Владимир Солодов: Скоро Камчатский краб ступит на родную землю

Интервью с губернатором камчатского края о рыбе, крабах и уловах
Владимир Солодов и Ольга Семенова
Фото: Елена Поддубная, ИА KamchatkaMedia

13 октября 2023. В сентябре на Камчатке завершилась лососёвая путина. Она оказалась удачной — второй по рекордам за последние пять лет. О рыбной отрасли, нововведениях, проблемах и достижениях корреспонденты ИА KamchatkaMedia поговорили с губернатором Камчатского края Владимиром Солодовым. 

— Путина этого года вторая по рекордам вылова за последние годы. В 2018 году удалось выловить около 500 тысяч тонн лосося, в этом году при прогнозах в 383 тысячи тонн улов составил немногим меньше. То есть уверенное серебро. Но мы знаем, что большие уловы — это еще и большие проблемы с транспортировкой и хранением. Как они решаются в этом году?

— Да, показатели в этом году высокие, разница с рекордным результатом всего около восьми тысяч тонн. И понятно, что большой улов — это некоторый вызов для всей, как говорят на профессиональном сленге, товаропроводящей цепи. И то, что в этом году серьезных сбоев и проблем не было, показатель, что мы научились с этим работать. 

Ко мне за эту путину ни разу не обращались для решения критических вопросов, связанных с нехваткой контейнеров транспортных судов, с запредельными ценами на холодильники во Владивостоке, с перебоями на железной дороге, с отказом владельцев каких-то холодильных терминалов принимать продукцию на хранение и так далее. 

Все проблемы, которые я перечислил, были в прошлые годы. И то, что на уровень губернатора, полпреда и президента не выходили, не означает, что их точно не было, но значит, что они утратил свою остроту.

И мы понимаем, что вся логистическая цепочка совершенствуется, и даже к таким экстремально большим уловам мы привыкаем и учимся с ними работать. 

Параллельно с этим прорабатываем и свои возможности по доставке рыбы в центральную часть России. Прежде всего это строительство и модернизация портовой инфраструктуры, а также развитие Северного морского пути.

Так, компания ООО "Терминал Сероглазка" реализует инвестиционный проект по созданию порт-хаба по комплексному обслуживанию рыбопромысловых судов и организации перевалки рефрижераторных и сухих контейнерных грузов.

В рамках проекта ООО "Свободный Порт Камчатка" предусмотрено строительство современного многофункционального транзитного грузового узла для обработки, приема и перевозок грузов, следующих с Камчатки в другие российские регионы, страны Юго-Восточной Азии, а также в Европу по трассе Северного морского пути.

Кроме того, в регионе реализуются такие проекты, как создание комплекса по хранению и складированию нефтепродуктов, реконструкция нескольких причалов в морском порту, создание судоремонтного кластера. Это то, что мы можем и должны делать на полуострове. 


Морской торговый порт. Фото: Марина Ахтямова, ИА KamchatkaMedia

А ещё хорошие уловы — это благо и для рыбаков, и для региона. Почему? У рыбаков зарплата привязана к уловам, и, если удалось много поймать, значит, они и заработали больше. У предприятий выше валовая выручка. Наконец, это хорошо для бюджета, потому что мы собираем с предприятий отрасли отчисления за водные биологические ресурсы, которые исчисляются от тонны улова. В этом году они были существенно повышены, и мы получим примерно в 13-14 раз больше, чем в прошлом году поступления этого налога, это примерно 6,5-7 миллиардов рублей. Это большое подспорье для нашего бюджета.

— Недавно на Камчатке побывал министр сельского хозяйства Николай Патрушев, а рыболовство, как известно, в России отнесено к этому ведомству. И вы даже вместе ходили в Авачинский залив на однодневный промысел на новом судне Рыболовецкого колхоза имени Ленина "Командор". Во-первых, какие у вас впечатления от судна и от работы рыбаков на нём? И, во-вторых, удалось ли достичь с Патрушевым каких-то договоренностей? К чему эта встреча привела?

— Я был на этом судне, когда оно только пришло на Камчатку. Но на промысел выходил в первый раз. 

Впервые увидел, как идёт поиск косяка рыбы, его оконтуривание, потом, как говорят рыбаки, нужно было "отбежать", чтобы выпустить трал — а он, на минуточку, длиной километр, сколько-то времени занимает разматывание, потом, если что-то идёт не так, работают корректирующие лебёдки, потом трал начинает выбираться, идёт процедура погрузки рыбы на судно… 


На судне "Командор". Фото: правительство Камчатского края

Это очень интересно, и видно, насколько отработаны все нюансы на этом судне, насколько оно эффективнее, чем предыдущие конструкции. Основное отличие в том, что рыба не загружается на палубу, а извлекается рыбонасосом прямо из воды, тем самым экономятся время, энергия, трудозатраты меньше и рыба не деформируется.

И даже на таких современных судах труд рыбаков очень тяжёл. Это можно понять только когда на месте находишься и видишь, как люди работают. Мы (говорит с гордостью — прим. редакции) достали 22 тонны минтая за один раз, за один подъем трала.


На судне "Командор". Фото: правительство Камчатского края

Что касается визита Патрушева, это важное событие, потому что в качестве министра он побывал на Камчатке впервые. Дмитрий Николаевич детально погружается во все нюансы рыбной отрасли. И это важно для нас.

Мы договорились о том, как будем реализовывать программу по повышению потребления рыбы в нашей стране, которую поддержал президент России. Там будет привлечено много министерств, а министерство сельского хозяйства станет головным. Обсудили ключевые направления развития нашего рыбопромышленного комплекса. Инвестиционные вложения серьёзные, и не стыдно за результаты Камчатки с точки зрения качества рыбы, работы перерабатывающих заводов, судов. 


Лососевая путина. Фото: правительство Камчатского края

Давайте посмотрим на цифры. С января по июль камчатские рыбоперерабатывающие предприятия выпустили 836 тысяч тонн переработанной и консервированной рыбы, ракообразных и моллюсков, это на треть больше, чем за тот же период в прошлом году. 

У нас рекорды не только по уловам, но и по инвестициям в рыбную отрасль. Только за три года — с 2020 по 2022 год объем инвестиций в основной капитал составил 65,5 миллиардов рублей. Сейчас идёт строительство и модернизация 21 судна и 6 заводов. Важная веха — в этом году на Камчатке прошёл спуск на воду нового малотоннажного рыболовного сейнера "Апача", который был построен по программе инвестиционных квот. Впервые в истории полуострова построенное на Камчатке судно было спущено на воду для дальнейшей достройки. 

Обсудили мы с Дмитрием Николаевичем Патрушевым второй этап программы инвестиционных квот, перезакрепление лососевых рыболовных участков за добросовестными пользователями, продолжение борьбы с браконьерством, увеличение внутреннего потребления рыбопродукции и многие другие проблемные зоны и возможности для эффективного развития отрасли.

Нас очень интересует помощь рыбопромышленников в развитии территорий, на которых находятся их береговые мощности. Этот принцип уже заложен в федеральный закон о регулировании права пользования на лососёвые участки.

В нем предполагается, что, в отличие от морского промысла, участки, которые тесно связаны с инфраструктурой, не будут выставляться на аукцион в случае добросовестного выполнения пользователем своих обязанностей. А к этим обязанностям добавляется, помимо строгого соблюдения законодательства, ещё и вклад в воспроизводство рыбы, то есть поддержка рыбоводных заводов и науки, и — главное — помощь в социальном развитии территорий. 

Этот подход — логичное продолжение большой политики, которую проводит Минсельхоз России по развитию сельских территорий. В нашем случае это прибрежные поселки, которые мы будем развивать как раз при помощи этих механизмов.

По итогу мы договорились с Дмитрием Николаевичем о проведении в середине ноября на Камчатке заседания Дальневосточного научно-промыслового совета, на котором планируем продолжить обсуждение этих и других важных для рыбохозяйственного комплекса вопросов с отраслевым сообществом.

— Будет ли государство поддерживать строительство именно таких среднетоннажных судов, как "Командор"? Ведь ранее акцент делался на крупнотоннажном флоте.

— Мы предполагаем на втором этапе программы инвестиционных квот, как это было и на первом, строительство крупных, средних и малых судов, а также создание различных типов береговых рыбоперерабатывающих заводов. Камчатский край поддерживает сбалансированные подходы по распределению инвестиционных квот между различными объектами. Ведь условия добычи и переработки разных видов водных биоресурсов везде разные. 


На судне "Командор". Фото: правительство Камчатского края

— 5 октября прошла ваша традиционная ежегодная прямая линия, она длилась четыре часа. И за это время не прозвучало ни одного вопроса о рыбе. Как вы думаете, почему? Неужели наших людей уже не волнует рыбная тема?

— Я просмотрел примерно 800 вопросов из поступивших полутора тысяч, и поразительно, но таких вопросов действительно не было. Наверное, это некоторый показатель, ведь на прямую линию люди пишут о том, что беспокоит их в данный момент, и о том, что, как люди считают, можно быстро решить. 

А ведь рыба — это основа, на которой держится вся наша экономика, и вообще вся жизнь на Камчатке крутится вокруг рыбы. Даже те, кто не работает в отрасли, кто не ходит на День Рыбака и не живёт в рыболовецких поселках, занимаются любительской рыбалкой, заготавливают рыбу на зиму, едят рыбу. 

Видимо, как системная проблема, вопросы рыбной отрасли в меньшей степени волнуют рядовых жителей. Если же говорить о тех вопросах, которые чаще всего задают жители нашего полуострова помимо прямой линии, то на первом месте вопрос стоимости рыбы, а на втором возможности самообеспечения. 

И здесь, я считаю, нам удалось достичь существенного прогресса, потому что в крупных населенных пунктах работает проект "Камчатская рыба", по которому людям реализуют морепродукты по социальным ценам. Для меня это важный проект, я лично его отслеживаю, и мы будем его расширять. Подключать новые магазины, новые предприятия, новый ассортимент.

А в селах и поселках, где нет таких крупных магазинов, есть возможность получить рыбу в виде социальной помощи, либо в виде разрешений на любительское рыболовство или специальных квот для коренных малочисленных народов Севера. 

— Вернёмся к принципу добросовестности. Будет ли он распространяться на традиционное и любительское рыболовство? Ведь под такие виды рыболовства тоже выделяются участки. 

— В общем и целом, да. Но критерии, конечно, будут другими. Потому что понятно, что оператор участка любительского рыболовства или общины коренных малочисленных народов Севера отличаются по своим возможностям от большого рыбозавода, но какие-то обязательства всё равно будут. Например, обустройство подъездных путей к реке с предоставлением проезда для всех туристов, а не только для тех, которые приобретают путевки. 

Единственным отличием является то, что вновь создаваемые участки для традиционного рыболовства будут распределять по итогам проведения конкурсных процедур, в то время как промышленные и любительские участки — по результатам аукциона.

Кстати, хочу сказать, что и в любительском рыболовстве у нас в последние годы произошли качественные сдвиги. Вот, например, распределение путёвок на чавычу, рыбу, которую мы стараемся сохранить. Соответственно, путёвок немного. И нам удалось договориться, что их основная часть отдаётся местным жителям. 

Камчатские компании, владеющие участками, на которых разрешен вылов чавычи для любительского рыболовства, сделали так, что всё стало понятно, прозрачно и нет особых сложностей. Я сам ради интереса заехал, купил эту путевку, стоила она рублей 500. 

— Поймали?

— Попробовал поймать. Но удача мне не улыбнулась, путевку сдал обратно. Тут надо заметить, что если ты сдаёшь неиспользованную путёвку, то рыба не исключается из общей квоты, и таким образом путёвка может быть продана ещё раз. Тому рыбаку, которому, может быть, повезёт больше. И это правильный подход.

Мы готовим ряд предложений по традиционному рыболовству. Думаю, выйдем на корректировку распределения квот и объемов.

Есть назревшая необходимость проанализировать эффективность тех или иных общин, и их действительное соответствие задачам поддержки традиционного образа жизни коренных народов. 

Напомню, Камчатка на это направление выделяет больше всего квот, в общей сложности порядка 7 тысяч тонн. Но при этом возникают некоторые диспропорции. Сами коренные жители жалуются, что часто где-то густо, где-то пусто. Поэтому мы всё подробно обсуждаем с представителями КМНС, и, когда завершим обсуждения, внесём поправки в закон. 


День первой рыбы. Фото: Елена Поддубная, ИА KamchatkaMedia

Далеко не все рыбодобывающие камчатские компании принадлежат камчатцам. Недавно, например, ООО "Витязь Авто", ООО "Лойд-Фиш", ООО "Заря" продали людям с материка. Остаются ли они с камчатской пропиской и можно ли рассчитывать на поступление налогов в региональный бюджет? 

Они не перерегистрировались и не будут перерегистрироваться. Это наша принципиальная позиция, для меня крайне важно, чтобы предприятия были зарегистрированы именно на Камчатке. Более того, системные федеральные игроки, которые приобрели камчатские предприятия, продолжают очень чёткую линию на социальную поддержку региона и на системное взаимодействие с правительством края. 

Поэтому я уверен, что у предприятий всё будет хорошо и с точки зрения уплаченных налогов, и с точки зрения поддержки с нашей стороны, и с точки зрения системного вовлечения в дела региона.

И напомню, что налоги в консолидированный бюджет Камчатского края поступают от организаций, зарегистрированных и осуществляющих свою деятельность на территории Камчатского края, вне зависимости от регистрации собственников компании как юридических, так и физических лиц. 

— Какие нововведения планируются в рыбной отрасли в ближайшее время?

—До конца этого года первый камчатский краб ступит на родную землю (улыбается — прим. редакции). И  это не шутка. 

Камчатский краб — вид неполнохвостых раков. Как один из самых крупных ракообразных является объектом промысла на Дальнем Востоке и в Баренцевом море, куда был завезён специально. 

Обычно промысел ведётся так. Из порта, пройдя таможню, краболов отправляется в море на лов. Основную часть добычи, почти 100 %, минуя Камчатку, судно доставляет в иностранный порт либо во Владивосток. А сейчас у нас на Камчатке возникает первый объект по передержке живого краба, это специальные бассейны, которые будут размещаться в морском порту. 


Лов краба. Фото: Ольга Семенова, ИА KamchatkaMedia

Для чего это делается? Банальная логистика. Теперь краболов может не тратить время на дальнюю транспортировку, а спокойно продолжать промысел, выгрузив улов в Петропавловске. Отсюда, пройдя таможенные процедуры, с грузом краба на продажу отправится транспортник. Живого краба в основном покупают в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Сейчас львиная доля краба отправляется в Китай, часть его, кстати, планируется доставлять туда и авиатранспортом.

— Давно уже говорится о том, что в Петропавловске необходим рыбный рынок с самым свежайшим уловом, как во многих странах мира. И вот в мастер-плане развития города он появился. Место определено — территория кластера "Мехзавод". Но при существующих российских правилах рыбопродукция должна быть досконально проверена всевозможными службами, прежде чем попадёт на прилавок. А это требует времени. Как вы решили это противоречие?

— Давайте сначала о самом рынке. Это, в первую очередь, именно гастрономический рыбный рынок. Там можно будет купить рыбу свежего улова, и её могут тут же приготовить для тебя в ресторане, либо можно будет забрать эту рыбу с собой домой. И она, скорее всего, будет несколько дороже, чем замороженная рыба в магазине или на обычных рынках. 

А проблемы, о которых вы говорите, действительно существуют. Поэтому проект "Рыбный рынок" мы хотим реализовать вместе с крупнейшим камчатским игроком рыбохозяйственного сектора — с компанией "Океанрыбфлот", для того чтобы она, поставляя рыбную продукцию, соблюдала все санитарные требования и проходила все службы, как она это и делает, являясь крупным рыбодобытчиком и рыбопереработчиком. Часть свежего улова сотрудники предприятия будут отделять прямо на заводе и быстро доставлять на рынок. 


Судно "Анатолий Пономарев" компании "Океанрыбфлот". Фото: "Океанрыбфлот"

То есть вряд ли на первом этапе будет история, что, к примеру, на надувной лодке к причалу подходит рыбак и сдаёт живого краба-стригуна, который сразу же отправляется на прилавок. Но я надеюсь, что мы решим многие вопросы, и поставлять свежий улов на рынок можно будет и так. 

— Когда обсуждалось преобразование Командорского заповедника в национальный парк, жителям Никольского обещали, что это не отразится на их хозяйственной деятельности. В итоге после создания нацпарка местное население не может вести промышленный лов лососей, затруднён любительский лов. Почему? Есть ли выход из этой ситуации?

— На мой взгляд, есть. Но сначала хочу сказать, что в селе Никольском на Командорах живут прекрасные, героические люди, и надо их всячески поддерживать. 531 человек по официальной статистике, и мы во всех вопросах их интересы обязательно ставим во главу угла. С другой стороны, природу тоже надо сохранять. Вот в этой коллизии и есть корень проблемы. 

Решением правительства заповедник был преобразован в Национальный парк "Командорский". При этом заповедник имеет более строгие ограничения, но национальный парк занимает большую территорию. Пока не утверждено положение о национальном парке, идет его согласование, что затрудняет организацию промышленного и любительского рыболовства.

И наша позиция, что в документе о нацпарке должна быть прописана возможность ведения не только любительского и традиционного рыболовства, но и промышленного, которое традиционно сложилось в Никольском. 


Голец. Фото: Елена Поддубная, ИА KamchatkaMedia

Мы находимся сейчас в стадии согласования положения с Минприроды России, министерство по поручению правительства должно организовать публичные слушания на Командорах. Рассчитываем, что после утверждения положения все спорные вопросы будут разрешены и ситуация с рыболовством стабилизируется. 

Кроме этого, в качестве дополнительной меры возможно рассмотреть внесение изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" в части снятия ограничений на рыболовство для муниципальных образований, полностью входящих в границы национальных парков, для которых рыболовство является основой экономического существования и жизнеобеспечения населения.

Кроме того, там есть технические вопросы с выпиской лицензий, с присутствием там представителей Росрыболовства. Недавно они рассматривались на личном приеме заместителя генерального прокурора Российской Федерации Дмитрия Викторовича Демешина. Мы с ним летали на Командоры. Он в очередной раз обратил внимание на необходимость неукоснительного соблюдения прав жителей. Думаю, что эти технические вопросы будут решены оперативно. 

— Мы рекордсмены, рыба у берегов Камчатки добывается, на материк отправляется… А по итогу недавно проведённого опроса выяснилось, что россияне называют самыми популярными видами рыб скумбрию, затем "красную" и селёдку. Обидно, что весь лосось вместился в это определение — "красная". 

— Мне тоже было обидно, когда на прошедшем в сентябре Международном рыбопромышленном форуме в Санкт-Петербурге мы встречались с представителями крупных российских торговых сетей и обсуждали народные вкусовые предпочтения. Сети владеют всей статистикой, это точнее, чем опросы. И они сказали, что для большинства жителей России красная рыба — это чилийская сёмга, и в малой части — рыба, искусственно выращенная на севере России. А горбуша, кижуч, нерка, кета, чавыча — это незнакомые или малопонятные слова, которые не соотносятся с лососем. И это нам нужно поменять. 


Владимир Солодов на Международном рыбопромышленном форуме в Санкт-Петербурге. Фото: правительство Камчатского края

Большая у нас была дискуссия с представителями сетей. Примечательно, что все согласны, что нужно больше поставлять на прилавки России дальневосточной рыбы, все хотят ее брать, но есть две основные проблемы. Первая — это нестабильное ценообразование. Ведь цена зависит и от уловов, и от логистики, и еще от массы факторов, которые могут меняться. Для примера: в этом году оптовая цена на горбушу во Владивостоке составила 140-150 рублей за килограмм, а в прошлом году была 260 рублей. Оптовая цена на икру тоже снизилась, сейчас она около 3200 рублей. 

А ведь ритейлам нужна стабильная цена. Потребитель не понимает, когда цены в разные годы отличаются в полтора, а то и в два раза. И сеть не может позволить себе менять цены на прилавке. 

Вторая проблема — это вкусовые предпочтения. Россияне, как правило, не только не различают рыбу по породам, но и не понимают разницу между искусственно выращенной и дикой популяцией лосося. А ведь во всем мире это разные рынки, разные продукты с разной ценой. Дикая рыба всегда дороже, всегда качественнее. И нужна долгосрочная государственная политика по просвещению, по объяснению, по позиционированию. 

К счастью, такие инициативы уже есть. Я горячо поддерживаю идею Ассоциации добытчиков минтая, которые продвигают дальневосточный минтай как бренд и тип рыбы. У минтая, к сожалению, в России незаслуженно плохой пиар, хотя в той же Японии он считается деликатесом. 

Наконец, современный покупатель ориентируется на продукты, с которыми не нужно долго возиться. А рыбу большинство готовить не умеет, это подтверждают исследования. Вывод: нужно предлагать современные продукты, такие как полуфабрикаты рыбных блюд. Это, кстати, возможный выход из ещё одной неожиданной проблемы.

Опрашивали молодежь в фокус-группе: "Почему вы едите мало рыбы? Что вам не нравится в рыбе?" Отвечают: "Потому что она пахнет рыбой".

Парадокс, конечно. Но и это надо учитывать. И полуфабрикаты нам в помощь. 

— А с какими федеральными торговыми сетями рыбакам Камчатки уже удалось заключить соглашения о поставке продукции? 

В июне на Санкт-Петербургском экономическом форуме мы подписали рамочное соглашение совместно с Минвостокразвития, Рыбным Союзом и нашими рыбодобывающими компаниями с сетями "Вкусвилл", "Гиперглобус", "Лента" и перерабатывающей компанией "Путина", в июле компании заключили первые договоры о прямых поставках. Камчатскую продукцию уже можно найти на прилавках в центральных регионах страны. 


Рыбный прилавок. Фото: правительство Камчатского края

На Восточном экономическом форуме аналогичное соглашение заключено с Х5 Групп, и мы рассчитываем на дальнейшее расширение состава и объемов поставок.

— В крае принята Стратегия развития рыбной отрасли. Она рассчитана до 2035 года. Что в неё включено? 

— Да, проект был поддержан отраслевыми ассоциациями и рыбохозяйственными организациями региона, прошли публичные слушания, краевые депутаты его одобрили. Он станет частью Стратегии социально-экономического развития Камчатского края до 2035 года.

Если говорить коротко, то в этом документе прописаны четыре основных приоритета. 


Владимир Солодов. Фото: Елена Поддубная, ИА KamchatkaMedia

Первый — продолжение развития переработки водных биоресурсов в крае с повышением глубины переработки и акцентом на добавленную стоимость. Мы делаем ставку на береговую переработку, при этом понимая, что у разных мест промысла свои условия и в отдельных случаях переработка рыбы на судах имеет свои преимущества. 

Второе — сохранение рыбы как таковой. Здесь подразумевается чёткое и прозрачное регулирование доступа рыбаков к рыбным ресурсам, а также борьба с ННН-промыслом (ННН — незаконный, несообщаемый, нерегулируемый — прим. редакции). И закрепление участков за добросовестными пользователями на 20 лет — один из шагов в этом направлении. 

Третье — повышение отдачи рыбохозяйственного комплекса для таких прибрежных регионов, как Камчатка, что включает в себя налоги, создание рабочих мест и вклад в социально-экономическое развитие региона.

И четвертое — повышение уровня потребления рыбы в России. И это важный вклад Камчатки в повышение продовольственной безопасности Российской Федерации. 

Есть ещё один сквозной приоритет, который я ставлю перед собой, — подготовка кадров. Отраслевое образование сейчас является острой проблемой, которую нужно решать совместно, повышать привлекательность профессий, связанных с морем и рыболовством, обновлять программы обучения, материальную базу и качество подготовки по этим профессиям.

— Спасибо за интервью!

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость