PrimaMedia, 25 ноября. Через 15 лет доля неэнергетического экспорта вырастет до 31,7% против 26% в 2024 году, следует из результатов совместного исследования центра экономики инфраструктуры (ЦЭИ) и группы компаний "Дело".
В исследовании отмечается, что по темпам роста (+2,6% в год) он заметно обгонит продукцию ТЭК (+0,5%), хотя поставки углеводородов останутся основой экспорта и в 2040 году.
"Неэнергетический экспорт будет активнее прирастать в удаленных странах АТР, соседних странах с ожидаемыми высокими темпами экономического роста — Центральная Азия, Турция, а также в ближневосточных странах, традиционно предъявляющих высокий спрос на продукцию российского сельского хозяйства", — отмечается в докладе "Торговля России на перекрестке глобальных перемен: к чему готовиться и на что ориентироваться".
Также эксперты отмечают, что среди товаров с высоким потенциалом роста энергетику представляет только природный газ с прогнозом роста 2,8% в год в 2025-2040гг.
Остальное — это продукция химической промышленности (+4,6% ежегодно), зерновые (+3,7%), цветные металлы (+3,3%), оборудование и транспорт (+3%), удобрения (+2,6%).
При этом основным покупателем энергетической продукции будут страны Азии. Поставкам российской нефти авторы доклада прогнозируют стагнацию, а хуже всего придется угольной промышленности: экспорт угля — единственная статья, которой авторы доклада предрекают не рост, а снижение на 0,8% в год. Таким образом, поставки упадут на 11,6% к 2040 году.
Ожидается, что через 15 лет совокупный объем российского экспорта превысит 1,1 млрд тонн в год. Это на 168,8 млн тонн (+18%) больше по сравнению с текущими показателями, что соответствует среднегодовому темпу в 1,1%.
При этом центры экономического роста смещаются в сторону стран Глобального Юга: прежде всего, Индии, Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока и Африки. Эксперты считают, что в этих регионах сформируется более 80% нового мирового спроса, что делает их приоритетными направлениями для российской внешнеэкономической стратегии.
"России предстоит не просто адаптироваться к новым реалиям, но и использовать открывающиеся возможности для укрепления своих позиций на международных рынках", — говорит президент ЦЭИ Владимир Косой.
Директор по стратегическому маркетингу группы компаний "Дело" Максим Шишков указывает на новую геометрию товарных потоков, где на переднем крае находятся страны Азии и Африки.
"Как оператор цепочек поставок, мы активно участвуем в дискуссии по оценке объемов торговли, изменениям точек зарождения и потребления грузов, что позволяет сфокусироваться на расшивке узких мест и сформировать конкурентоспособные логистические предложения мирового уровня", — отметил он.