9 ноября 2023. Пандемия COVID-19 спровоцировала волну преступлений в фармацевтической отрасли. Во время взрывного роста спроса на лекарственные средства некоторые нечистоплотные продавцы предлагали средства, якобы способные в кратчайший срок дать желаемый эффект. При этом такие препараты зачастую не были должным образом зарегистрированы и не прошли исследования на безопасность. ИА PrimaMedia уже писала о росте преступлений в этой сфере и выявлении крупной фарм-ОПГ, наладившей производство и сбыт фальсифицированных медицинских изделий.
Согласно открытым источникам, число зарегистрированных преступлений, предусмотренных статьями 235.1, 238.1, 327.2 Уголовного кодекса Российской Федерации в 2019 году составило порядка 123, в 2020 году — 131, в 2021 году — 98.
Как отмечает журнал "Компания" (16+), после начала СВО из России ушли многие производители оборудования и материалов для стоматологии, и нельзя исключить, что вновь активизируются недобросовестные предприниматели, нацеленные на извлечение быстрой прибыли в обход закона. Сложность состоит в том, что зарубежный медицинский препарат или изделие вполне могут быть зарегистрированы в Росздравнадзоре. Но вот конкретная партия товара, которая импортирована в Россию, может быть произведена для другого рынка — с совсем другими требованиями. Когда это выяснится, будет уже поздно: продукция уже может быть доставлена в клиники. К тому же "серая" логистика создает серьезные риски для здоровья пациентов — из-за возможного нарушения условий хранения и перевозки.
Ведущие российские компании, которые выступают официальными дистрибьюторами мировых брендов, ищут пути для охраны своих интересов и здоровья покупателей через механизмы защиты интеллектуальной собственности и торговой марки.
Руководитель "Клуба стоматологов" Антон Игидян подчеркивал, что благодаря маркировке "Честный знак" доля контрафакта лекарственных препаратов снижается, но по оценке эксперта в стране еще могут находиться нелегально ввезенные материалы, которые не относятся к лекарственным препаратам, поэтому не проходят через эту систему.
В 2016 году было начато громкое расследование нелегальных поставок стоматологических материалов и инструментов, когда сотрудники ГУЭБиПК МВД России и Росздравнадзора в ходе совместного рейда обнаружили в Москве цех по производству медицинской продукции. Доля "серых" продуктов в стоматологии по данным портала vademec.ru на тот момент оценивалась дистрибьюторами в 10–20% рынка, или в 4–8 млрд рублей. Результаты операции дали следственным органам ГСУ СК РФ по Москве основание для возбуждения уголовного дела по статье 238.1 УК РФ. В организации поставок контрафакта злоумышленники действовали от имени ООО "Кронос-Медикал".
Как сообщает "Компания", в 2010 году было зарегистрировано некое "Ника Дент Плюс" в Москве, учредителем которого выступил Алексей Гершт, в 2014 году внесенное в реестр недобросовестных поставщиков (исключено из реестра в мае 2016). В черный список, по данным сайта госзакупок, компанию включило УФАС Псковской области.
В 2018 году, иным учредителем было создано новое юридическое лицо с поразительно сходным наименованием, ООО "ТК Ника Дент". При этом в ряде заметок в сети Интернет в качестве основателя ГК Ника Дент позиционируется Алексей Гершт (например, в отчетном материале по итогам конференции "Стоматологические материалы. Новая реальность" Алексей Гершт указан как "основатель ГК Ника Дент, представитель Queen Dental GmbH").
АО "ПРОТЕКО" — официальный поставщик медизделий из Японии, присутствующий на рынке более 17 лет, вело сотрудничество в рамках дилерских контрактов с рядом компаний, в том числе с "ТК Ника Дент".
"Компания" приводит слова Александра Алиева, президента Группы компаний "ПРОТЕКО": "Наша компания — эксклюзивный дистрибьютор на рынке. Мы много лет поставляем высококачественные зарубежные материалы и технологии для рынка стоматологии. Качество и подлинность медицинских изделий — это не только вопрос нашей репутации, но и безопасности и здоровья потребителей. Поэтому мы очень внимательно следим за этим и прибегаем к законным мерам защиты интересов, по всем выявленным фактам нарушений законодательства обращаемся к регуляторам. В России и других странах СНГ статус официального поставщика продукции компании Tokuyama есть только у нас и наших официальных партнеров. Компании "ТК Ника Дент" мы в данный момент не поставляем продукцию и для нас большой вопрос, кто предоставляет ей эти японские изделия".
Несмотря на это, на официальном сайте "ТК Ника Дент" в настоящее время не удалена информация о том, что компания является официальным дистрибьютором, расширила партнерство с Tokuyama Dental, а также представлен каталог продукции для заказов, эксклюзивные права на продажу которой имеет АО "ПРОТЕКО". У представителей "ПРОТЕКО" в этой связи возникают вопросы, на каких основаниях и какими логистическими способами другая компания может осуществлять закупку и завоз продукции? Если какая-либо компания будет вести закупку через третьи страны, то гарантировать и проверить качество материалов, которые впоследствии попадут в российские стоматологические клиники, может быть весьма проблематично. Причем представители "ПРОТЕКО" считают, что нельзя исключать вероятность использования бывшими партнерами ранее полученных от "ПРОТЕКО" сертификатов, и если такое использование имеет место быть, то покупатели могут быть введены в заблуждение.
Как отмечает в публикации "Компании" доцент кафедры предпринимательского права юрфака МГУ, исполнительный директор НОЦ "Право и бизнес МГУ" Александр Молотников, "контрафактная и “серая” продукция в сфере медицинских изделий — большой риск, в конечном счете, для пациентов, которые оказываются жертвами экономии со стороны стоматологических клиник". Специалист так же отметил, если в этой области будут выявлены нарушения федерального законодательства, в частности, в отношении реализации контрафактных медицинских изделий и в нарушении таможенных правил, нарушителю будут грозить крупные штрафы, а также возможно уголовное преследование и предусмотренная УК РФ ответственность.
Как отмечает "Компания", можно предположить, что в настоящее время у государства пока нет достаточно эффективных инструментов для пресечения поставок стоматологической продукции через третьи страны, а следовательно, могут сохраняться риски для здоровья пациентов.