25 апреля. Эльдар Рязанов был не только талантливым режиссёром, но и мастером городского пейзажа. В его фильмах место действия — не просто фон, а один из ключевых персонажей. Рязанов чувствовал свою эпоху, жил ею, и это отразилось в его работах. В фильме "Девушка без адреса" (12+), который сам режиссёр считал неудачным, показана жизнь Москвы конца 1950-х годов. Все детали и нюансы того времени переданы очень точно. Об этом сообщает ИА UlanMedia (УланМедиа).
Реальные декорации
После окончания войны Москва начала активно расти и развиваться, превращаясь в огромный город. Именно поэтому есть строчка в о одной из песен "в Москве без особых примет не сыщешь", особенно если человек не имеет постоянной прописки, как поётся в песне в исполнении Николая Рыбникова.
Рязанову предоставили возможность работать в реальных условиях. В качестве локации был выбран Ленинский проспект. Здесь можно увидеть типовые дома, которые представляют собой переходную форму от сталинских построек к упрощённо-панельному строительству.
По уровню комфорта (высота потолков, толщина стен, планировка) эти здания были похожи на "сталинки", но без архитектурных излишеств, таких как колонны, пилястры, фронтоны и вазоны.
Почему фильм завоевал такую популярность?
Строительство шло в ускоренном темпе, поэтому на стройках постоянно висела табличка "Требуются!". Несмотря на активную борьбу с наследием сталинской эпохи в архитектуре и искусстве, знаменитые высотки воспринимались как символы социалистического строя. Открытки, иллюстрации и живопись второй половины 1950-х — начала 1960-х годов изобилуют изображениями высотных зданий, которые стали неотъемлемой частью городского пейзажа.
В 1930-1940-е годы высота ассоциировалась с небом и лётчиками, а также, до начала войны, со стратосферой. В 1950-е высота стала более "земной", связанной с инженерными и строительными работами. Именно поэтому так ярко "выстрелила" роскошная "Высота" (0+) с Николаем Рыбниковым в главной роли.
Примечательна и смена идеалов: воин-спортсмен-лётчик уступил место монтажнику-высотнику. После десятилетий подвигов общество потребовало мужчину-созидателя.
Однако в начале 1960-х произошла новая трансформация — идеалом стал космонавт (и, конечно же, физик-ядерщик). В "Девушке без адреса" многие сцены происходят на высоте, и зритель может увидеть панораму города, а в некоторых фрагментах — московские улицы, как будто с высоты. Поэтому Эльдар Александрович был не прав, когда не любил эту свою комедию — в ней так много смыслов, что по их количеству она не уступает лав-стори Женечки Лукашина, пишет канал "Эх, прокачу" (18+).