В России набирает популярность недобросовестная схема, позволяющая водителям систематически уклоняться от штрафов с камер фиксации нарушений. О ней рассказал автоюрист Александр Шумский.
Суть схемы — в намеренном отказе от постановки автомобиля на учет в ГИБДД. Вместо этого водители используют тактику постоянного обновления договоров купли-продажи (ДКП), притом это признают законным.
Нечестный метод получил неожиданное подтверждение на самом высоком судебном уровне. Верховный Суд РФ рассмотрел дело водителя Subaru Impreza Станислава Ш., который ввез машину в мае 2023, а в феврале 2024 года предъявил инспектору ДПС свежий договор от января этого же года.
Очевидно, что владелец намеренно не ставил машину на учет, однако суд занял его сторону, заявил Шумский.
"ВС занял позицию, что раз никто не пытался признать договор фиктивным, то все по закону, и можно хоть 10 лет кататься по новому договору, меняя его каждые 10 дней", — обратил внимание на правовую лакуну юрист.
Такая логика создает опасный прецедент, при котором водитель может бесконечно продлевать свой "бесплатный период" без ответственности.
Еще более парадоксальная ситуация сложилась вокруг номерных знаков. Как указывает Александр Шумский, ссылаясь на свежий обзор практики ВС, езда со старыми номерами после снятия авто с учета считается ездой с подложными номерами и карается лишением прав. Однако если ездить без номеров вообще, формального состава нарушения в контексте данной схемы нет. Это делает подобную практику еще более привлекательной для недобросовестных автовладельцев.
Автоэксперты считают, что сложившаяся судебная практика фактически поощряет нечестное поведение и ставит в неравные условия добросовестных водителей, исправно платящих штрафы.
Шумский уверен, что проблема требует незамедлительного законодательного решения.