5 августа 2014. Бурятия может попасть в зону "водных конфликтов" - об этом известный бурятский геоэколог и член-корреспондент РАН Арнольд Тулохонов заявил 4 августа на "круглом столе", посвящённом развитию туристической инфраструктуры на Байкале. Мероприятие состоялось в рамках Байкальской международной деловой недели под эгидой Морской коллегии при правительстве России, сообщает ИА UlanMedia.
По мнению Арнольда Тулохонова, ближайшее десятилетие ознаменуется конфликтами человечества за пресную воду. Причём они будут связаны не только с питьевыми ресурсами: не исключены споры вокруг развития транспортного сообщения, строительства ГЭС и добычи нефти и газа на трансграничных реках.
- Мы находимся на транзитных путях из Европы в Азию, - отметил в своём выступлении Арнольд Тулохонов. - Могу напугать, могу предупредить, что будущее десятилетие, будущее время - это время конфликтов за пресную воду, за транзитные реки, потому что без еды можно прожить неделю, а без воды уже и три дня - многовато. Это нужно обсуждать сегодня в геополитическом плане. Уже накопились проблемы, начиная с Крыма, когда Украина "отрезала" воду россиянам, и на Урале, когда мы "отрезали" пресную воду Казахстану.
В перечень потенциальных "конфликтных" зон входит и Бурятия.
- У нас возникают проблемы по Селенге, поэтому трансграничные реки - это очень важная проблема, - уверен Арнольд Тулохонов. - Во что это выльется, можно только гадать, но лучше всего всё-таки предупреждать все эти конфликты. Мы должны понимать, что в России от транзитных рек зависит Субарктика и Северный завоз, где есть этот единственный путь. И если мы говорим о Северном морском пути, не надо думать, что это одна голая транзитная линия от Владивостока до Мурманска. В неё, в первую очередь, должны быть заходы в наши северные реки. Это Колыма, Обь, Енисей. К сожалению, не все они развиты в достаточной мере. Северный морской путь тоже связан с Субарктикой, с нашими северными реками.
По его словам, реки, протекающие на территории Сибири, - источник катастрофических наводнений.
- Мы это уже знаем, мы с этим сталкиваемся, и не изучать и не прогнозировать эту проблему мы просто не можем, - заметил он. - К сожалению, у нас нет Министерства речного флота, и эти проблемы "повисают" в воздухе. Из года в год перевозки речным путем сокращаются. Хотя речной транспорт - самый дешёвый для того, чтобы перевозить и пассажиров, и грузы.