31 марта 2023. Глава бурятского теократического государства Л.С. Цыденов, борьба между Бурмонавтоупра и Бурятской секцией Иркутского губкома РКП(б), первые бурятские автономии — в короткой, но яркой истории Дальневосточной республики. UlanMedia (УланМедиа) рассказывает о последнем годе перед созданием Бурятской АССР — в этом году Бурятия отмечает столетний юбилей республики.
Дальневосточная республика (ДВР) — государство, существовавшее на территории Приамурья и Восточной Сибири в 1920-1922 годах.
Временная земская власть Прибайкалья, созданная после освобождения Верхнеудинска, была ликвидирована.
С образованием ДВР буряты оказались разделенными: четыре аймака с бурятским населением Иркутской губернии вошли в состав РСФСР, четыре аймака Восточного Забайкалья — в ДВР.
14 мая 1920 г. Советская Россия официально признала ДВР, предоставив ей с самого начала финансовую, дипломатическую, кадровую, хозяйственную и военную помощь. Это позволило Москве контролировать внутреннюю и внешнюю политику ДВР и создать Народно-революционную армию (НРА) на базе красных дивизий.
Участники I Учредительного съезда Бурят-Монгольской автономной области ДВР. В первом ряду члены правительства ДВР. г. Верхнеудинск. 1920 г.. Фото: Из открытых источников
Один из участников подпольной работы на Дальнем Востоке коммунист Виктор Кин вспоминал: "О, это была веселая республика — ДВР! В парламенте бушевали фракции, что-то вносили, согласовывали, председатель умолял о порядке. Над председателем висел герб, почти советский, но вместо серпа и молота были кайло и якорь. Флаг был красный, но с синим квадратом в углу. Армия носила пятиконечные звезды — но наполовину синие, наполовину красные. И вся республика была такой же — половинной. Граждане относились к ней добродушно, с незлобивой насмешкой, но всерьез ее как-то не принимали. И когда началась война, население митинговало, решая вопрос: идти ли на фронт защищать республику или остаться дома и бороться с белыми каждому за себя, за свой двор, за свою деревню, за свой город".
С этого времени начался период становления бурятских автономий в двух государственных образованиях. 23 мая — 3 июня 1920 г. в Верхнеудинске прошел съезд представителей бурят Селенгинского, Хоринского и Баргузинского аймаков, на котором был создан БурятМонгольский народно-революционный комитет (Бурнарревком) как руководящий национальный орган. Съезд высказался за необходимость сохранения аймаков и хошунов как национальных административно-территориальных единиц и объединение восточных (забайкальских) и западных (иркутских) бурят в одну автономную единицу.
Министры правительства Л.С. Цыденова: 1. Ц. Цыремпилов; 2. Г.-Ж. Гамбалов; 3. Д. Базарсанов; 7. Г. Даруев; 8. А.-Д. Бадмаев; 9. Д. Иролтуев; 10. С. Гендын-Цыбенов; 11. Б. Дымбрылов; 15. Б. Баниев. Фото: Из открытых источников
Наряду с Бурнарревкомом на местах были созданы народно-революционные комитеты, занимавшиеся сбором в бурятских аймаках продовольствия для населения и армии, поставкой подвод на военные нужды, мобилизацией людей и охраной общественной безопасности.
14 октября 1920 г. вышло постановление партии "О задачах РКП(б) в местностях, населенных восточными народами", проект которого был подготовлен В.И. Лениным. В нем признавалась необходимость предоставления автономии бурят-монголам Забайкалья, которой отводилась роль плацдарма для развития мировой революции на буддийском Востоке.
Из резолюции съезда представителей бурят Селенгинского, Хоринского и Баргузинского аймаков: "…социальный состав бурят-монгольского народа характеризуется преобладанием среднетрудового и беднейших элементов и почти полным отсутствием класса эксплуататоров, класса национальной буржуазии… При таком положении вещей не может быть и речи о классовой борьбе и классовой дифференциации бурят-монгольского народа".
Выборы в высший орган власти ДВР — Учредительное собрание — прошли 9 — 11 января 1921 г. Правительство ДВР признало аймачные, хошунные и сомонные народно-революционные комитеты органами национального самоуправления. Однако Бурнарревком не имел всей полноты власти на территории бурятских аймаков. Правительство ДВР приняло Конституцию республики, представлявшую собой Основной закон как договор между гражданином и государством.
В ней было предусмотрено образование гражданского общества и смешанной экономики, разделение властей, многопартийность, верховенство закона, права и свободы граждан. Деление на сословия отменено, все граждане равны перед законом. Конституцией были гарантированы свобода печати, слова, совести, свобода выражения своего мнения, создания обществ и союзов. "...Всем туземным народностям на территории республики предоставлялось право на широкое самоопределение", под которым понималась культурно-национальная автономия национальных меньшинств и административная автономия бурят-монгольской народности.
Председатель правительства ДВР А.М. Краснощеков (в центре) выступает на митинге. Чита. Апрель 1920 г.. Фото: Российский государственный архив кинофотодокументов
Вся территория, занятая бурятами, выделялась в Бурят-Монгольскую автономную область, получив самостоятельность в судопроизводстве, административно-хозяйственной и культурно-национальной жизни. Учредительный съезд Бурят-Монгольской автономной области ДВР распустил Бурнарревком и образовал Временное управление Бурят-Монгольской автономной области (Бурмонавтоупр) Дальнего Востока, которому предоставлялись права областных управлений республики. В состав области включалась территория Агинского, Баргузинского, Хоринского и Чикойского аймаков с населением 108 тыс. чел.
Аймачные и хошунные нарревкомы были преобразованы в соответствующие управления. Создававшаяся Бурят-Монгольская автономная область ДВР состояла из обособленных территорий проживания бурятского населения, сложившихся в рамках бывших бурятских ведомств, перемешанных с территориями, занятыми русскими.
Переход бойцов НРА ДВР через реку Хилок вблизи станции Могзон. Забайкалье. 1920 г.. Фото: Российский государственный архив кинофотодокументов
Борьба за власть между руководством Бурмонавтоупра и Бурятской секцией Иркутского губкома РКП(б), члены которой (М. Амагаев, К. Ильин, Ф. Павлов) были направлены в ДВР для проведения политической работы среди населения "по разоблачению буржуазных националистов", развернулась в автономной области летом 1921 г.
В ожидании приезда делегаций на Учредительный съезд трудящихся Прибайкалья. Верхнеудинск. Апрель 1920 г.. Фото: Российский государственный архив кинофотодокументов
В июле члены Бурсекции вошли в состав Президиума Бурмонавтоупра. Их активная работа привела к тому, что в созданном на первом Национальном собрании БМАО ДВР (12 октября — 3 ноября 1921 г.) областном управлении они стали играть ведущую роль. Председателем Президиума управления был избран М. Амагаев, заместителем — Э.-Д. Ринчино. На собрании была создана система органов управления и власти. Однако окончательные границы автономной области определены не были. Образование бурятской автономии в составе ДВР стало одной из важных причин, побудивших коммунистов к признанию необходимости создания бурятской автономии в составе РСФСР.
Председатель Бурнацкома Д. Сампилон писал: "Почему же я не сошелся с левой группой иркутских бурят-интеллигентов и почему я вообще уклонился в сторону от того пути, который мною был избран и намечен в 17 г. в Петрограде? На это повлиял целый ряд обстоятельств: я был националистом не только в бурятском, но в более широком масштабе. В то время мне казалось, что национально-революционное движение как в России, так и за пределами ее является второй движущей силой революции, что без культурно-экономического и политического развития национальных и полуколониальных стран и народов эволюция политической и экономической жизни Европы будет протекать замедленным темпом в смысле приближения к социализму…".
В ожидании приезда делегаций на Учредительный съезд трудящихся Прибайкалья. Верхнеудинск. Апрель 1920 г.. Фото: Российский государственный архив кинофотодокументов
Параллельно с созданием областной автономии активизировалось балагатское движение, поддерживавшее идею создания теократического бурятского государства во главе с ламой Лубсан Сандан Цыденовым. Он родился в 1841 году в Кижинге, обучался философии в Тамчинском дацане.
Лама Цыденов по сути стал главой первого бурятского государства. Фото: Из открытых источников
Лубсан мечтал стать настоятелем Кодунского монастыря и имел претензии на престол Бандидо Хамбо-ламы, но когда ему представилась возможность осуществить мечту, он проиграл выборы в конкурентной борьбе. По-видимому не обошлось без коррупции. Чтобы избежать разбирательств и компенсировать Цыденову поражение, его включают в делегацию для отправки на коронацию императора. Лубсан Цыденов, в 1896 году присутствовал во время коронации императора Николая II, и отказался встать на колени, чем вызвал скандал.
Доподлинно известно что Цыденов несколько раз встречался с тибетским, знаменитым ламой Ринпоче. Встречи и беседы с ним произвели на Цыденова неизгладимое впечатление. Под влиянием Ринпоче, Лубсан загорается идеей переустроить бурятский буддизм, а именно отказаться от монашеских практик и монастырей. Вместо этого Цыденов предлагал следовать пути отшельников. Он ушел в лес. Вскоре у него появились последователи.
Бронепоезд N 102 НРА ДВР. Дальний Восток. 1920 г.. Фото: Российский государственный архив кинофотодокументов
Государство занимало территорию трёх хошунов — Цагатского, Богольдунского и Хальбинского. Цыденов принял титул: "Царь трех миров, Владыка учения".
В ночь 10—11 мая 1919 года в ставку Цыденова в урочище Соорхэ прибыл отряд семёновцев и полковник Корвин-Пиотровский. Они арестовали главу Кодунского государства и ещё 13 человек. 19 июня Цыденов был отпущен как "ненормальный". Однако его популярность значительно возросла.
В течение 1919 года Цыденов ещё два раза арестовывался представителями Белого движения. В марте 1920 года режим атамана Семёнова в восточной Бурятии пал и к власти пришла администрация Дальневосточной республики, отличавшаяся ещё меньшей симпатией к Цыденову.
Почти всё оставшееся время до своей смерти Цыденов провёл в местах заключения, однако продолжал поддерживать связь со своими сподвижниками. В начале июля 1921 по его письму из тюрьмы состоялось возведение в сан его преемника, признанного им перерождением Гьяяг Ринпоче Б. Дандарона, которому тогда было 8 лет. В 1922 году Цыденов был выслан в Ново-Николаевск, что имело целью прервать его связь с кижингинскими последователями.
9 мая 1922 года Лубсан-Сандан Цыденов поступил в городскую больницу Ново-Николаевска. 16 мая врачи составили заключение о его смерти 15 мая 1922 года от левостороннего плеврита.
ДВР была официально ликвидирована в 15 ноября 1922 года, а её территории вошли в состав РСФСР.