15 января 2014. Жители Татаурово в ожидании утреннего электропоезда до Улан-Удэ вынуждены в мороз стоять на улице под пронизывающим ветром. После решения властей Бурятии не субсидировать пригородное сообщение вокзал станции Татаурово открывается лишь в 8 утра, в то время как электричка отходит в 6 утра, сообщает корр. ИА UlanMedia с места событий. Каково ездить на единственной электричке по новым тарифам, решил прочувствовать на себе наш корреспондент.
Предлагаем вашему вниманию репортаж из Татаурово - еще одного села, отрезанного теперь от жизни неподъемными тарифами на проезд в пригородных поездах.
Электропоезд останавливается на станции Татаурово, из него выхожу только я.
Вокзал на станции Татаурово, Фото с места события собственное. Автор фото: UlanMedia
На перроне пусто, лишь женщина-дворник, поеживаясь, чистит падающий снег. Впрочем, поземка, скользящая по платформе, тут же наметает его обратно.
Вокзал на станции Татаурово, Фото с места события собственное. Автор фото: UlanMedia
- Сейчас в сторону Мысовой всего пять человек уехало, а сколько в город - не знаю даже, мы с восьми работать начинаем, - отвечает она на вопрос о том, пользуются ли электричкой жители поселка.
Внутри здания вокзала тоже никого. Билетный кассир охотно поясняет:
- Электричка до Мысовой ушла только вот, а следующая теперь только вечером.
Вокзал на станции Татаурово, Фото с места события собственное. Автор фото: UlanMedia
На мой вопрос, сколько народу после поднятия цены на проезд пользуется пригородными электропоездами, она отвечает:
- Сейчас не знаю, мы билеты больше не продаем. Раньше считали, с утра до ста человек в сторону города уезжало. Кто на работу, кто в больницу, по-разному. А сейчас Бог его знает, вокзал открывается уже после того, как электричка уходит.
По ее словам, билеты теперь приобретают в самой электричке - с билетных кассиров станций эту обязанность переложили на контролеров. "Байкальская пригородная пассажирская компания", которая занимается пригородными перевозками в регионе, старается по возможности оптимизировать расходы - электрички убыточны, но без них жизнь в некоторых поселках умрет окончательно. Вот только правительство Бурятии в своем желании сэкономить решило отказаться от субсидирования пассажирских перевозок полностью - как пояснил генеральный директор БППК Игорь Милостных, "...все расходы, которые должно было покрыть субсидирование, были заложены в тариф. Это право Правительства РБ".
Впрочем, напомним, при этом нашлись деньги и на охрану для главы республики, и на ремонт кабинетов Народного Хурала.
В расписании всего две электрички: рано утром и вечером, Фото с места события собственное. Автор фото: UlanMedia
Товарные поезда пролетают мимо, напоминая, что где-то есть другая жизнь, Фото с места события собственное. Автор фото: UlanMedia
В зал заходят молодые ребята - парень и две девушки, спрашивают с заметным акцентом, как им уехать в сторону Тимлюя. Узнав, что следующая электричка будет только вечером или завтра утром, спрашивают, как доехать туда сейчас.
- Идите на дорогу, только на маршрутке. Но вряд ли остановится, если только места будут - они обычно из города полные идут.
Если кто и выгадал от повышения цены на проезд, то это маршрутчики.
Судите сами: стоимость проезда на электричке до Улан-Удэ теперь составляет 137 рублей, на автобусе за проезд придется отдать 78. Вот только снег, который потихоньку сыплет, в любой момент может заблокировать Мандрик, и тогда на перевал никто не сможет подняться - не пустят сотрудники ГАИ.
Вокзал на станции Татаурово, Фото с места события собственное. Автор фото: UlanMedia
На улицах поселка пусто: свистящий ветер и 20 градусов мороза отбивают охоту лишний раз выходить на улицу.
Типичные виды Татаурово, Фото с места события собственное. Автор фото: UlanMedia
В старом Татаурово тоже тишина, только собаки лают, да проходящие товарняки оглушительным грохотом разрывают размеренность жизни.
На развалинах кирпичного завода лежит снег, лишь узкая тропинка в сторону "федералки" выдает наличие жизни в этом месте.
Развалины кирпичного завода в Татаурово, Фото с места события собственное. Автор фото: UlanMedia
Узкая тропка через лес, Фото с места события собственное. Автор фото: UlanMedia
- Электричкой вчера пользовалась. Дорого, конечно, но куда деваться-то - удобнее, чем на маршрутке все же, а у меня спина болит в ней сидеть, - отвечает на мой вопрос пожилая женщина, представившаяся Анной Иннокентьевной.
По ее словам, раньше ездили чаще, каждое утро электричка уходила наполненной. Теперь, после решения о повышении тарифов пользуются ей лишь льготники да железнодорожники.
Федеральная автодорога М-55 "Байкал" живет, кажется, совершенной иной жизнью. Через Татаурово, не останавливаясь, летят машины. Впрочем, останавливаться здесь, по большому счету, и не за чем - жизнь в поселке замерла давным-давно.
Типичные виды Татаурово, Фото с места события собственное. Автор фото: UlanMedia
Трое ребят по-прежнему стоят на "федералке", маршрутки проезжают мимо них, не останавливаясь. Интересно, какие впечатления они вынесут из этой поездки по гостеприимной Бурятии, где радушие людей так странно сочетается с равнодушием властей? Впрочем, региональным властям, видимо, милее туристические потоки в миллионы посещений где-нибудь в "Байкальской Гавани" - особая экономическая зона приносит и пиар, и хорошую экономическую отчетность...
Конец Татаурово, Фото с места события собственное. Автор фото: UlanMedia
Напомним, ситуация с пригородным пассажирским сообщением находится в центре внимания уже давно. Отмене электричек были посвящены довольно скандальные общественные слушания, а заместитель председателя комитета по экономической политике Народного Хурала Анатолий Кушнарев вносил на рассмотрение главы Бурятии вопрос о созыве экстренного совещания.
Как ранее сообщало ИА UlanMedia, Бурятия должна "Байкальской пригородной пассажирской компании" за 2011 - 2013 годы 143 млн рублей. Фактические расходы перевозчика превышают расчёты Республиканской службы по тарифам (РСТ).