13 марта. История, космос, современность, фантастика, прорывные проекты, госзаказы на большую литературу о Дальнем Востоке — об этом и о многом другом поговорили участники круглого стола "Дальний Восток — история или современность: о чем писать?" (12+), который прошел на прошлой неделе в формате онлайн в рамках нового сезона Общероссийской литературной Премии "Дальний Восток" им. В. К. Арсеньева (12+), сообщает ИА PrimaMedia. Дискуссия получилась очень живой — у каждого выступающего была возможность высказать свою точку зрения, что он и сделал.
Открывая дискуссию, модератор онлайн-конференции, куратор Премии имени Арсеньева Вячеслав Коновалов отметил, что у Дальнего Востока и потрясающая история, и потрясающая современность, и, по всей видимости, потрясающее будущее. Тем не менее, если проанализировать итоги прошедших шести сезонов Премии, выясняется, что большинство книг, добравшихся до шорт-листа, — это книги исторические и книги, находящиеся на стыке истории и современности.
— То, что сейчас происходит на Дальнем Востоке, тоже описано, но описано не так активно и не так явно. А книги о будущем Дальнего Востока практически не присутствуют. И это для меня, до некоторой степени, было открытием. Но я никогда об этом не задумывался. Так что сегодня здесь на этом круглом столе попробуем задуматься все вместе, — предложил Коновалов.
То, что на конкурс Премии поступает огромное количество текстов, связанных с историей Дальнего Востока, с героическими страницами его освоения и героическими моментами советской эпохи, хорошо и правильно, отметил российский писатель Вадим Левенталь (Санкт-Петербург), неоднократный член жюри Премии.
— Но вместе с тем у меня возникает такая мысль о том, что у литературы, если говорить таким казенным языком, существует много разных функций. И исследование истории, сохранение памяти, передача каких-то традиций — это лишь одна из таких функций. Но есть еще одна, очень важная. Это трансляция и передача того, что происходит сейчас.
Да, мы читаем книги, чтобы узнать, как живут другие люди, о чем они думают, о чем мечтают, на что надеются. Но, живя своей жизнью в Петербурге или в Москве, мне интересно узнать, чем живут, чем дышат, о чем думают мои соотечественники на Дальнем Востоке: на Сахалине, на Камчатке, на Чукотке, во Владивостоке, в Хабаровске, в Чите, где угодно, — сказал Левенталь.
Существование перекоса в сторону исторической литературы, в общем-то, поправимо, отметил он. Писательскому сообществу нужно обращать внимание на современность, побольше искать того, чем интересен сегодняшний день, побуждать молодых авторов писать, о чем они думают, о чем мечтают в 20-25, пусть даже в 30 лет; о том, чем живут их друзья и знакомые, о том, как устроена жизнь молодых.
— Таких произведений, откровенно говоря, не хватает. Таких произведений мне бы хотелось видеть больше, — подчеркнул Вадим Левенталь.
Героическая история освоения Дальнего Востока дает богатый материал для хорошей, качественной литературы. В этом смысле показателен большой литературный десант издательства "Молодая гвардия", который несколько лет назад с помощью куратора Премии Вячеслава Коновалова "высадился" на берега Тихоокеанской России, напомнил заместитель директора издательства "Молодая гвардия" Роман Косыгин (Москва).
Результатом такого литературного "открытия" Дальнего Востока стали две книги, имеющие прямое отношение к региону. В серии "Жизнь замечательных людей" (12+) вышла книга Василия Авченко "Литературные первопроходцы Дальнего Востока" (16+), в которой рассказывалось о связи с Дальним Востоком писателей-классиков Ивана Гончарова, Антона Чехова, Михаила Пришвина; выдающегося ученого и путешественника Владимира Арсеньева; поэта и прозаика Арсения Несмелова, жившего во Владивостоке и Харбине; автора культового в советское время романа "Территория" (12+) геофизика Олега Куваева и даже классика американской литературы Джека Лондона.
Другой книгой стал роман "Штормовое предупреждение" (16+), совместный труд двух писателей — Василия Авченко и Андрея Рубанова. И это произведение как раз посвящено современности, подчеркнул Роман Косыгин. Но надо смотреть в будущее. И тут, как ни странно, может пригодиться советский опыт.
— Советская литература развивалась так же, как и развивалась и строилась вся страна. А Дальний Восток сейчас строится, и туда направляются финансовые потоки для строительства. И первое, что вот мне пришло в голову, — это космодром Восточный, о котором мы мало что знаем. У меня сейчас там двоюродный брат готовится к запуску (он входит в команду обслуживания). Я с ним недавно беседовал, и он мне рассказывал какие-то бытовые подробности, рассказал о новом городе Циолковский. Мы все любим космическую тему, но забываем, что Дальний Восток — регион, где развивается космонавтика. А это наше будущее, — сказал Роман Косыгин и предложил известному российскому фантасту Сергею Лукьяненко, который часто посещает Дальний Восток, съездить на космодром Восточный написать о нем.
По мнению российского писателя и драматурга Владимира Семенчика (Южно-Сахалинск) в вопросе, о чем писать, не должно быть противопоставления одного другому, поскольку у каждого читателя своя книжная полка.
— Кто-то любит фантастику, кто-то историю, кто-то читает о современности, а кто-то, к сожалению, вообще ничего не читает, кроме постов в Интернете. Но мне ближе всё-таки современность. Мои герои — это те, кто живет рядом, ходит по тем же улицам, попадает в разные ситуации, иногда неприятные. Всё, что я успел написать, — это то, что я видел сам, или то, что я немного домысливал. В этом смысле мне ближе упомянутый Романом Косыгиным космодром Восточный.
Мне там не так давно довелось побывать. Это, конечно, фантастическое совершенно впечатление, когда ты стоишь в том месте, откуда взлетела ракета, и понимаешь, что здесь буквально месяц назад вырвалось наружу огромное пламя и ракета со спутником полетела в космос. Я согласен, что об этих людях, которые создавали такой мощный объект, устремленный в будущее, конечно, есть смысл писать, — согласился с Косыгиным Владимир Семенчик.
Героями произведений о современном Дальнем Востоке могут стать и те, кто создавал нефтегазовые проекты на Сахалине, благодаря чему регион сейчас активно развивается: благоустраиваются города, строятся новые музеи, библиотеки и т.д.
— Я думаю, у каждого писателя должен быть некий свой толчок для того, чтобы создать ту или иную вещь. Либо это его внутренняя потребность, либо его какой-то герой зацепил, — высказал свою точку зрения Семенчик.
По мнению бурятского и русского писателя Сергея Доржиева (Улан-Удэ), обладателя Премии имени Арсеньева за 2023 год в номинации "Короткая проза" за книгу "Звезда наша путеводная" (16+), писать об истории важно, поскольку, не зная вчерашнего дня, мы не будем знать и сегодняшнего. Однако идти по следам сегодняшнего дня, его истории, — тоже правильно.
— О современности писать надо. Сейчас идёт СВО, а Бурятия стала одним из лидеров по числу героев России — их 10, начиная с Алдара Цыденжапова, который спас эсминец несколько лет назад (это произошло в 2010 году. Алдар Цыденжапов, будучи вахтенным на питании главного котла эсминца ТОФ "Быстрый", оказался в очаге возгорания и, не смотря на ожоги и боль, сумел предотвратить перерастание возгорания в большой пожар, взрыв котла, разгерметизацию корпуса корабля и гибель экипажа. Алдар получил поражение дыхательных путей и ожог большей части тела. Он скончался в реанимационном отделении главного госпиталя ТОФ, хотя военные медики сделали все от них зависящее — Ред.), — сказал Доржиев.
По мнению писателя, подвиги героев СВО из Бурятии требуют своего художественного осмысления.
Большие дальневосточные проекты также могут стать материалом для написания художественных произведений, отметил писатель и ученый Владимир Серкин, профессор НИУ ВШЭ, доктор психологических наук, автор бестселлеров "Хохот Шамана" (16+), "Свобода Шамана" (16+) и "Звезды Шамана" (16+), переведенные на многие европейские языки.
— Сейчас я работаю в Высшей школе экономики, где на недавней конференции по Дальнему Востоку очень много говорилось о хороших проектах, начиная с космодрома Восточный и заканчивая кампусом ДВФУ и мостами во Владивостоке.
Но есть и такие огромные территории, как Чукотка, Камчатка, Магаданская область, Якутия, о которых очень мало пишется и очень мало говорится, а ведь это большая часть Дальнего Востока. Так, может быть, ей просто надо больше уделить внимания? — задался вопросом Владимир Серкин.
Он также напомнил, что целью литературы может быть не только описание истории или современности, но и нацеленность на будущее. В связи с этим, возможно, следует подумать о новой номинации Премии, а именно в области художественной фантастики.
Важный вопрос о госзаказе на произведения, рассказывающие о крупных дальневосточных проектах и людях, их осуществляющих, поднял издатель, журналист, фотограф, член Союза журналистов России Павел Жданов (Магадан), "человек-мотор" журнального и книжного движения Магадана, как назвал его Вячеслав Коновалов.
— Мне кажется, время само решит, когда появятся произведения о космодроме Восточном, о строительство каких-нибудь гидроэлектростанций и новых заводов. Об этом будут писать. Но, кстати, если это будет заказ, я думаю, ничего плохого в этом не будет. Не думаю, что не найдется талантливый человек, который не напишет по заказу ту или иную книгу. Кстати, я сейчас пытаюсь как раз решить вопрос о том, чтобы Василий Авченко написал книгу об истории Колымы и чтобы для этого поступил заказ от правительства Магаданской области. Думаю, у Василия получится осуществить этот проект, — рассказал Павел Жданов.
Большое количество книг о прошлом, по мнению Жданова, было вызвано тем, что в 1990-е годы накопился определенный слой литературных материалов, в том числе "воспоминаний", которые никогда не публиковались. Касались они, в основном, середины и второй половины XX века.
— Рано или поздно эта чаша будет исчерпана и возникнет необходимость публикации новых авторов, которые неизбежно появятся. Это касается не только книг о современности. Это могут быть детективы, это может быть фантастика и так далее, — спрогнозировал Павел Жданов.
Тему госзаказа в литературном процессе подхватил Роман Косыгин. Государственная поддержка давала неплохие результаты в советское время.
По госзаказу сочиняли песни Александра Пахмутова и Николай Добронравов, по госзаказу писались книги, снимались фильмы. Чтобы написать хорошее произведение о Якутии, писателю нужно доехать до самых отдаленных уголков республики. На это нужны средства, но организовать такую творческую командировку издательству и накладно, и рискованно. Так что это — государственная история, заметил Роман Косыгин.
Предложения о госзаказе звучали неоднократно, заметил Вячеслав Коновалов. Почему бы Премии имени Арсеньева не проявить инициативу в этом направлении?
— Например, я сейчас делаю интересный проект, он называется "Дальневосточное кино". Это попытка переработать наиболее кинематографичные произведения лонглистеров Премии в сценарии. Сейчас только-только делаются первые шаги на этом пути. Я расскажу об этом, когда появятся какие-то конкретные вещи. Но факт остается фактом: государство всё больше и больше обращает внимания на это, — сообщил Коновалов.
Идею госзаказа на произведения о Дальнем Востоке поддержал и Вадим Левенталь. При этом он заметил, что заказ может исходить от крупной организации в рамках государственно-частного партнерства. Создав некую критическую массу текстов, можно рассчитывать на появление шедевров, а какие-то произведения могут быть переработаны в какие-то киноистории. В советское время так делали, и получалось неплохо.
Главное, возникнет хорошая питательная среда для выявления талантливых молодых авторов, живущих на Дальнем Востоке и пишущих о Дальнем Востоке. А для этого как раз и нужна соответствующая инфраструктура.
Неплохо было бы подумать о создании в ДФО и Восточной Сибири нескольких толстых журналов (сегодня в Хабаровске издается журнал "Дальний Восток" (12+), который пользуется определенной популярностью у пишущих, но, к сожалению, мало известен на западе России — Ред.).
Подводя итоги круглого стола, Роман Косыгин еще раз обратил внимание на большой потенциал Дальнего Востока. Конечно, территории региона должны заселяться, а для этого нужна романтизация дальневосточной жизни, благо есть много интересных тем и много талантливых авторов, которые это могут сделать. Сейчас это, в основном, энтузиазмы, потому что не влюбиться в Дальний Восток очень сложно.
Для того чтобы таких людей появилось больше, нужна инфраструктура. А инфраструктура — это всё-таки государство, отметил Косыгин. Это фестивали, это Премия имени Арсеньева, это понимание необходимости развития литературной, творческой инфраструктуры.
Общероссийская литературная Премия "Дальний Восток" имени В.К. Арсеньева учреждена по инициативе заместителя председателя правительства Российской Федерации — полномочного представителя президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Юрия Трутнева. Впервые лауреаты Премии были названы в декабре 2019 года. Произошло это в рамках комплекса воспитательно-патриотических мероприятий "Дни регионов Дальнего Востока в Москве" (12+) в здании Российского Фонда культуры.
Главная цель Премии — поддержка российских и зарубежных писателей, посвящающих свои произведения Дальнему Востоку и содействующих формированию единого культурного пространства многонациональной России.
Сайт Премии — премияарсеньева.рф (12+), группа Вконтакте https://vk.com/premiyaarsenyeva (12+), ТГ-канал Премии https://t.me/premiyars (18+)