Тренер ЦСКА и сборной России Александр Тарханов: Уезжать из Бурятии надо в 14 лет

Интервью с легендой советского и российского футбола
Детский тренер должен уметь все
Фото: Центр ядерной медицины Улан-Удэ

21 августа. Именитый специалист, тренировавший ЦСКА, Крылья Советов и сборную России, Александр Тарханов вернулся в Бурятию спустя более 50 лет. Здесь он играл на заре карьеры в составе красноярского клуба против местной "Селенги" — тот финальный матч закончился со счетом 6-6! Вспоминая свою молодость и оценивая игру нынешних юных игроков на Центральном стадионе в Улан-Удэ, Александр Тарханов поделился мнением с главным редактором UlanMedia (УланМедиа), как вырастить профессионального футболиста, во сколько уезжать из Бурятии ради карьеры и что должен уметь детский тренер.


Александр Тарханов - легенда российского футбола. Центр ядерной медицины Улан-Удэ

Александру Федоровичу — 74, но он по прежнему бодр и даст фору многим молодым тренерам. Он родился в Казахстане, футболистом стал в Красноярске, где успевал совмещать с хоккеем. В его игровой карьере сборная СССР, капитанская повязка в московском ЦСКА, на тренерском мостике он руководил ЦСКА, "Крыльями Советов" и "Торпедо", был тренером сборной России в 90-х. В Улан-Удэ он стал почетным гостем турнира по футболу среди детских команд, который организовал центр ядерной медицины Бурятии. 


Александр Тарханов вернулся в Бурятию спустя полвека. Центр ядерной медицины Улан-Удэ

— Очень рад вас приветствовать в Бурятии. Вы у нас не первый раз?

— Нет, я же сам из Красноярска. Поэтому я первый раз здесь был в 70-м году еще в составе "Автомобилиста". Мы играли в финале чемпионата Сибири и Дальнего Востока. "Селенга" вышла от Дальнего Востока, а мы от Сибири. И мы две игры играли. В Красноярске выиграли 4−0, а здесь 6−6 сыграли и заняли первое место. Прошло почти полвека, мало что помню, но однозначно сейчас город лучше стал.

— А вы знали, что он в Улан-Удэ сыграл два матча легенда российского мини-футбола Константин Ерёменко?

— Да, знаю. Я каждый год езжу в Хвалынск на турнир памяти Ерёменко. Приезжали с Ринатом Дасаевым, Олегом Романцевым. 

— Сегодня вы в Улан-Удэ гости межрегионального детского турнира. Как вы оцениваете сейчас состояние детского футбола в России и регионах, нужно ли ориентироваться на голландцев и испанцев или советская система подготовки не потеряла своей актуальности?

— Действительно, наша система детского футбола была одной из лучших в мире и её точно нужно возрождать. Многие страны копирую советские методики, а страны Средней Азии полностью ее сохранили.


Детский тренер должен уметь все. Центр ядерной медицины Улан-Удэ

— За много лет Бурятия дала лишь одного игрока уровня премьер-лиги и сборной России Владимира Граната. Может ли республика воспитывать профессионалов на поток, не имея своей команды мастеров? 

— Это гораздо сложнее, конечно. Всегда надо поступательно развиваться, юношеский уровень, молодежная команда и взрослая. Конечно, бывают исключения. Нас с Олегом Романцевым в 17 лет нас забрали в команда мастеров. При этом и в советское время из Сибири и Дальнего Востока было не так много известных игроков — помню ребят из Иркутска, Хабаровска. 


Советская система подготовки футболистов была лучшей. Центр ядерной медицины Улан-Удэ

— Какие впечатления от нашего Центрального стадиона? Он вмещает десять тысяч зрителей, но на нем играют только любительские команды.

— Это хороший стадион для второй лиги, только перестелить покрытие. 


Детский тренер - это призвание. Центр ядерной медицины Улан-Удэ

— Недавно "Зенит" купил защитника Сергея Волкова из "Краснодара". Это парень родился в Чите, но в юности перехал в Краснодар, где прошел все команды и считается уже местным воспитанником. Многие ребята из Бурятии тоже мечтают пойти по этому пути и уезжают в Москву, Санкт-Петербург и Краснодар в юном возрасте. 

— Конечно, уровень в "Зените" и московских клубах гораздо лучше региональных. И тренеры более квалифицированы, более соревновательная среда, есть команды для девочек. Также редко кто заезжает в регионы в поисках талантов. Также в Сибири и на Дальнем Востоке меньше сильных турниров.


Уезжать надо в 14 лет. Центр ядерной медицины Улан-Удэ

— Когда юному футболисту стоит уезжать из дома ради карьеры?

— В 12 лет рано еще. Считаю, не раньше 14 лет. В той же Германии в академию берут с 14. Исключение, если ребенок переезжает вместе с семьей. Тут очень важно психологическая поддержка. При это нужно понимать, что в крупных городах поток детей в академии огромный. зацепиться сложно. Ребенок может поехать в другой город, а через пару лет его могут убрать из состава.

— Что нужно сделать, чтобы переломить эту тенденцию? Есть же опыт Германии, где есть региональные центры подготовки, куда стекаются лучшие кадры.

— О чем говорить, если у нас сейчас на Сибирь и Дальний Восток лишь одна академия на Урале. Там построили академию на 150 человек. При этом раньше команды мастеров были везде — и в Красноярске, и в Иркутске, в Чите, Улан-Удэ и Владивостоке. У нас Сибирская зона, я сколько играл, самая сильная зона была. 


Тарханов поблагодарил организаторов турнира. Центр ядерной медицины Улан-Удэ

— Сейчас от детского тренера результат требуют все — от руководства спортивной школы до родителей. А в той же Испании, которая выигрывает чемпионаты Европы и на юношеском и взрослом уровне, квалификацию тренеров оценивают по количеству игроков, которые стали профессиональными футболистами.

— У нас под эта вся система заточена. Хотя в Дании автор программы системы подготовки на детском уровне первым делом, когда пришел в кабинет, сказал убрать турнирную таблицу со стены. До 14 лет результат вообще не должен быть во главе. А у всю бьются с детства за кубки, медали. Юношеская сборная выиграла Евро, но звездами не стали, по большому счету. Раньше у нас тренер был, который нас воспитал с Романцевым. Если я из 8 из 10 потеряю, а два хорошо сыграю, то он он меня хвалил, он ничего не запрещал!

— При этом с точки зрения обычного зрителя нонсенс, что в стране 140 миллионов, а собрать 20 футболистов для сборной не можем.

— В Советском Союзе воспитание хорошее было, и тренера были хорошие. Они были действительно отцами наши. Вот во всём. Я с Хидиятуллиным, он ростовский спортивный интернат закончил, там Гаврилов тренер был. Я спросил про него, Вагиз говорит, родной отец был для нас. 

— То есть нужно вкладываться в детских тренеров? 

— Конечно, конечно. Ну и во-первых, детский тренер должен быть футболистом. Он должен уметь показать любой прием сам. И это касается не только футбола. Я помню разговаривал с Сергеем Беловым, который тогда был президентом федерации баскетбола России. Он говорил, что в той же Сербии тренер не может быть тренером детской команды, если не прошел тестирование. И главный тест у них — это как ты умеешь показать. Если ты не умеешь показать, то ты уже не тренер. 

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость