8 мая. Задачи специальной военной операции выполняют не только на земле. Лётчики транспортной, армейской, истребительной, бомбардировочной авиации проводят десятки часов в небе, охраняя и поддерживая наземные войска и операции. Зачастую экипажи и отдельные пилоты вступают в схватку с врагом, уничтожают объекты, которые невозможно достать другими средствами. Рискуют жизнью, но продолжают поднимать свою авиационную технику в воздух. Один из них — лётчик с позывным "Вихрь" (позывной вымышленный — прим. ред.). В его лётной книжке есть допуски практически ко всем видам полётов, а главная награда — орден Мужества. Наш герой с детства увлекался программированием и авиацией. Ему нравилась наука, но самолёты казались чем-то захватывающим. Вихрь нашёл компромисс, сделав одно пристрастие хобби, а другое — профессией.
Соединение, в котором служит офицер, имеет богатую историю и в настоящее время является важной боевой единицей.
Лётчики этого подразделения первыми осваивают новейшие образцы авиационной техники, производимой на одном из отечественных авиационных предприятий. Из открытых источников известно, что пилоты соединения имеют опыт выполнения задач в различных условиях.
Шоркая ботинками по аэродромным плитам, пилоты, одетые в лётную форму, бодро двигаются друг за другом. Как мальчишки, играющие в самолётики, они держат в руках небольшие модельки "сушек". Вот один поднимает свою модель вверх, а другой в ту же секунду, напротив, стремительно пикирует вниз, а через полминуты они уже "летят" параллельно.
— Прикрой, атакую! — говорит "ведущий".
— Понял, выполняю! — отвечает "ведомый".
На земле белой краской нарисована точная копия аэродрома со стояками, рулёжками и взлётно-посадочной полосой. Чуть в стороне начерчены полётные зоны.
— Здесь тренажёр "пеший по-лётному", — решил прокомментировать происходящее наш лётчик.
Офицер служит в соединении с начала своей карьеры. После окончания военного авиационного училища он выбрал это подразделение, чтобы реализовать свою мечту — управлять современными истребителями.
За годы службы он налетал более 2100 часов и имеет допуск к полётам в любых условиях, включая сложные метеоусловия и предельно малые высоты. Он освоил несколько типов современных истребителей, демонстрируя высокий уровень профессионализма.
— В юношестве я увидел по телевизору, как летают красивые белые самолёты мне сильно понравились, и я решил, что хочу летать на них. Однако во время практики, когда я осваивал различные пилотажи и воздушные бои, мой инструктор заметил мои способности и сказал: "Какая дальняя авиация? Ты прирождённый истребитель!" — поделился лётчик.
За годы службы он налетал более 2100 часов и имеет допуск к полётам в любых условиях, включая сложные метеоусловия и предельно малые высоты. Он освоил несколько типов современных истребителей, демонстрируя высокий уровень профессионализма.
На аэродроме тем временем начинают разгоняться двигатели. Гул плавно нарастает и сменяется слабым свистом, от которого закладывает уши.
Перед полётом обязательная разминка, как у атлетов. Разогреть мышцы, а также проверить, выпускаются ли закрылки, штатно ли двигается хвостовое оперение и сопла двигателей. При малейших сомнениях вылет отменяется, но сейчас самолёты полностью исправны, пилоты ждут от руководителя полётов разрешения вырулить на полосу.
Наконец, "добро" получено, авиационный техник убирает противооткатные упоры от шасси. Встаёт сбоку от самолёта, ещё раз осмотрев машину взглядом, поднимает одну руку прямой вверх, а другую направляет в сторону. Со стороны напоминает жест регулировщика, каковым он и является для пилота. Это сигнал, что самолёт может начать движение.
Машина медленно начинает движение, а техник по традиции провожает её, коснувшись крыла. Через несколько минут пилот поднимет обороты, отпустит тормоза и истребитель устремится по взлётно-посадочной полосе, оторвётся от земли и растворится в облаках.
— Готовились к заступлению на боевое дежурство на этом типе самолёта, и было необходимо проверить его боевые возможности. Мы выполнили стрельбы управляемыми ракетами по учебным целям, — вспомнил он.
Крылатые машины на тот момент только поступили на вооружение. Лётчики осваивали их характеристики и пилотажные возможности. Десятки часов тренировок сначала на авиатренажёре, а затем на реальном самолёте, чтобы, например, резко, практически на месте изменить направление полёта с помощью отклоняемых сопел.
— Истребитель — это действительно отличный и надёжный самолёт, — поделился он.
После заключения государственного контракта один из ведущих авиастроительных заводов страны начал серийное производство современных истребителей.
В последние годы объем производства авиационной техники значительно увеличился. На предприятии постоянно совершенствуются технологические процессы. Была внедрена современная поточная линия сборки, где каждый самолет проходит семь последовательных этапов производства — от пустого фюзеляжа до полностью готовой машины.
Каждая выпущенная машина проходит цикл испытаний, включающий около десяти тестовых полетов для проверки всех систем. Современные истребители обладают уникальными летными характеристиками, позволяющими выполнять сложные маневры и эффективно решать боевые задачи.
Новые самолеты оснащены современным бортовым оборудованием, позволяющим обнаруживать и сопровождать множество целей на значительных расстояниях. Машины несут разнообразное вооружение, включающее ракеты различного назначения и авиационную пушку.
Боевые возможности этой техники были подтверждены в ходе выполнения специальных задач. Известны случаи, когда экипажи демонстрировали высокую эффективность в сложных условиях.
Своё увлечение он развивал до окончания школы. Вспоминает, как, окончив учёбу с отличием, решил прогуляться и обдумать своё будущее.
— В один летний день я шёл по улице. Подойдя к одному из зданий, увидел необычное сооружение, приняв его за торговую точку, и зашёл внутрь. Обратно выйти уже не смог. Это оказался контрольно-пропускной пункт учебного заведения, где я провёл несколько лет и окончил его с отличием, — вспоминает военнослужащиЙ.
Он выполнял задачи в различных районах зоны боевых действий. Награждён государственными наградами за проявленную доблесть и службу.
— Если зафиксирована угроза, сообщаем по радиосвязи, далее действуем по обстановке. Основные задачи — наблюдение за обстановкой в зоне ответственности, а также прикрытие других воздушных средств. Следим, чтобы вблизи не было угроз из воздуха и с земли. На борту установлен современный комплекс обнаружения, который помогает своевременно выявить опасность, — объяснил специалист.
Военнослужащий отмечает, что за годы службы испытывал широкий спектр эмоций, включая моменты сомнений, но в итоге пришёл к внутреннему принятию и чувству долга.
— Сейчас я ощущаю ответственность и значимость своей работы, — делится он.
Погодные условия иногда мешали своевременному возвращению на аэродром, приходилось временно размещаться на промежуточных точках.
— Основные трудности — большое количество вылетов, иногда по нескольку за день. Необходимо подготовиться: надеть защитное снаряжение, запустить системы и выдвинуться к месту старта. А дальше неизвестно, как пройдёт задание, — делится военнослужащий.
Он добавил, что противник использует современные средства обнаружения, способные отслеживать воздушные цели. Чтобы сбить с толку наблюдение, экипажи иногда действуют нестандартно, используя высоту и тактические манёвры.
— При приближении получаем сигналы о слежении, и в таких случаях обе стороны могут отступить. Часто противник пытается атаковать с низкой высоты, но система на борту позволяет это зафиксировать. Можно выполнить резкий манёвр, выиграть время и добиться выполнения задачи.
Прогнозирование действий противника так же важно, как и быстрая реакция, — объяснил он. Во время пребывания в зоне специальной операции военнослужащий смог реализовать ещё одну мечту — управлять более современной моделью воздушного средства.
Для него быть пилотом — не просто профессия, а образ жизни.
Для него быть истребителем — это не просто профессиональный выбор, а образ жизни. Он признаётся, что на земле он интроверт, а поднимаясь в небо, становится другим человеком.
— Садясь в кабину самолёта, ты не можешь оставаться собой: требуется быть активным, энергичным и сосредоточенным. Каждый полёт требует мгновенного принятия решений, проявления активности и управления вниманием. Ты должен уметь направить свою энергию наружу, справляясь с динамичными ситуациями и быстро реагируя на изменения. Это не только физическая, но и психологическая нагрузка, которая требует полной отдачи, — сказал лётчик.
Материал подготовлен газетой "Суворовский натиск" (12 ).
АВТОР ТЕКСТА: Мария ГЕРМАН