7 февраля. Именем этого ученого названа улица в Улан-Удэ. Он стал одним из первых россиян, посетивших закрытый Тибет. Он получил благославление Далай-ламы и создал словарь тибетского языка, в Монголии он помог создать национальную систему всеобщего образования. Он оказал огромное влияние на просвещение бурятского народа — он готовил учителей, стал автором учебников бурятского языка, включая букварь бурятского языка для детей. На малой родине он вывел новую породу овец. В 1930 году он скончался, а его могила была разрыта, а тело обезглавлено. Местонахождение головы которого до сих пор является тайной. О жизни и смерти выдающегося монголоведа Гомбожаба Цыбикова в материале UlanMedia (УланМедиа).
Гомбожаб Цыбиков. Фото: Скриншот
Гомбожаб Цыбиков — бурятский интеллектуал, этнограф, исследователь буддизма, востоковед, политик, просветитель. Он родился в буддийской семье агинских бурят в тогда еще Забайкальской области в 1873 году. Сначала отец его прочил в буддийский монастырь, но потом он закончил приходскую школу с медалью и поступил в Томский Императорский университет на медицину, но знаменитый тогда придворный тибетский врач и востоковед Пётр Бадмаев, тоже бурят, уговорил его на стипендию поехать учиться на Восточный факультет Санкт-Петербургского университета, который, хоть его и лишили стипендии за отказ перейти в православие, закончил с отличием.
Посещение Тибета в конце XIX века иностранцами было запрещено под страхом смерти. В 1826 году, при попытке проникновения в Тибет, был убит доктор Муркрофт, пытавшийся пробраться в Тибет в одежде мусульманина; в 1893 — француз де Рэнс; японец Кавагучи избежал смертельной участи, но приютившие его монахи были ослеплены. Казнили и тибетцев, дававших кров индусам, пробравшимся со стороны Индии и сделавшим первые снимки загадочного Тибета.
Цыбиков, будучи студентом факультета восточных языков императорского Санкт-Петербургского университета, по протекции профессора-монголоведа Позднеева, в 1899 году получил предложение от Русского Географического Общества(РГО) пробраться в Тибет под видом странствующего паломника из Монголии. Ему выдали значительную сумму денег и ручной фотоаппарат "Self-Worker" парижской фирмы Пипон, который он замаскировал, вмонтировав в барабан для моления.
Выехав из Монголии, Цыбиков столкнулся с интересным фактом. Буряты, опасаясь, что их не будут пускать в Тибет как иностранцев, ходили туда под видом монголов. Но монголы считали их подданными российского царя и называли "орос" — рускими. Будучи одним народом, буряты добились через ламаистский суд права называться монголами и на каждого, кто назвал бурята "орос", налагался штраф в 7 рублей.
В Тибете один из прорицателей предсказал Цыбикову, что он пройдет жизненный путь, полный труда, величия и почета. И смерть его будет так же почетна: из его черепа, который, как и у всех мудрых людей, не имеет шва, изготовят священный сосуд-чашу для жертвоприношений — габалу…
Из путешествия Цибиков привёз библиотеку из 333 священных книг, и стал третьим человеком, снявшим столицу Тибета — Лхасу на фотопластины. Причём делал он это также в тайне.
Вернувшись в Россию, Цыбиков узнал, что Позднеев уехал во Владивосток ректором образованного в 1899 году Восточного института, и послал ему письмо с просьбой взять его на работу в этот институт. 1 июля 1902 года Цыбикова назначили лектором монгольской словесности Восточного института во Владивостоке.
Во Владивостоке в РГО Цыбиков показал диапозитивы и прочитал лекцию об увиденном в Тибете. Тибет поразил его страшной нищетой:
"экономя табак, жители смешивают его с пеплом навоза баранов и козлов; ткач получает в день 15 копеек, чернорабочий — 4, чтец молитв за день беспрерывного чтения — 20 (при цене бутылки водки в 2 копейки)".
Интересный бизнес обнаружил Цыбиков в самом сердце Лхасы. Перед главной святыней Тибета огромным Буддой каждый день производились возлияния и приношения едой. Вследствие чего мыши, считавшиеся священными расплодились в статуе в огромном количестве. Убивать их было запрещено, но трупы мышей, умерших естественной смертью, считались полезными при родах и продавались на экспорт в Монголию по 10 копеек.
Поднимаясь к дворцу по 15-километровой дороге, Цыбиков, как положено, сделал 6 тысяч поклонов, затратив на этот путь два дня. Всего он провел в Тибете 888 дней и был принят вместе с другими паломниками главой Тибета — Далай-Ламой.
Стеклянные негативы тех снимков Цыбикова хранятся в Научном архиве РГО. Фото: Г. Цыбиков (РГО)
"После всех подношений Далай-Лама принял хадак и благословил меня приложением своей правой руки к моему темени, — рассказывал Цыбиков. — В это время ему подали шнурок из ленты шелковой материи, он связал узел и, дунув на него, положил на мою шею. Такой шнурок с узлом называется по-монгольски "цзангя", а по-тибетски с"ун-дуд". Этот охранительный узел, освящённый дуновением после прочтения особого заклинания, считается талисманом, охраняющим от несчастий. Я отошёл в сторону, моих товарищей он только благословил помянутым способом".
В 1905 году Цыбиков и Далай-Лама IV встретились снова, на этот раз в столице Монголии, где Далай-Лама встречался с российскими политиками и учёными. Здесь Цыбиков выступил в качестве переводчика между представителями России и Далай-Ламой.
С 1 марта 1903 года Цыбиков был назначен секретарем Конференции Восточного института, а с 23 октября 1906 года — и.о. профессора монгольского языка. 26 мая 1908 года его назначили членом правления Восточного института. Цыбиков был уважаемым профессором, кумиром студентов; писал и выпускал учебные пособия, научные книги.
Всего учёный написал около 30 научных трудов, главным из которых является написанный во Владивостоке том "Буддист-паломник у святынь Тибета".
Своё путешествие в Тибет в 1899–1902 годы Цыбиков описал в книге, переведённой на многие языке. Фото: Скриншот с сайта litmir.co
15 сентября 1917 года Цыбиков написал прошение в Конференцию Восточного института: "Вследствие приглашения меня моими сородичами забайкальскими бурятами, послужить делу национализации школы, что будет сделано в Российской республике для всех инородцев, я желаю посвятить свои силы делу народного просвещения у сородичей. Поэтому прошу освободить меня от и.д. профессора".
Уволившись из института, Цыбиков уехал в Бурятию, где занимался научной деятельностью, становлением системы образования Бурятии. Издал первый букварь для детей на бурятском языке, написал исторический "Очерк Монголии", стал профессором Иркутского университета, совершил поездку в Монголию в 1927 году.
Здесь он заинтересовался историей головы монгола Джа-ламы. Джа-лама родился в Астрахани, откуда отправился в Тибет, где стал священником. Вернувшись в Монголию он развернул национально-освободительное движение монголов, находившихся тогда под управлением китайцев. В одно время с Цыбиковым он был послан русскими с подарками к Далай-Ламе, но в Тибет не прошел. Впоследствии оказал большую роль в борьбе монголов с китайцами монгольскому правительству, за что был пожалован титулом "Управляющий многими аймаками Западной области министр, досточтимый, воистину совершенно сильный дхармарадж, святой князь".
Джа-лама получил огромную власть и ослепил знаменитого живописца Цаган-Жамбу, написавшего его портрет, чтобы тот не написал никому портрета лучше. Однако за свою жестокость по указу императора Николая II в 1914 году Джа-лама был арестован и сослан в Астрахань, где и оставался до 1918 года.
Октябрьская революция освободила его, и он вновь появился в Монголии. Здесь он собрал большую шайку и скрылся с ней в центре пустыни Гоби, где основал свою крепость.
В начале 1923 года в крепость были посланы части Красной армии и Джа-лама был убит. Его труп был сожжён, а предварительно отрезанную от тела голову в ёмкости с водкой переправили в столицу Монголии. Из-за белых волос на тёмной коже её прозвали "Белой головой". 1925 году советский монголовед Казакевич поместил её в стеклянный сосуд с формалином и переправил диппочтой в Ленинград, в Музей антропологии и этнографии (Кунсткамеру), где её поместили как экспонат № 3394 в фонды, где она и хранится до настоящего времени.
Экспедиции и постоянная работа подорвали здоровье профессора Цыбикова. Он уехал в родное село возле Агинского дацана, где стал лечиться народными методами.
Интересно, что в последнее время Цыбиков активно занимался атеистической пропагандой, писал атеистический труд о боге, но, тем не менее, построил субурган — молитвенную ступу возле своего домика. Возле неё он распорядился поставить войлочную юрту, в которой и скончался в 1930 году.
— Агинский дацан того времени, — до сих пор считают его родственники, — имел на Цыбикова свои виды. Когда профессор умер, ламы сделали всё, чтобы заполучить останки человека благословленного самим Далай-Ламой.
Цыбиков был похоронен на кладбище дацана по старому обычаю, на поверхности земли. Тела умерших пеленали кусками ткани и укладывали их на деревянные подставки. Именно так и был похоронен Цыбиков.
На другой день после похорон родственники увидели, что тело профессора обезглавлено. Вероятно, из черепа Цыбикова сделали габалу, как и предсказывал тибетский прорицатель. Кто из лам это сделал — осталось тайной, таинственно исчезла и сама габала. Её искали многие. Возможно, агинские ламы сумели переправить габалу в Лхасу, стараясь тем самым заполучить благосклонность Далай-Ламы, или же спрятали её у себя. Сегодня, на том месте, где когда-то было кладбище Агинского дацана, — чистое поле.
Ещё при жизни Цыбиков был удостоен высшей награды Русского Географического Общества — премии имени Пржевальского и специально отлитой золотой медали “За блестящие результаты путешествия в Лхасу”, которые ему лично вручил знаменитый Семёнов-Тяньшаньский. Во Владивостоке в 1908 году Цыбикова наградили орденом Св. Станислава 3-й степени (для нехристиан); в 1912 — орденом Св. Анны 3-й степени; в 1915 — орденом Св. Станислава 2-й степени.
Именем первого бурятского профессора Цыбикова названа улица в Улан-Удэ, воздвигнут памятник знаменитому востоковеду и в его родном селе Урдо-Ага.
Смотрите полную версию на сайте >>>