23 августа. Торговая сеть "Пятерочка" (входит в X5 Group) планирует открыть свои магазины в Бурятии до конца текущего года. Первые магазины откроются в центре Улан-Удэ, при этом по данным источника UlanMedia (УланМедиа), в планах сети открыть 25-30 магазинов в республике. Поглощение конкурентов, демпинг цен и формат магазина у дома — UlanMedia (УланМедиа) оценивает плюсы и минусы прихода федеральной сети в республику.
Пятёрочка зайдет в Бурятию. Фото: Илья Аверьянов
Официально о планах на Бурятию в мае ранее заявил генеральный директор сети Владислав Курбатов. По его словам, количество новых торговых точек по всей стране к концу 2024 превысит 1,5 тыс. единиц.
"В Еврейскую автономную область и Бурятию мы планируем выйти до конца года, а Амурская область — скорее всего, уже в следующем году", — цитировало ТАСС (18+) Курбатова.
Спустя месяц после заявления гендиректора сети первый магазин "Пятерочки" открылся в Биробиджане. В этом году "Пятёрочка" открыла свои магазины в Забайкалье, Якутии и ЕАО, который стал 71 регионом сети, на очереди Бурятия. Первые "Пятёрочки" открылись в Приморском и Хабаровском крае в марте 2023 года. В этом году федеральный ритейлер зашел в Забайкалье, Якутию и ЕАО.
Что касается местных производителей, то в "Пятёрочках" свои товары на полках представляют 185 дальневосточных поставщиков.
— Доля местной продукции в молочной гастрономии превышает 85%. При этом в регионе сохраняется высокая потребность в мясной продукции и овощах борщевого набора, повысить обеспеченность магазинов этими категориями X5 планирует в том числе за счет открытия распределительного центра, строительство которого запланировано на ближайшие годы, — сообщает сайт торговой сети.
Как утверждают местные паблики, первые магазины "Пятерочки" в Улан-Удэ откроются в центре — на ул. Смолина, 81 и в ТЦ "Сагаан Морин" на Элеваторе.
На Смолина в этом доме находится множество магазинов и кафе. Здесь представлены и другие федеральные сети — "Фикс Прайс" и "Бристоль". Именно со этой улицы началась экспансия в регион сети алкомаркетов "Красное&Белое".
В "Сагаан Морине", который несколько лет назад пережил капитальный ремонт, множество торговых бутиков одежды. В прошлом году сюда зашел "Николаевский" с новым комбинированным форматом, который сочетает зону фастфуда со столиками и необходимый минимум продуктов под брендом "Среда". Оба места с точки зрения логистики отвечают требованиям высокой проходимости и наличия остановок общественного транспорта в шаговой доступности.
Пятёрочка зайдет в Бурятию. ИА AmurMedia
Оценивая первые шаги федеральные сети в других регионах ДФО, можно получить прогнозную картину для Бурятии. Возьмем Хабаровский край. Первые магазины "Пятерочки" в Хабаровском крае открылись в марте 2023 года, план был в 100 магазинов сети в крае. Для этого в конце 2023 года "Пятерочка" купила местную сеть "Амба" (71 магазин). Такое же поглощение было и в Иркутске — сменила прописку местная "Слата".
Ранее появлялась информация о попытках "Пятерочки" купить часть магазинов "Титана", который принадлежит семье Бредний. Однако сам Вадим Бредний перешел из Горсовета в Народный Хурал и пока, видимо, не готов расстаться с частью своей бизнес-империи, куда кроме магазинов входят фабрика мясных изделий "Селенга" и рыбзавод "Байкал". То же самое можно сказать о сети магазинов "Николаевский", которые только упрочили свои позиции на бурятском рынке.
По словам эксперта, рынок Бурятии сильно отличается от остальных регионов ДФО. В Улан-Удэ сильные позиции местных торговых сетей — "Абсолют", "Титан" и "Николаевский" прочно владеют продуктовым рынком. При этом позиционирование сетей отличается, а количество точек растет с каждым годом
— В конечном итоге в экспансии федеральных сетей есть как положительные, так и отрицательные моменты. У каждой медали всегда две стороны. Вот здесь как раз и необходимо администрирование со стороны государства. Все же потребитель скорее выиграет, чем проиграет. Но это однозначно не будет только проигрыш. Система сдержек и противовесов существует, и она никак неподвластна олигополиям. Рыночная власть крупных сетей, безусловно, велика, но и она небезгранична. С одной стороны, чем крупнее сеть, тем легче ей содержать убыточные филиалы: прибыль одних подразделений складывается с убытками других, образуя некоторое сальдо. Будет это прибыль или убыток в итоге — как раз и зависит от размеров сети. Этот факт крайне важен с позиции социума, ведь, например, даже в деревне из трех домов люди должны иметь возможность отправлять и получать почту, а содержание почтового отделения просто никак не может быть даже на уровне безубыточности. То же и с любой сетью, — прокомментировал нашим коллегам из ИА АмурМедиа приход федеральной сети на Дальний Восток кандидатом экономических наук, доцентом ВАК Илья Усанов.
Если посмотреть на позиционирование X5, то можно увидеть деление по сегментам — есть бренды не только "Пятёрочки", но и "Перекрёстка" с "Чижиком".
— Современный формат магазинов у дома "Пятерочка" предусматривает более эргономичные планировочные решения в торговом зале, понятную навигацию и выделенные стеллажи с промо-товарами, которые легко найти. Кроме того, в магазинах большой выбор свежей продукции и готовой еды. В торговом зале расположены кофе-корнеры с кофе-машиной и собственной пекарней, в которой представлен разнообразный ассортимент свежих хлебобулочных изделий, — пишет о своих магазинах официальный сайт.
Однако все эти фишки уже давно есть в местных торговых сетях. Исключением можно назвать 10-процентную скидку для пенсионеров. А из новых решений федерального ретейлера, который не найдешь в Буряти, можно назвать постаматы.
— Теперь в любой из 20 700 точек приёма и выдачи 5Post расположенных в магазинах "Пятёрочка" и "Перекрёсток" в почти 4 000 населённых пунктах в 63 регионах России можно не только купить продукты, получить заказ из интернет-магазина, но и отправитьпосылку родным, друзьям или своим покупателям, если вы являетесь индивидуальным предпринимателем, самозанятым или владельцем небольшого бизнеса", — пишет сайт X5 group.
До конца 2024 года на Дальнем Востоке планируется открыть еще 132 магазина, таким образом увеличив количество действующих объектов до 250. В течение 4 лет "Пятёрочка" планирует открывать в ДФО порядка 150 магазинов в год.
Станут ли после прихода лидера российского рынка местные сети сильнее, покажет лишь время. Однако в любом случае в выигрыше останется рядовой покупатель.