23 марта 2014. На сцене Бурятского государственного академического театра оперы и балета 21 марта состоялась долгожданная премьера балета "Бахчисарайский фонтан", входящего в золотой фонд пушкинианы театра с 1943 года. Зрители смогли увидеть балет, впервые поставленный на цене оперного 71 год назад, в прочтении Морихиро Ивата, сообщил корр. ИА UlanMedia с места событий.
На премьеру балета "Бахчисарайский фонтан" пришло множество зрителей, Фото с места события собственное. Автор фото: Анна Огородник, UlanMedia
Атмосфера пушкинской поэзии и "музыкальное" ее прочтение Борисом Асафьевым, смешение и противопоставление щеголеватых поляков и красочных картин восточной экзотики нашли счастливое воплощение в новом жанре – драматический балет, где каждый танцор-виртуоз – прекрасный актер, со слов Галины Улановой, "способный вдохнуть живую душу в человеческие образы, возникающие на балетной сцене".
В новой постановке балета приняли участие художник-постановщик Николай Шаронов(Москва), художник по свету – Константин Никитин (Большой театр России), репетитор – Елена Шерстнева (Санкт-Петербург). Красочные костюмы и обувь привезли из Пермского академического театра оперы и балета.
"Бахчисарайский фонтан" - фонтан слез, Фото с места события собственное. Автор фото: Анна Огородник, UlanMedia
"Бахчисарайский фонтан", Фото с места события собственное. Автор фото: Анна Огородник, UlanMedia
"Бахчисарайский фонтан", Фото с места события собственное. Автор фото: Анна Огородник, UlanMedia
"Бахчисарайский фонтан", Фото с места события собственное. Автор фото: Анна Огородник, UlanMedia
Балетмейстером-постановщиком и главным координатором этого масштабного проекта является художественный руководитель балетной труппы БГАТОиБ Морихиро Ивата.
История балета началась в 1934 году, премьера состоялась в Театре оперы и балета имени Кирова 28 сентября 1934 года. Над премьерой работали балетмейстер Ростислав Захаров, режиссёр Сергей Радлов, дирижёр-постановщик Евгений Мравинский, художник-постановщик Валентина Ходасевич. Главные партии тогда исполнили: Мария — Галина Уланова, Зарема — Ольга Иордан, Вацлав — Константин Сергеев.
"Бахчисарайский фонтан", Фото с места события собственное. Автор фото: Анна Огородник, UlanMedia
"Бахчисарайский фонтан", Фото с места события собственное. Автор фото: Анна Огородник, UlanMedia
"Бахчисарайский фонтан", Фото с места события собственное. Автор фото: Анна Огородник, UlanMedia
"Бахчисарайский фонтан", Фото с места события собственное. Автор фото: Анна Огородник, UlanMedia
"Бахчисарайский фонтан", Фото с места события собственное. Автор фото: Анна Огородник, UlanMedia
"Бахчисарайский фонтан", Фото с места события собственное. Автор фото: Анна Огородник, UlanMedia
"Бахчисарайский фонтан", Фото с места события собственное. Автор фото: Анна Огородник, UlanMedia
Пролог. Хан Гирей у "Фонтана слёз", воздвигнутого в память Марии в Бахчисарае.
Акт первый. Первая сцена. Знатный польский князь Адам празднует в своём замке день рождения своей дочери Марии, помолвленной с молодым князем Вацлавом. К аллее пробирается татарский лазутчик. Широко распахиваются двери замка. В парк спускаются гости и Князь с дочерью. Танцы польской знати. Полонез. Краковяк. Мазурка. Паненки. Дуэт Марии и Вацлава.
Вторая сцена. Веселье прерывается появлением раненого Начальника стражи с сообщением о набеге татар. Дамы укрываются в замке. Обнажив сабли, поляки готовятся отразить нападение врагов. Стража приводит пленного татара. Горит подожжённый замок, защищая который гибнут польские князья. Убегающим Вацлаву и Марии преграждает путь хан Гирей. Ударом кинжала он убивает Вацлава. Поражённый красотой Марии, Гирей забирает её в свой гарем.
Акт второй.
Третья сцена. Из похода возвращается войско хана. Слуги бережно проносят на носилках богатую добычу — Марию.
Четвёртая сцена. Гарем Гирея в Бахчисарае. Среди многочисленных наложниц на богато убранном ложе — любимая жена хана Зарема, которая готовится к встрече своего господина. Гирей задумчив и влюблён, Зарема тщетно пытается вернуть его любовь, он не замечает её. Танцы: Вторая жена. Танец с колокольчиками. Танцы с блюдами. Вариация Заремы.
Акт третий.
Пятая сцена. Комната Марии. Охраняемая старой прислужницей (Служанка Марии), томится прекрасная пленница хана. Мария играет на лютне и вспоминает о былой жизни.
Шестая сцена. Гирей молит Марию принять его любовь и все богатства. Но духовная сила и гордая неприступность хрупкой Марии заставляют его отступить и Гирей удаляется.
Седьмая сцена. Ночью в опочивальню княжны проникает Зарема, она просит Марию вернуть ей Гирея и его любовь. Но страстная речь Заремы непонятна Марии, которая рассказывает о своём горе и утраченной любви. Но вот Зарема находит забытую тюбетейку Гирея, а значит он был здесь. Служанка Марии убегает за ханом. Вбежавший Гирей бросается к Зареме, но она, охваченная ревностью убивает Марию кинжалом.
Акт четвёртый.
Восьмая сцена. Дворик ханского дворца. Вернувшиеся из похода воины, степные кочевники и рабы приводят новых пленниц. Гирей безутешен. Стража сбрасывает Зарему в пропасть по приказу Гирея.
Девятая сцена. Военачальник Нурали пытается отвлечь господина от мрачных дум воинственными плясками.
Эпилог. Хан остается один у "Фонтана слёз" (как в начале спектакля). Перед ним возникает видение, образ прекрасной княжны Марии.