4 июля 2023. 15 июля 1930 г. вышло постановление Политбюро ЦК ВКП(б) "О разделении Сибири на две части", предусматривавшее выделение из состава Сибирского края и Дальневосточной области нового региона с центром в г. Иркутске. Решением Президиума ВЦИК Бурят-Монгольская АССР была включена в состав нового Восточно-Сибирского края. Решение было утверждено V съездом Советов республики (январь 1931 г.). Как сложилась первая пятилетка молодой республики в продолжении исторического цикла UlanMedia (УланМедиа), посвященного 100-летию Бурятии.
Хотя права автономной республики с вхождением в состав края урезались, объединение в Восточно-Сибирский край способствовало расширению и развитию экономических связей, устранению административных барьеров между ними, интеграции их хозяйственных механизмов.
Карта БМАССР. 1930 г. Фото: Из архива национальной библиотеки РБ
Индустриализация Бурят-Монголии проводилась на базе созданной в стране крупной индустрии на ассигнованные государственным бюджетом средства, которые в основном черпались из сельского хозяйства.
На территории республики началось крупное промышленное строительство. В 1930 г. были заложены механизированный стекольный завод и Верхнеудинская городская электростанция (в 1933 г. сдана первая очередь ЦЭС мощностью 750 кВт, в 1934 г. — вторая очередь, и мощность достигла 3350 кВт.
В 1935 году мощность станции была доведена до 6250 кВт). В 1931 г. началось строительство ВерхнеБерезовского кирпичного завода и шахты на Головинском месторождении угля. Богатые минерально-сырьевые, лесные и водные ресурсы, не использовавшиеся в условиях царской России, в 1920-е гг. стали объектом усиленной разведки, изысканий, благодаря чему были открыты крупные запасы редких и ценных металлов, способствовавшие развитию отраслей добывающей промышленности.
Строительствово кирпичного завода. 1935 г.. Фото: Из архива национальной библиотеки РБ
Совет Труда и Обороны СССР 2 июня 1932 г. утвердил решение о строительстве в г. Верхнеудинске паровозовагоноремонтного завода (ПВРЗ), рассчитанного на ремонт 1,2 тыс. паровозов и выпуск 14 тыс. вагонов в год. Он становился основной ремонтной базой для железных дорог Забайкалья, Восточной Сибири
и Дальнего Востока. К 1935 г. были сданы в эксплуатацию паровозоремонтный комбинат, токарная часть вагоноремонтного комбината, кузнечный, чугунолитейный, деревообрабатывающий, инструментальный цеха, кислородная и компрессорная станции.
Строительство Улан-Удэнского ПВРЗ. 1935 г.. Фото: Из архива национальной библиотеки РБ
В январе 1935 г. паровозоремонтный комбинат выпустил 5 паровозов, в мае — 6, в сентябре — 20, в октябре — 26. Вагоноремонтный комбинат выпустил в июле 1935 г. первые 36 вагонов, в августе — 74, в октябре — 185.
Энергетическая база для ПВРЗ отсутствовала, остро проявилась необходимость в новом источнике электричества и тепла. Началось строительство ТЭЦ-1. Изначально она задумывалась в качестве одного из цехов паровозоремонтного завода, нужды которого требовалось обеспечить в первую очередь. В начале 1934 г. был заложен фундамент станции. Строительство шло ударными темпами, и к лету 1935 г. главный корпус объекта, рассчитанный на пять котлов
и четыре турбогенератора, был построен.
После разгрузки стройматериалов. ПВРЗ. 1934 г. Фото: Из архива национальной библиотеки РБ
За годы первой пятилетки (1928 — 1932 гг.) в промышленность Бурятии было вложено 19150,7 тыс. руб. вместо запланированных 16736 тыс. руб. Стоимость основных фондов промышленности выросла в 2,8 раза.
Ускоренными темпами велось жилищное строительство. Проводилась реконструкция существующих предприятий. Были установлены новые лесопильные рамы на Верхнеудинском лесозаводе, построен соковарный цех на Чикойском кожевенном заводе, переоборудован и расширен Баргузинский рыбоконсервный завод. Валовая продукция фабрично-заводской промышленности республики увеличилась за первую пятилетку на 60,1%.
Установка оборудования в цехах ПВРЗ. 1935 — 1936 гг.. Фото: Из архива национальной библиотеки РБ
В начале 1934 г. был принят второй пятилетний план развития народного хозяйства СССР (1933 — 1937 гг.), также предусматривавший широкое промышленное строительство в Бурятии. Капитальные затраты на промышленность республики во время второй пятилетки составили 428 млн рублей. Продолжалось строительство механизированного стекольного завода, паровозовагоноремонтного завода (ПВРЗ), основных объектов мясохладокомбината. Первый в Сибири и на Дальнем Востоке механизированный завод оконного стекла вступил в строй в 1935 г.
Строительство мехстеклозавода. 1932 — 1935 гг.. Фото: Из архива национальной библиотеки РБ
Решение о строительстве авиационного завода было принято в 1936 г., тогда же началась закладка цехов. Первая очередь завода вступила в строй в 1939 г., когда были возведены основные сооружения. Предприятие, ориентированное на ремонт истребителей И-16 и бомбардировщиков СБ, стало филиалом Иркутского авиазавода. Довоенные пятилетки сыграли важную роль в экономическом развитии республики. Вступили в строй Джидинский вольфрамовый комбинат (1934 — 1936 гг.), Улан-Удэнский мясоконсервный комбинат (1934 г.), механизированный стекольный завод (1935 г.), производственные цеха ПВРЗ (1935 г.), запущены авиационный завод, железная дорога "Улан-Удэ — Наушки" (1939 г.). С былой промышленной отсталостью было покончено навсегда.
"30 апреля на Улан-Удэнском ПВЗ закончено оборудование первого на этом заводе паровоза. Паровоз "Серго Орджоникидзе" вышел на генеральное испытание. В мае красивый и мощный локомотив поведет тяжелый состав по дороге имени Молотова", — писала газета "Бурят-Монгольская правда".
Резка стекла. 1938 г. Фото: Из архива национальной библиотеки РБ
Трудящиеся республики вовлекались в промышленность различными путями: отходничеством, вербовкой, организованным набором. Если в годы первой пятилетки преобладал в основном стихийный приток крестьян, то со второй пятилетки процесс приобрел организованные формы. Это позволяло планово регулировать как обеспечение промышленности рабочей силой, так и создание кадров республиканского рабочего класса. Численность рабочих в промышленности в 1932 г. превысила плановые наметки на 32%. До 61,3% повысился удельный вес рабочих, занятых в тяжелой промышленности. К 1 января 1933 г. буряты составляли 16%
всех рабочих местной промышленности.
Комиссия по выбору строительной площадки авиазавода. Второй справа — Г.Г. Петров, начальник строительства, первый директор завода. 1936 г.. Фото: Из архива национальной библиотеки РБ
Сборка центроплана скоростного бомбардировщика СБ на Улан-Удэнском авиазаводе. 1939 г.. Фото: Из архива национальной библиотеки РБ
С середины 1930 — х гг. широкое распространение получило стахановское движение. Даже в этих рамках, где были актуальны личные достижения,
интересы коллектива всегда имели первостепенное значение. Сама логика развития стахановского движения вела его от отдельных рекордсменов к
целым группам, организованно перевыполнявшим норму. От стахановца требовалось не только самому добиться высоких результатов, но и "тянуть
вверх" коллег по бригаде, цеху, заводу. Чувство ответственности за коллектив, прежде всего за отстающих, — важная черта стахановской ментальности.
Эти черты играли положительную роль в развитии экономики страны в целом и процесса ее модернизации в частности.
"Иногда социалистическое соревнование смешивают с конкуренцией. Это большая ошибка. Социалистическое соревнование и конкуренция представляют
два совершенно различных принципа. Принцип конкуренции: поражение и смерть одних, победа и господство других. Принцип социалистического соревнования:
товарищеская помощь отставшим со стороны передовых с тем, чтобы добиться общего подъема. Конкуренция говорит: добивай отставших, чтобы
утвердить свое господство. Социалистическое соревнование говорит: одни работают плохо, другие — хорошо, третьи — лучше, догоняй лучших и добейся общего подъема. Этим, собственно, и объясняется тот небывалый производственный энтузиазм, который охватил миллионные массы трудящихся в результате социалистического соревнования. Нечего и говорить, что конкуренция никогда не может вызвать чего-либо похожего на подобный энтузиазм масс", — пояснял Сталин, чем соцсоревнование отличается от капиталистической конкуренции.
Делегация Восточной Сибири и Бурят-Монголии с руководителями государства. II Всесоюзный съезд колхозников-ударников. 1935 г. Фото: Из архива национальной библиотеки РБ
Широкое распространение получили ударные бригады на "Стеклострое", ПВРЗ и других предприятиях республики. По инициативе комсомольцев
ПВРЗ в 1932 г. было создано 50 молодежных хозрасчетных бригад, среди которых особо отличились бригады плотников Посошкова и Лобынцева, бригады землекопов Майковой и Шамсутдинова, бригады каменщиков Мелихова, бетонщиков Свидченко и Бирюкова. Набирало силу движение новаторов социалистического производства: рабочих, колхозников, инженерно-технических работников, многократно превышавших установленные нормы производства.
Ударник социалистической стройки ПВРЗ. 1935 г.. Фото: Из архива национальной библиотеки РБ
Надеждой на улучшение жизни стала отмена продовольственных карточек 1 января 1935 г. Но, тем не менее, люди продолжали жить в "коммуналках", цены стали выше "карточных", введенные с 1927 г. госзаймы составляли один-два месячных заработка в год. Подписка на госзаймы, формально сохранявшая добровольность, фактически приняла обязательный характер. Через выпуск газет, плакатов, проведение собраний, привлечение партийно-советского актива была создана обстановка морально-психологического принуждения, утверждалось, что "участие в займе — дело классовой совести, чести и сознания трудящихся".
Облигации государственного внутреннего займа. Фото: Из архива национальной библиотеки РБ
В Бурятии за период 1928 — 1937 гг. возникли металлообрабатывающая, машиностроительная, горнорудная, угольная, строительных материалов, лесная и другие отрасли промышленности. Было введено в эксплуатацию 118 промышленных предприятий. Всего в республике действовало 140 крупных промышленных предприятий, на которых трудились 17493 рабочих и 1523 инженера и техника. Национальные кадры составили 10%.
Основные фонды отраслей, производивших средства производства, выросли в 413 раз, отраслей, производивших предметы потребления, — в 49 раз. Изменилось соотношение продукции промышленности и сельского хозяйства. К концу второй пятилетки Бурятия стала индустриально-аграрной республикой.