Нигде такой вакханалии нет — депутат горсовета Улан-Удэ Шагжитаров о "самоволках"

Валерий Шагжитаров рассказал о своих обещаниях избирателям и признался, что на выборах мэра голосовал за Алексея Хандархаева
Нигде такой вакханалии нет — депутат горсовета Улан-Удэ Шагжитаров о "самоволках"
Фото: Анна Огородник, UlanMedia

27 октября 2014. Победу предпринимателя Валерия Шагжитарова на выборах депутатов горсовета Улан-Удэ на округе №15 действительно можно назвать неожиданной: конкуренция у кандидата была неслабая — несколько Краснопеевых, в победе одного из которых многие не сомневались. Однако сам Валерий Шагжитаров сегодня, по прошествии более месяца со дня голосования, говорит, что в своей победе был уверен. В интервью корр. ИА UlanMedia он заявил, что не давал своим избирателям пустых обещаний, статусом депутата не гордится, а на выборах мэра Улан-Удэ отдал свой голос на Алексея Хандархаева.

- И все-таки — за счет чего, как вы думаете, вам удалось победить на выборах?

- За счет слаженной работы нашего штаба. Но выборы — это уже история.

- Рассчитывали на победу?

- Да, конечно. Мы зрелые, ответственные. Те, кто меня лично не знал, сомневались в моем успехе, а кто меня знает, те, наверное, на 90% были уверены в моей победе. И один момент я понял в ходе избирательной кампании — в чем отличие Краснопеева от меня. Краснопеев — он очень такой лощеный, одетый с иголочки, бородка, язык у него академический. Его манера разговаривать может быть понятна на площади Советов или в 47-м квартале. А здесь (на 15-м округе — ред.) он выбивался сразу. А я простой, деревенский парень, говорю просто. Люди чувствовали, что я свой.

- Почему выбрали именно 15-ый округ? Достаточно сложный, проблемный округ, да и конкуренция на нем была во время избирательной кампании...

- Наверное, все мы на определенном этапе жизни понимаем — есть опыт, есть силы и желание что-то делать. Мы здесь родились, выросли, живем. Судьба нашего города нам небезразлична. На Стеклозаводе я закончил школу-интернат №2, долгое время жил на Левом берегу, поэтому этот округ я знаю, считаю его своим родным. Я сам выходец из сельского района, из многодетной семьи. В этом округе большинство — выходцы из деревень. Поэтому их проблемы, чаяния, надежды, я знаю. Да, сложный округ. Меня многие отговаривали, говорили, зачем тебе этот округ, можно по другому пойти, где не такой сильный оппонент. Все-таки основным оппонентом был Краснопеев — он известная личность, узнаваемость у него высокая, опыт. Но не боги горшки обжигают — все в наших руках.

- В ходе предвыборной кампании много наказов поступило от избирателей?

- Да, много. Что характерно — люди у нас на самом деле вообще не избалованы, особенно на Стекловоде. Единственное, что они просили — водовод, воду. Говорили, что им больше ничего не надо. Я на встречах избирателям говорил, что никаких обещаний пустых не даю — хотите верьте, хотите, нет. А обещать то, чего я не смогу, я не буду. Вообще, проблемы везде одинаковые. Основная на моем округе — узаконивание земельных участков, что на Стеклозаводе, в поселке Матросово, на Левом берегу. Дома стоят с 60-х годов, у них нет права собственности на земельные участки. В этом направлении, конечно, работает и республика, и город, все ведомства. Коллапс юридический здесь. В свое время, до 2008 года, многие, кто не поленился, оформили земельные участки в собственность. Сейчас получается — на одной улице часть домов узаконены, часть — нет. И народ справедливо возмущается, и говорит — почему им можно, а нам нельзя? Должны отвечать исполнительные и законодательные власти. Конечно, вопрос очень сложный. В ноябре будет сессия Народного Хурала, где должны поднять этот вопрос. По моим данным, он недостаточно проработан и его, скорее всего, перенесут на декабрьскую сессию. Надо трезво и взвешенно подойти. Одному оформили, другому — нет. Здесь же речь идет о 115-м законе о выделении земельных участков бесплатно до 1990 года. А люди же строились и до сих пор строятся. Мы сейчас хотим внести поправки, чтобы земли могли оформить те, кто построился до 2001 года. Ладно, внесем. А через стенку сосед построил дом в 2002 году, и ему как быть? Ему то как объяснить? Опять же, людям разрешать где попало строить тоже нельзя. Должна быть градостроительная политика. Видимо, все эти годы недорабатывали - либо денег не было, либо желания. Нужно, например, построить детсад или школу, а нету земли. В других же регионах такой вакханалии нет.

- Жители Левого берега грозятся выйти с митингом на площадь...

- Это их право. Вопрос сложный. Сколько существуют эти самоволки? С 60-х годов. А на улице 2014 год. В ходе предвыборной кампании мне было, мягко говоря, неуютно, когда люди мне задавали такие вопросы. Я был вынужден им говорить, что работать будем, но обещать вам я ничего не могу. Хотя мой оппонент обещал, что все будет оформлено. Но я понимаю, что это не так просто. У нас Айдаев какой сильный политик был, была такая мощная вертикаль, и он даже этот вопрос не смог решить. В других городах такое элементарно не допускается. Есть, конечно, какое-то количество самоволок. Это, может быть, в силу менталитета. В каждом городе же свои особенности. И мы отличаемся от других регионов.

- Кроме так называемых "самоволок", одна из серьезных проблем на вашем округе — обеспеченность качественной питьевой водой.

- Да, снабжение качественной питьевой водой — большая программа и требует много денег. Есть программа развития отдаленных районов, и за все эти годы, конечно, сделано немало, и на будущий год запланированы мероприятия. В виду того, что денег мало, реализация программы дробится по годам. Недавно были публичные слушания по бюджету на 2015 год. Ожидаются тяжелые годы, дефицит. Считается, что когда приходит кризис, надо проводить антикризисные мероприятия. Много расходов несвоевременных, которые можно ужать, сократить, оптимизацию делать. Конечно, стратегические моменты надо сохранить.

- Некоторые программы сократили, например, серьезно пострадали физическая культура и спорт...

- Но зато на СМИ 17,4 млн рублей! Я думаю, оттуда можно кое-что на спорт перекинуть. Понятно, что нужно освещать в СМИ — это же четвертая власть. Вы формируете общественное мнение, информируете население. Это нужно. Но, я думаю, в условиях кризиса будем с законодательной инициативой выходить, чтобы урезать.

- Как предпринимателю вам хорошо знакомы трудности, которые возникают при становлении и развитии бизнеса. Как вы оцениваете поддержку предпринимателям в нашем городе?

- Да никак, наверное, если называть вещи своими именами. Всего 6,3 млн рублей заложено в бюджет на поддержку малого и среднего бизнеса. В первую очередь, надо работать над источниками своих доходов, а, значит, поддерживать малый бизнес, если он создает рабочие места, платит налоги. Это зарплата, это отчисления. Их (предпринимателей — ред.) надо поддерживать. Конечно, надо трезво и ясно подходить к этим делам, чтобы не было перекосов. Мне пришлось много поездить по другим регионам, там поддержка, конечно, ощутимая, по сравнению с нами. Сейчас чтобы попасть на полки в наши сети "Титан", "Абсолют"... Понятно, что это бизнес. А в других регионах, в частности, в Кемеровской области, иначе. Конечно, там политическая воля — поступает команда, что в приоритете своя продукция. У нас такого нет. Наверное, надо сказать спасибо, что наши сети вообще существуют. Они создают рабочие места, конечная прибыль остается у нас, в регионе. Я сам занимаюсь производством, не понаслышке знаю о проблемах.

- Назовите основные направления вашей депутатской деятельности в горсовете.

- Несколько направлений приоритетных для себя я определил. Это, в первую очередь, 44-я школа. На сегодняшний день в ней учащихся 980, из них 176 первоклассников. Существует механическая миграция людей — люди из деревень выезжают. На Левый берег огромное количество людей прибывает. Сейчас уже мест в школе не хватает. Через два года физически не сможем вместить всех детей. А куда они пойдут учиться? Поэтому сейчас надо работать в этом направлении. Понятно, что ситуация тяжелая, денег нет.

- За счет чего можно решить проблему в этой школе?

- Сделать пристрой.

- Это, опять же вопрос бюджета, денег...

- Будем работать в этом направлении, как бы сложно ни было. Есть депутат по этому округу в Народном Хурале, с ним объединим усилия, будем работать. Дорогу осилит идущий.

- Что касается экономики города — на многих предприятиях ситуация складывается сложная и непонятная многим горожанам. ЛВРЗ, "Амта", "Улан-Удэстальмост"...

- Конечно, эти предприятия лепту в экономику вносят. Если бы они нормально работали, то были бы рабочие места, налоги, достаток у людей. Но, например, "Ата", — они не выдержали конкуренцию с другими регионами. Власть в какой-то мере посильную помощь могла бы оказать, а кардинально — управлять их менеджментом — нет. Взять, например, "Улан-Удэстальмост" был ориентирован не только на Улан-Удэ и Бурятию, но и Сибирь, и Дальний Восток. А если там они проигрывают? Конечно, какая-то помощь со стороны властей могла бы быть, но это я считаю не самым важным.

- Первая сессия горсовета Улан-Удэ пятого созыва отметилась скандальными выступлениями некоторых депутатов по поводу выборов мэра. А вы что думаете об этой ситуации?

- Де-юре, де-факто — мы имеем сегодня мэра Голкова Александра Михайловича. Большинство депутатов, наших коллег, проголосовали за эту кандидатуру. То есть, это легитимный мэр, а мы должны уважать мнение своих коллег. Мы должны с ним (с мэром — ред.) работать, выстраивать отношения. Жизнь то продолжается, мы должны быть реалистами. Есть мэр, надо с ним выстраивать отношения и работать.

- Как бы вы определили свое место в горсовете? Есть оппозиция, есть лояльные к действующей власти депутаты...

- Я сразу в открытую сказал, что голосовал за Хандархаева.

- После сессии стали говорить о том, что горсовет раскололся на два лагеря — Хандархаева и Голкова. А вы как считаете?

- Такого нет. Есть люди недовольные курсом, который проводился и будет проводиться, может быть. Но у людей же разные взгляды на одну и ту же проблему и ее решение.

- Недовольные всегда найдутся...

- Конечно. Нынешний горсовет хорош чем? Что есть разные мнения. И люди открыто говорят, с чем не согласны. Система издержек и противовесов должна быть. А если все в одну сторону, то неэффективной будет работа. Если будет работать мэр, то будем его поддерживать. А если будем видеть, что решения не на пользу городу или другие моменты, то будем выступать против. То, что выборы прошли, это уже история, а нам надо сейчас работать.

- Не так давно Общественная палата Бурятии заявила о необходимости возврата прямых выборов мэра, поскольку действующая система показала свою несостоятельность. Какого мнения придерживаетесь вы?

- Естественно, практика показывает, что общенародные выборы более правильны. И я поддерживаю.

- И вы тоже считаете, что люди устали и не верят власти?

- Самый верный признак — это явка на выборах: 30%, где-то 26%, где-то 13%. Это о чем говорит? О недоверии народа.

- Как может вести себя власть в такой ситуации?

- Надо работать, но комплексно подходить, чтобы все ветви власти работали. Один депутат что может сделать, какой бы золотой он ни был? У нас же ни нефти, ни газа, огромных денег нету. Мы депрессивный регион, у нас электроэнергия золотая, находимся далеко от центра России. А один депутат что может сделать? Только вкупе с исполнительной властью, с коллегами можно.

- С чего начали работу в горсовете Улан-Удэ?

- Надо сначала вникнуть. Я не сторонник делать поспешные выводы и решения. Надо оглядеться, осмотреться, понять. Для меня это все ново. Много наказов. Их надо рассортировать. Где-то люди просят лампочку поменять, где-то — воды привезти или дров наколоть. Надо выделить приоритеты, основные пять-шесть моментов, по которым работать. Я думаю, по 44-й школе по пристрою очень плотно нужно работать. Время потребуется. Даже если за эти пять лет сделаем проектно-сметную документацию или войдем в программу, это уже будет достижение. Плюс — программа развития отдаленных микрорайонов. Будем работать по ней.

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость