Депутат Госдумы о встрече на Байкале: Чуть не завязалась драка между местными и приезжими

Депутаты Госдумы выслушали мнения местных жителей о проблемах байкальского законодательства
Активистка из Иркутска на встрече с местными жителями
Фото: скриншот с видео

23 августа 2023. Депутаты Госдумы прибыли в Бурятию с рабочим визитом 21 августа они провели осмотр объектов экологической и социально-экономической инфраструктуры Байкальской природной территории и обсудили актуальные законодательные инициативы в ее отношении. Они встретились с местными жителями и на месте узнали реальные проблемы людей, живущих десятилетиями на Байкале — старые дороги, переполненные кладбища, водоводы и отстуствие очистных сооружений. UlanMedia (УланМедиа) собрал мнения депутатов Госдумы и местных жителей о том, как новый законопроект поможет и сохранить Байкал, и улучшить жизнь местных жителей.  

Страшные пожары, дома без закона и кладбища не для людей 

В п. Черемушка им рассказали о невозможности создания противопожарного разрыва между лесом и селом. В 2017 году на дома поселения перешел лесной пожар, сгорело 20 домов.  

В селе Гремячинск делегацией осмотрены объекты и территории, где невозможно, в связи с лесными насаждениями, провести работы по развитию общественной инфраструктуры в границах района. Это кладбище, место строительства водовода, дорога к домам местных жителей.  

— В черте населенного пункта администрацией были выданы участки, в том числе и льготным категориям населения, согласно законодательству. Кто-то успел построиться и до закона вырубить лес, а теперь нельзя этого делать. Женщина подала в суд, и суд принял решение обязать администрацию подвести дорогу к ее дому. Как я должен исполнить решение суда, если лес рубить нельзя?! Четвертая категория дороги предполагает вырубку шести метров, это где-то 200 деревьев. Мы обратились к природоохранному прокурору, он сказал, что вырубку проводить запрещено, мы нарушим два федеральных закона. Это судебный коллапс", — рассказал Сергей Семенов, глава МО "Прибайкальский район". 

При вступлении в силу поправок в 94-ФЗ по защите Байкала у жителей этих поселений появится возможность улучшить инфраструктуру в них.

Также жители села Гремячинск рассказали о проблемах освоения территории участков, полученных в собственность.  

"Мы уже здесь очень долго живем. Мы многодетная семья, у нас шесть ребятишек. Дали нам участок в аренду, хотя мы имеем право на собственность после третьего ребенка. Мало того, что дали нам его, но сделать то там ничего нельзя. Живем мы с родителями. Очень мало места и как быть то. Вырубить там ничего нельзя, поставить дом нельзя, дорогу туда пробить нельзя. Трое детей, участок дают в собственность. Это федеральный закон. А почему я не имею право использовать свое право?"  

Евгения не может найти жилье в Гремячинске, чтобы снять временно, она поменяла уже шесть домов: "Сейчас меня попросили из дома. Дом, где я живу, непригожий к зиме, а участок мне не дают, потому что здесь зеленые насаждения. У меня двое детей". При вступлении в силу поправок в 94-ФЗ по защите Байкала у местных жителей села Горячинск появится возможность решить вопросы с жильем и построить дома.

Туризм для людей и Байкала 

Развитие цивилизованного туризма — одно из приоритетных направлений экономики Байкальского региона и альтернативой иному освоению побережья. В Бурятии уже разработаны проекты и ведутся работы по строительству объектов туристской инфраструктуры, но имеется ряд ограничений. В особой экономической зоне туристско-рекреационного типа "Байкальская Гавань" глава Бурятии рассказал депутатам Госдумы об ограничениях в строительстве туристических объектов в связи с запретом сплошных рубок, при этом, при вступлении в силу поправок в 94-ФЗ по защите Байкала, инвестор будет обязан восстановить вырубленные деревья в пятикратном размере.  

Наличие корневой поросли деревьев ограничивает работу по строительству аэропорта "Горячинск" на территории с общей площадью в 50 га. "Эта взлетная полоса интересна не только для туристов. Санитарная авиация — важный момент безопасности", отмечает Шарипов Максим Юрьевич, гендиректор ОЭЗ. Он рассказал, что есть договоренность с росавиацией совместно развивать эту взлетно-посадочную полосу.

Дома в лесу, но связи нет

"Деревья убрать нельзя. Сегодня люди платят 2700 рублей за вывоз и утилизацию ЖБО на очистные в с. Максимиха, которые запущены 3 года назад. Расстояние 30 км. Приехали в Макаринино, лес зашёл в село, вплотную к домам и школе. Неделю назад заходил медведь", — продолжает Кобылкин. 

Адамово, население 213 человек. Село образовано в конце 19 века. Как говорят сами жители, сейчас они вне закона и без защиты. Дома стоят фактически в лесу, открытые и доступные всем ветрам и огню. Связи нет.

"Дорога в Курумканский район. Проходит по территории Прибайкальского и Баргузинского района. Участок дороги 297-323 в реконструкции, протяженность 26 км. Необходима рубка и расширения дороги, чтобы отойти от реки Баргузин. Она в пяти метрах от дороги и постоянно размывает отдельные участки. Дорога жизни для местных, другой дороги нет", — пишет депутат Госдумы. 

Светлана Кривогорницына, глава МОСП "Усть-Баргузинское" показала депутатам Госдумы объекты общественной инфраструктуры, на которых существует проблема их модернизации и строительства в связи с лесными насаждениями. Это местное кладбище, очистные сооружения, противопожарный разрыв в селе Макаринино.  

Места на местном кладбище осталось примерно на два года, рассказывает Светлана Кривогорницына: "Мы сегодня проигрываем суды. Мы не можем поставить кладбище на кадастровый учет и расширить границы".

Нужны дороги 

Депутаты продолжают Байкальский тур и двигаются вдоль южной части Байкала в сторону Байкальска.

"Едем по единственной автомобильной дороге, связывающей западную и восточную части России. С нее же съезд к железнодорожной магистрали. Альтернативных дорог нет. На дороге 11 перспективных и текущих объектов для строительства и ремонта, работы стоят. Проезжаем по мосту через Большую речку, разъехаться сложно. Не каждый рискнет выйти на мост вместе с фурой. Обсуждали размыв дамбы и недельную остановку железной дороги. Здесь ситуация тоже непростая, нужно перестраивать 5 мостов, ремонту они уже не подлежат. Опоры с критическими дефектами", — рассказывает Дмитрий Кобылкин. 

Дорога строилась в 60-70 годы прошлого века, нагрузки по габаритам и по грузоподъемности не соответствуют современным реалиям. Краны, транспортная техника, китайский автопром. С 2019 года количество грузовых автомобилей выросло в два раза.

"До строительства и ремонта нужен перевод земель из лесного фонда в земли промышленности и вырубка деревьев вдоль дороги. Дорожники готовы высаживать компенсационные посадки 5 к 1, говорят, сейчас активно высаживают лес, приживаемость 60-70%", — добавил депутат. 

Депутаты подъехали к городу Бабушкин, 4 тысячи человек, центральная дорога через город, ограждений нет, людям небезопасно. Жители просят построить дорогу в обход, чтобы убрать фуры из города.

Далее село Клюевка в Кабанском районе, здесь депутаты заехали на кладбище. Ему больше 100 лет. Мест нет, вся береговая линия заполнена. Кругом лес, расширяться некуда. Про это место говорил академик Арнольд Тулохонов, что скоро по Байкалу гробы поплывут. 

В селе проживает 1170 человек. Люди просят решить вопросы собственности, больше 2500 человек не могу оформить землю, отменить запрет на заготовку дров, отремонтировать дорогу, создать минерализованные полосы, снизить стоимость электроэнергии.

Закон должен решить клубок накопившихся проблем 

Конечная остановка — Усть-Баргузин. Собралось порядка 200 человек.

"Встреча получилась горячая, местами обжигающая. Впереди выборы и партии перед днем голосования собирают голоса. Даже приехали из соседней Иркутской области. Чуть не завязалась драка между местными и приезжими", — рассказывает депутат Госдумы Дмитрий Кобылкин. 

Зачинателем разборок стала иркутская активистка Любовь Аликина. Она заявила местным жителям: "Закон о Байкале, а не о нас с вами! Байкал принадлежит всей планете. Давайте поговорим о Байкале! Идет узаконение сворованного!"". 

Далее сами местные жители начали дискуссию с приезжей активисткой. 

"Если отбросить политические баталии, понятно одно — у жителей к власти накопилось много вопросов. Главная проблема — отсутствие работы: закрыли лесхозы, запретили ловить рыбу, а новых рабочих мест не создали. К этому добавилось качество образования и здравоохранения в сельских территориях, отсутствие жилья и дорог, газа, запрет на использование горельника в качестве дров", — отметил Кобылкин.

Люди просили заняться их жизнеобеспечением, потому что это обязанность власти.

"Другая чувствительная тема для жителей — Байкал. Но не как объект всемирного наследия, а как возможность выйти к его берегам и почувствовать силу и мощь. Люди боятся, что приедут другие и закроют доступ к нему. Лишат их главного права — быть дома хозяевами. Есть вопросы у жителей по национальным паркам. В некоторые места вход ограничен, на турмаршрутах берут плату за вход, не для всех цена подъемная. Все это создает страхи. И важно, что люди это не скрывают.

Очень много разговоров о том, чей Байкал. Прежде всего, Байкал — родина для тех, кто здесь живет. Они корнями вросли в эту землю, здесь их боль и их сила. Для них Байкал — это по-настоящему частица души. Поэтому они будут беречь это озеро несмотря ни на что. Для них — это дом, который они будут содержать в порядке. Для тех, кто приезжает отдохнуть, Байкал часто просто лайки в соцсетях. Для тех, кто говорит о сакральности, не всегда слышит душу Байкала, потому что веками озеро жило в гармонии с людьми, и они нужны друг другу. Важно эту гармонию сохранить, чтобы байкальская земля процветала.

День был наполнен болью и надеждами, которые мы слышали от людей. И нам предстоит распутать клубок накопившихся проблем".

Закон нужен 

Депутат Госдумы Сергей Тен отметил, что в ходе общения с жителями, с главами поселений законотворцы убедились, что всех накопившихся проблем на Байкале за один раз одним законопроектом не решить.

— Не все из них  требуют изменений в 94 Федеральный закон "Об охране озера Байкал". Но есть ряд предложений, которые мы будем вносить ко второму чтению, в обязательном порядке обсуждать. 

Граждане, семьи, целые поселки не могут с 2001 г. оформить в собственность землю, на которой они живут столетиями. Земля находится в аренде, люди не могут пользоваться президентскими программами, не работает сельская ипотека, программа материнского капитала, нельзя оформить ИП и решить вопросы с занятостью и так далее. И это при том, что оборот земель внутри границ населенного пункта не влияет на природоохранные ограничения и запреты.

Как нам подсказали коллеги по транспортному цеху — для того чтобы реконструировать аварийные мосты, строить новые, вводить в эксплуатацию уже практически завершенные объекты, развивать дорожную инфраструктуру — для этого требуется перевод земли в земли транспорта в соответствии с утвержденной проектной документацией. Это, конечно, также необходимо включать в текст законопроекта.

Звучали и конкретные предложения в отношении лесовосстановления на Байкале, что оно должно производиться способами, не допускающими эрозию почв, необходимо рассматривать и учитывать, как это можно прописать в законопроекте.

 Звучали также предложения по непропорциональному лесовосстановлению, что, условно, вместо одной срубленной осины следует высаживать две сосны или два кедра. Следует проработать этот вопрос с Рослесхозом.

5️⃣ Конечно же, для всех ограничений и запретов, мы в законопроекте помимо иркутской ОЭЗ "Ворота Байкала" также пропишем ко второму чтению и ОЭЗ в Бурятии "Байкальская гавань". В отношении иркутской ОЭЗ мы рассмотрим предложение о возможности ее увеличения, но за счет земель населенных пунктов. Здесь мы будем консультироваться. При этом отмечу, что законопроект прямо запрещает — и эта наша твердая изначальная позиция — создание на Байкале новых ОЭЗ.

6️⃣ Отдельный блок вопросов — это вопросы нацпарка, разграничения собственности на Ольхоне и вытекающие из них социальные проблемы. Тут мы будем разбираться еще длительное время и решение будет непростым.

7️⃣ Наконец, в части законопроекта по ограничению по пластику, постепенно, как мы понимаем с общественностью, уполномоченными, представителями предпринимателей, решаем, что вопрос с ограничением пластика следует ограничить пока центральной экологической зоной и только одноразовой посудой в местах общепита.

Отметим, главный противник нового законопроекта о защите Байкале Вячеслав Фетисов в Бурятию на встречу с местными жителями не приехал....

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость