17 июля 2014. Приговор главе министерства сельского хозяйства Бурятии Александру Манзанову, которого обвиняют в злоупотреблении должностными полномочиями по ч. 2 ст. 285 УК РФ, вынесут уже сегодня, 17 июля. Последний допрос свидетелей состоялся вчера, 16 июля, в Железнодорожном суде, судебные прения назначены на 17 июля, сообщил корр. ИА UlanMedia с места событий.
Слушания по делу Александра Манзанова уже откладывались из-за неявки свидетеля начальника отдела экономики министерства сельского хозяйства Бурятии Светланы Петровой. В этот раз она пришла на заседание. Ее вызывали повторно, так как у стороны обвинения были к ней вопросы, связанные с противоречиями в ее показаниях.
В предыдущих показаниях свидетель Светлана Петрова описывала процедуру и последовательность подписания соглашения, и говорила о том, что процедура была нарушена. Однако сейчас свидетель говорит о том, что это не так, и сама процедура нигде конкретно не прописана.
- Она ничем не закреплена, это сложившаяся. Я несколько раз повторяла следователю, что у нас нет такого порядка — ни приказа министра, ни поручения, оно ничем не закреплено, - сказала Петрова. - Поэтому описание последовательности действий это по другим организациям.
Петрова пояснила, что соглашение не является основанием для предоставления субсидий, и даже если бы его не было, субсидию все равно бы дали, так как для этого нужный пакет документов был предоставлен.
- Административный регламент у нас делается только на государственные услуги, порядок разработки соглашения — это внутренний вообще документ, это инициатива самого министерства сельского хозяйства. Я уже в прошлый раз объясняла, что мы начали их заключать с 2008 года именно для того, чтобы доводить индикаторы до... То есть делалось соглашение не для выплаты субсидий, а оно и не делается и не является основанием выплаты субсидий, оно делалось только для доведения индикаторов.
Далее суд пытался выяснить, были ли нарушения при заключении соглашения. На это Светлана Петрова ответила следующее:
- Наш порядок, который сложился, он, получается, не соответствовал положению о Координационном совете и 107 постановлению. В этом контексте нельзя говорить о его нарушении. У нас, получается, мы сами себе сделали лишнее звено, по своему желанию. Если бы не при людях сказано, хотели показать, что мы вот такие крутые, а вот теперь эти крутые по трем допросам показываем, что координационный совет не нужен.
После того, как с соглашением все выяснили, сторона защиты стала задавать свидетельнице вопросы по поводу ее показаний. Защита пыталась подвести к тому, что протокол показаний, составленный следователем, был заранее подготовлен, часть текста была скопирована. Но свидетельница пояснила суду, что протокол был записан с ее слов, после чего, прочитав его, она внесла свои корректировки и подписала. Те же самые провокационные вопросы по законности составления протокола сторона защиты задавала и Александру Чепику.
Вторым допрошенным свидетелем был директор "Сибирского огорода" Виктор Павлов. Он уже получил свой срок, правда условный, за мошенничество, присвоив более 14 млн рублей, которые были выделены в качестве субсидии.
Он также подробно был допрошен по поводу подписания соглашения - как он его подписывал, какие документы предоставлял.
Манзанов задал вопрос свидетелю, оказывало ли следствие на него давление, с целью получения показаний против самого Манзанова.
На что Виктор Павлов ответил, что в начале он считал, что это дело имеет политический характер.
- Нет. При избрании меры пресечения в отношении меня было заявлено об этом, потому что я так считал. Мы с вами, Александр Николаевич (Манзанову), в момент, когда на меня завели уголовное дело и присвоили статус обвиняемого, этот вопрос обсуждали, поэтому я посчитал, что это политический, и я завил об этом, - сказал Павлов. - На следующий день, после разговора с Александром Николаевичем, когда меня задержали, находясь в состоянии тяжелого эмоционального напряжения, я заявил об этом в судебном заседании. О том, что меня склоняют к даче показаний против Манзанова и Чепика. На самом деле, на меня давления не оказывалось никакого. Я тогда испугался и хотел придать делу политическую огласку. Посчитал, что это хорошая степень защиты.
Таким образом, суд допросил всех свидетелей, которые имелись по делу. Остались только судебные прения. Адвокаты Александра Манзанова уже готовы к последнему заседанию и готовят речь. Окончания история осталось ждать недолго.