9 июля. На международной выставке "Иннопром-2025" премьер-министру России Михаилу Мишустину представили модернизированный региональный самолёт Ил-114-300, который должен стать опорой для внутренней авиации и заменить устаревшие воздушные суда советского и зарубежного производства.
Этот самолёт — не просто техническая новинка, а стратегический шаг в сторону независимости и устойчивого развития гражданской авиации. Как подчеркнул глава Объединённой авиастроительной корпорации Вадим Бадеха, Ил-114-300 рассчитан специально для эксплуатации на региональных маршрутах: он адаптирован к суровым климатическим условиям, может работать на укороченных, грунтовых и даже частично размытых полосах, что особенно важно для труднодоступных районов Сибири, Урала и Дальнего Востока.
Машина полностью собрана из российских комплектующих, включая бортовое оборудование и двигатели, что особенно актуально в условиях внешнего давления и санкционной политики. Ил-114-300 уже продемонстрировал свою надёжность, выполнив успешный рейс Москва — Екатеринбург, показав отличные характеристики по топливной экономичности и устойчивости в полёте.
Острой необходимостью в таких самолётах стали реальные цифры: по данным Государственной транспортной лизинговой компании, с 2019 по 2023 год из российского авиапарка выбыло более 200 самолётов вместимостью до 140 мест — в основном, это устаревшие Ан-2, Ан-24, Як-42, а также зарубежные Boeing 737 и Airbus A319. За это же время парк пополнили лишь 128 машин. То есть фактически парк региональной авиации уменьшился на 10%, и Ил-114-300 призван восполнить этот дефицит.
По мнению авиаэксперта Максима Пядушкина, Ил-114-300 способен не просто заменить Ан-24, но и значительно расширить сеть региональных маршрутов благодаря универсальности эксплуатации. В рамках комплексной программы развития авиаотрасли России до 2030 года планируется выпуск более тысячи самолётов, включая 51 Ил-114-300, 105 ТВРС-44 "Ладога" и 139 самолётов "Байкал".
Независимый эксперт Дмитрий Адамидов отмечает: потенциал Ил-114-300 выходит за пределы внутреннего рынка. Самолёт может быть востребован в странах Азии, Африки и Ближнего Востока, где особенно нужны надёжные и неприхотливые машины для региональных авиалиний.
Таким образом, Ил-114-300 — это не просто новая модель, а воплощение курса на технологический суверенитет, возвращение России в небо на своих условиях. В каждый собранный борт заложено не только мастерство инженеров, но и уверенность страны в собственных силах.