24 июня 2023. Древние кедры, поражающие впечатления, цветущие рододендроны на дюнах, Большой "извивающийся червяк" и байкальские нерпы, катающиеся на льдинах - уголок дикой природы совсем рядом с Трансибом запечатлел один из самых известных в России фотографов-натуралистов Игорь Шпиленок. Он находится в большой фотоэкспедиции уже девятый месяц, после Ольхона он добрался до Тункинского национального парка и Байкальского заповедника. Работы большого мастера из его интересного телеграм-канала (18+) публикует UlanMedia (УланМедиа).
Игорь Шпилонок — не просто фотограф -натуралист. Он основатель и первый директор заповедника "Брянский лес", автор фотокниг о дикой природе, сотрудник государственной природоохраны, с 2014 года — член Международной Лиги природоохранных фотографов.
В национальном парке "Тункинский", Бурятия. Обычно я делаю панорамы с высоты полета гусиной стаи, а здесь — с высоты полета синички:) Наконец-то мы повстречались с летним теплом и цветущим багульником — это простонародное название для нескольких видов рододендронов, чаще всего даурского.
"Работаю в Байкальском заповеднике. Если честно, не работа, а наслаждение! Машина запаркована на центральной усадьбе в Танхое; дорог в этой части заповедника нет — только пешком. Ноги гудят, спина тоже жалуется от тяжелого фоторюкзака, но я счастливо улыбаюсь: открыл для себя очередной уголок дикой природы совсем рядом с Трансибом и федеральной трассой "Байкал". Спасибо, Василий Иванович, спасибо, коллеги! Тут еще разгар весны: тающие ледовые поля на Байкале, первые нежнейшие листики на березах и осинах, на склонах гор — сугробы по пояс. Хорошо, что медвежьи и человечьи тропы в заповеднике совпадают; можно самому не топтать полужидкий снег, а ступать по косолапым медвежьим следам..."
Древние кедры-исполины поражают — судите сами по снимкам. Этому дереву несколько сот лет. Человек тоже непростой — 33 года служит природе этих мест, из них 25 — директором Байкальского заповедника.
Я на полном серьезе собрался одну из ближайших ночей провести в этом прекрасном и сухом жилище...
Весенняя пойма реки Переемная в заповеднике.
Забазировались на "ножке" полуострова Святой Нос. Не так давно этот полуостров был островом, но выносы рек Баргузин и Малый Чивыркуй постепенно создали низкий и болотистый песчаный перешеек, разделяющий теперь Баргузинский и Чивыркуйские заливы, самые большие на Байкале. Образовались десятки километров песчаных пляжей с невысокими дюнами, заросшими сосновым и кедровым лесом.
Сейчас на дюнах цветут рододендроны, но любоваться красотой особо некому: туристический и пляжный сезоны здесь никак не начнутся: весна в этом году затяжная и холодная, на продуваемом ветрами перешейке даже листья не распустились, хотя на календаре летний месяц...
На единственной сюда дороге находится визитерский центр и въездные ворота, на которых написано "Забайкальский национальный парк. Парк дикой природы". Про дикую природу все правда: за первые сутки удалось увидеть десяток медведей. Видимо потому, что сейчас на Байкале сезон выхода ручейников, любимого лакомства косолапых.
Так что пляжи пока предоставлены в полное распоряжение медведей, а сотрудники национального парка готовятся к скорому наплыву визитеров...
Три панорамы заповедного Подлеморья. Отсюда пошла история заповедного дела в нашей стране. Волшебные дни, замечательные встречи с дикой природой и охраняющей ее людьми!
Тихий вечер на кордоне "Южный" Баргузинского заповедника. Именно здесь, на месте эвенкийского селения, жили самые первые сотрудники самого первого заповедника страны.
Да, даже в июне на Байкале есть лёд. И на нём катаются байкальские нерпы. Тысячи нерп рядом с заповедным посёлком Давша.
С грустью покинули предлетнее Заповедное Подлеморье. Но остаемся в Бурятии. Теперь — Алтачейский федеральный заказник. Здесь мы въехали в лето: уже полный лист у березы и первые цветы шиповника. А Подлеморье не отпускает — то и дело беру в руки ноутбук и возвращаюсь в Баргузинский заповедник, в Чивыркуйский залив. Ну посмотрите на единственный снимок: как можно не полюбить этот край?
Большой Чивыркуй по-эвенкийски означает "извивающийся червяк". Фото: Игорь Шпиленок, https://t.me/igor_shpilenok
Нерестовая река Большой Чивыркуй в Забайкальском национальном парке.
В заповеднике деревья завершают жизнь не от бензопилы, а своей смертью и становятся домом для лесных обитателей, потом плодородным субстратом, основой будущей жизни.