", оклеили марлей.
— Когда начали работать, то сначала показалось, что все не так долго, но не учли, что устанем в процессе. Потому ворота в виде сувенирных бутылок делали в выходные, буквально ползком, — улыбаются девушки, вспоминая о том, как пришлось сплошь вываляться в шариках пенопласта.
Бутафоры творят на сцене, хотя остаются за кулисами. Фото: Галина Инкина (ГРДТ им. Н.А. Бестужева)
Прежде чем пенопласт обретет образ, художники театра переносят на него рисунки, затем передают в руки бутафоров, которые вырезают и укрепляют будущие декорации. Обретший форму и оклеенный марлей пенопласт возвращают в художественный цех для покраски. Потом к работе приступают столяры и сварщики, чтобы все созданное художниками и бутафорами крепко стояло на сцене, и, наконец, монтировщики. И каждый желает своему детищу долгой сценической жизни.
Огромные "бутылки" для "Ханумы" получились ровно такими, как на эскизах — художник-постановщик Надежда Яшина перед премьерой отметила, что все получилось.
— Сейчас мы работаем на "Маленьким спектаклем…" с художником Николаем Семеновичем Левашовым и нас так радует, когда он нам подсказывает. Ведь он сам много лет работал бутафором и знает, кажется, все. Поставили нам новый станок, он посмотрел и, не говоря ничего, приделал ручку — и сразу стало легче работать, — говорит Ольга.
Бутафоры творят на сцене, хотя остаются за кулисами. Фото: Галина Инкина (ГРДТ им. Н.А. Бестужева)
— Мы в театре второй год работаем, и хотелось бы у Николая Семеновича многому поучиться. Мне кажется, он многое может нам подсказать. Интересно работать с человеком, который понимает наш труд. А у него все так очаровательно выходит — все, что задумано для спектакля. Это очень вдохновляет, — подхватывает Алена.
На вопрос, не жаль ли, когда декорации списывают, а реквизит меняют, девушки хором отвечают:
— О, еще как жалко! Вот на "Добывайки" мы делали огромные руки из папье-маше. Они были живые. Это была моя первая работа в театре, когда меня, студентку, пригласили работать над "Добывайками". Теперь эти руки заменили на металлические, чтобы дольше служили и легче хранились. Но я до сих пор считаю, что это мой самый сложный спектакль с точки зрения бутафора, — говорит Алена Расова.
Бутафоры творят на сцене, хотя остаются за кулисами. Фото: Галина Инкина (ГРДТ им. Н.А. Бестужева)
Большинство старых декораций хранится на складе, но многое, все же, спрятано в "карманах" театра.
— Иногда идешь в темноте, и становится не по себе, будто кто-то наблюдает за тобой, — улыбаются хрупкие бутафоры.
Бутафоры творят на сцене, хотя остаются за кулисами. Фото: Галина Инкина (ГРДТ им. Н.А. Бестужева)
На вопрос, кто бутафоры больше — художники или ремесленники, отвечают серьезно:
— По идее, мы — художники. Художественное образование есть у каждой из нас, но бывает, что бутафорами становятся и без него — по призванию.
Однако, быть бутафорами, говорят Алена и Ольга, можно лишь до тех пор, пока это интересно.
— Хочется расти дальше, не стоять на месте. Однажды, когда все новые материалы закончатся, и перестанет быть интересно, захочется чего-то нового, — размышляет Ольга.
Бутафоры творят на сцене, хотя остаются за кулисами. Фото: Галина Инкина (ГРДТ им. Н.А. Бестужева)
— А мне бы хотелось самой попробовать себя в качестве художника-постановщика и сделать спектакль целиком. Это был бы ценный опыт! — говорит Алена и замолкает.
За окном палит мартовское солнце, а на подоконнике сидят куклы, сделанные из оставшихся материалов в час, когда для вдохновения есть место — слушают своих мастериц.
18+. Информационное агентство UlanMedia, регистрационный номер ИА № ФС 77 — 78229 от 27.03.2020, регистрирующий орган — Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.