Бурятия в ближайшем будущем может остаться без "электричек"

Однако прежде, чем субъект примет решение о ликвидации пригородных перевозок, ему предстоит согласовать это процедуру с федеральным минтрансом

18 марта 2014. Бурятия в ближайшем будущем может остаться без "электричек" - государство впервые признало готовность отказаться от хронически убыточных пригородных пассажирских перевозок. Как стало известно "Ъ", правительство одобрило концепцию Минэкономики по развитию пригородного сообщения, где поставлена под вопрос целесообразность существования электричек во всех регионах, кроме Москвы и Петербурга. Самыми проблемным субъектам предложено пересесть на автобусы, сообщает ИА UlanMedia со ссылкой на kommersant.ru.

Вчера, 17 марта, на рабочем совещании у премьера Дмитрия Медведева, где обсуждалась долгосрочная модель организации пригородного сообщения, была одобрена концепция Минэкономики, рассказали "Ъ" источники в правительстве и ОАО РЖД. По их словам, документ предлагает сохранить за федеральным бюджетом субсидирование железнодорожной инфраструктуры, а за регионами — долгосрочный заказ на перевозку пассажиров и компенсацию убытков пригородных пассажирских компаний (ППК). Но при этом документ впервые закрепляет за регионами право вообще отказаться от пригородного сообщения. Один из собеседников "Ъ" отмечает, что Минэкономики предложило всем регионам, кроме Москвы и Петербурга, пересмотреть объемы заказов и инвестировать в наиболее эффективные виды сообщения, например автобусы.

По словам собеседника Ъ, знакомого с позицией Минэкономики, на Москву и Петербург приходится 50% всех пригородных перевозок в России, 70-80% расходов на них покрывается доходами от билетов, тогда как в других регионах — только 30-50%. В качестве примера приводятся Москва, Татарстан и Забайкалье: в двух первых регионах министерство считает необходимым развивать пригородные перевозки, тогда как в последнем — отказаться от них.

Пригородное сообщение хронически убыточно, в 2013 году оно было прибыльным только в Москве, Подмосковье, Петербурге и Адыгее. Остальные регионы должны компенсировать ППК разницу за установление тарифов ниже себестоимости, но им было выплачено только 50% от необходимой суммы — 7,7 млрд руб. На 2014 год субъекты заложили в бюджет 7,2 млрд из необходимых 16,8 млрд руб. Наименее платежеспособными являются Забайкалье, Вологодская, Владимирская, Ярославская, Белгородская, Брянская, Воронежская, Тамбовская, Тверская области, а также Ставрополье, Чечня и Бурятия. С начала года ОАО РЖД уже отменило около 230 электричек. При этом ППК платят только 1% за пользование путями, остальное государство компенсирует ОАО РЖД в виде субсидий. Но при потребности в 32 млрд руб. в этом году монополия получит только 24,4 млрд руб. Предполагается, что сумма будет зафиксирована на 15 лет, но тогда электрички могут стать убыточными даже в Москве.

В Минэкономики подтвердили "Ъ", что подготовили концепцию развития пригородных перевозок. Источник "Ъ" в министерстве добавил: "У нас регионы привыкли не платить и считают, что это правильно, пусть тогда, если им вообще не нужны электрички, отказываются от них". Но прежде, чем субъект примет решение о ликвидации пригородных перевозок, ему предстоит согласовать это процедуру с Минтрансом. В Минтрансе на запрос "Ъ" не ответили. В ОАО РЖД не стали комментировать предложение Минэкономики, но заявили, что если регионы пользовались услугами пригородных перевозок, значит, они были им нужны. Представитель вице-премьера Аркадия Дворковича от комментариев отказалась, но источник, знакомый с позицией чиновника, сказал, что он поддержал концепцию Минэкономики.

Владимир Савчук из Института проблем естественных монополий считает, что оптимизация пригородного сообщения неизбежна: есть ряд маршрутов, где автобусы дублируют пригородные поезда, и от последних ввиду убыточности можно отказаться. По его словам, некоторые регионы наверняка воспользуются полученным правом и откажутся от электричек. К тому же, добавляет эксперт, губернаторы некоторых регионов уже сообщали, что не нуждаются в пригородном сообщении.

В Бурятии ситуация складывается не лучшим образом. Компенсация затрат на аренду подвижного состава Байкальской пригородной пассажирской компании, которая и занимается "электричками" в Бурятии, переложена на население региона, считает глава компании Игорь Милостных. Вместо прописанных в федеральном законодательстве субсидий из регионального бюджета правительство Республики в два раза увеличило тарифы для населения, стремясь таким образом уравнять доходы и расходы БППК и избежать необходимости выплачивать компенсацию. При этом Москва постепенно снижает субсидию на пригородные перевозки, и к 2018 году намерена снизить поддержку и вовсе до нуля.
Пассажиропоток в 2013 году по сравнению с 2010 годом снизился на 40%. ОАО "Байкальская пригородная пассажирская компания" (БППК), пытаясь уменьшить убытки, за два года сократила шесть железнодорожных маршрутов. Также компания с 1 марта по маршруту "Улан-Удэ – Петровский завод" уменьшила количество рейсов. 

При этом республиканские власти считают, что если бы РЖД осуществляло пригородные перевозки без дочерней компании, то и затраты были бы меньше - такое мнение озвучил зампред правительства Бурятии Николай Зубарев. 

Транспортное обслуживание населения Республики Бурятия железнодорожным транспортом в пригородном сообщении – это очень дорогое удовольствие, и поручило Минтрансу Бурятии изучить возможность запуска на маршруты вместо электричек автобусы. Как выяснилось, для реализации этой идеи мешает традиционная для России проблема - дороги. В связи с этим правительство Бурятии приняло решение выделить муниципалитетам денежные средства на приобретение техники и содержание автомобильных дорог к населенным пунктам на участке Мысовая - Выдрино, Тальцы - Кижа.

Между тем, Республиканская служба по тарифам Республики Бурятия издала приказ №4/1 от 28 февраля 2014 года "О тарифах на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Республики Бурятия", согласно которому, с 1 октября 2014 года пассажиров ожидает очередное повышение цен на проезд. Так, с момента официального опубликования приказа, проезд в пригородном поезде на расстояние до 10 км, например от станции Улан-Удэ до остановочного пункта Стеклозавод, стоит 82 рубля. А с 1 октября 2014 года эта поездка обойдется в 107 рублей.

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость