17 июля 2023. Новая жизнь в Бурят-Монгольской республике потребовала новых подходов во всем — от промышленности до культуры. В мае 1929 г. Буручком был преобразован в Государственный институт культуры с целью "содействия научными исследованиями социалистическому строительству в БурятМонгольской Республике". Он состоял из отделов экономики и изучения производительных сил, лингвистики, истории и этнологии, искусствоведения. В штате института работали 20 человек, включая технический персонал. В марте 1936 г. Институт культуры был реорганизован в Бурят-Монгольский государственный институт языка, литературы, истории (ГИЯЛИ). Круг проблем, подлежавших разработке, значительно сузился: были оставлены проблемы языка и письменности, фольклора, литературы и истории. О культурной революции в молодой республике в материале UlanMedia (УланМедиа).
Встреча стахановцев с научными работниками. 1936 г.. Фото: Из архива национальной библиотеки РБ
Бурятская театральная студия была организована в Верхнеудинске в 1928 г. Одним из знаменательных событий в культурной жизни республики стало открытие национального профессионального театра. Начало его деятельности было сопряжено с преодолением громадных трудностей: слабая материальная база, отсутствие полноценных национальных пьес, квалифицированной режиссуры. Ставились произведения русской и советской драматургии, мировой классики. Успешной работе бурятского театра способствовала деятельность творческого коллектива Русского драматического театра.
Здание Бурят-Монгольского национального драматического театра. 1937 г. Фото: Из архива национальной библиотеки РБ
В 1932 г. ЦК ВКП(б) принял решение "…объединить всех писателей, поддерживающих платформу Советской власти и стремящихся участвовать в социалистическом строительстве, в единый союз советских писателей с коммунистической фракцией в нем". На основании этого решения в мае 1932 г. постановлением обкома ВКП(б) Бурятская ассоциация пролетарских писателей была реорганизована в единый Союз писателей и художественных работников Бурят-Монголии. В 1933 г. из него выделился Союз художников (председатель Г.Е. Павлов).
Фольклорное совещание Восточной Сибири. г. Иркутск. 27 января 1937 г. Фото: Из архива национальной библиотеки РБ
В марте 1934 г. на I республиканском съезде бурятских писателей развернулись оживленные прения по вопросам создания национального литературного языка, подготовки литературных кадров, использования художественного наследия прошлого, развития метода соцреализма в бурятской советской литературе. Съезд избрал руководящие органы Союза писателей республики (председатель правления И. Дампилон).
Члены Союза художников БМАССР. 1939 г. Фото: Из архива национальной библиотеки РБ
В июне 1938 г. решением правительства БМАССР был создан Республиканский колхозно-совхозный театр для обслуживания сельских районов республики. В конце 1938 г. в Улан-Удэ открылась Государственная филармония с симфоническим оркестром, в 1939 г. организованы оркестр бурятских народных инструментов и хоровой коллектив. В результате осуществления культурной революции была сформирована национальная прослойка интеллигенции. В 1926 — 1939 гг. численность служащих Бурят-Монголии выросла в два раза. К концу 1930-х гг. интеллигенция большей частью была представлена учительскими кадрами. В 1939 г. из 116,4 тыс. бурят (21,3%), проживавших в республике, было 1140 учителей (31,2%), 23 врача (6,9%), 12 инженеров (2,4%).
Объединенный пленум правлений Восточно-Сибирского и БурятМонгольского отделений Союза советских писателей. г. Улан-Удэ. Апрель 1936 г.. Фото: Из архива национальной библиотеки РБ
Созданы отряды производственной интеллигенции — 6200 человек (36,5%), административной — 3860 (22,7%), педагогической — 3380 (19,9%), медицинской — 1830 (10,7%), культурно-просветительской — 1200 (7,1%), художественной — 350 (2,3%), научной интеллигенции — 140 (0,8%).
У телеграфного аппарата. 1938 г. Фото: Из архива национальной библиотеки РБ
В 1935 г. в республике выходило более 30 газет, издаваемых типографским способом (из них 10 — на бурятском языке); на промышленно-транспортных предприятиях — 8 многотиражек. В 1937 г. издавалось газет в 2,5 раза больше, чем в 1932 г., а их тираж возрос в три раза. В начале 1933 г. действовала радиовещательная станция, десять трансляционных узлов и 900 радиоточек. Для руководства радиопропагандой был образован Комитет по радиовещанию.
Колхозник слушает радиопередачу. 1933 г.. Фото: Из архива национальной библиотеки РБ
К концу 1935 г. в Бурятии было установлено 27 радиоузлов, 3675 трансляционных и 645 эфирных точек. Для радиослушателей транслировались новости, лекции и доклады о ликвидации неграмотности, развитии медицины, едином сельхозналоге, о деятельности комсомола, велись уроки политической грамоты, концерты и т. д.
В 1930-е гг. в республике сложилась новая социальная структура: рабочий класс — 36,3%, колхозное крестьянство — 42,4%, кооперированные кустари — 1,4%, единоличники, некооперированные кустари — 1,6%, интеллигенция — 7,3%, служащие-неспециалисты — 11%. Советская социалистическая политика полностью вытеснила частный сектор, подчинив промышленность и сельское хозяйство государственному планированию и управлению.
В 1937 — 1938 гг. республика располагала 9 звуковыми кинотеатрами, 17 звуковыми и 4 немыми киноустановками, 50 кинопередвижками. Но Бурятия отставала от других республик и областей страны, что было связано с необходимостью использования транспорта для перевозки киноустановок, составлявших 87,8% киносети республики. С 1933 г. избы-читальни стали реорганизовываться в сельские, колхозные и совхозные клубы, а аймачные избы-читальни — в Дома социалистической культуры. Строились городские и районные Дома культуры, клубы на предприятиях, в колхозах и совхозах. В 1937 г. в республике насчитывалось 353 клубных учреждения. Во второй половине 1930-х гг. появились новые типы культурно-досуговых учреждений: передвижные библиотеки, кино— и радиопередвижки, передвижные выставки, агитповозки, агитмашины. Они обслуживали населенные пункты, не имевшие стационарных учреждений культуры.
Выборы в Верховные Советы РСФСР и Бурят-Монгольской АССР. 26 июня 1938 г.. Фото: Из архива национальной библиотеки РБ
"Строительство новой национальной культуры осуществлялось в сложных условиях, при отсутствии практического опыта, необходимой материальной базы, научного и профессионально-кадрового обеспечения. Бурятская художественная интеллигенция прошла через все эксперименты, проводившиеся властью, в области развития национального языка, создания новой культуры и укрепления тоталитарного режима. Вместе с тем, несмотря на противоречивый характер, а в некоторых случаях и негативные последствия в сфере культурного строительства, надо признать бесспорные успехи в этой области", — пишет Кириченко С.В. в книге "Становление художественной культуры и национальной интеллигенции Бурятии: общее и особенное" (12+).
Делегаты БМАССР в Кремле. 1936 г. Фото: Из архива национальной библиотеки РБ
Для организационно-методической помощи культурно-просветительным учреждениям и подготовки кадров в 1936 г. был создан Республиканский дом народного творчества, который организовывал массовые действия к знаменательным датам — годовщине республики, Дню Конституции и т. д., а также проводил смотры художественной самодеятельности во всех районах Бурятии. В 1936 г. за большие достижения в строительстве социализма бурят-монгольская делегация была приглашена правительством СССР и лично И. Сталиным на торжественный прием в Москве. Многие члены делегации были удостоены высоких правительственных наград СССР. В своем выступлении Сталин назвал первого секретаря Бурят-Монгольского обкома ВКП(б) Михея Ербанова "восточным орлом".
Он руководил республикой 14 лет. Михей Николаевич старался сделать все, чтобы молодая, только что созданная Бурят-Монгольская Республика была лучшей по всем показателям. Но обладателю орденов Красного Знамени и Ленина, любимцу Сталина не удалось избежать репрессии — в 1937 году был арестован и впоследствии расстрелян в улан-удэнской тюрьме. Реабилитирован посмертно в 1956 году. В честь Ербанова названы Бурятский аграрный колледж, одна из центральных улиц Улан-Удэ. На малой родине Михея Ербанова работает дом-музей.