17 декабря 2014. В знании бурятского языка посоревновались 48 команд со всей этнической Бурятии. В Буддийском университете имени Первого Пандито Хамбо ламы Дамба Даржа Заяева прошел третий международный конкурс на знание бурятского языка среди школьников. Идея проведения таких конкурсов под эгидой Буддийской традиционной Сангхи России, появилась на Международной конференции "Буряад хэлэнэй ерээдүй сагай урасхал – О будущем бурятского языка", сообщила корр. ИА UlanMedia член оргкомитета конкурса по бурятскому языку Жанна Дымчикова.
В апреле 2014 года, в резолюцию первого расширенного заседания Бага Хурала (Малого Хурала) Конференции был внесен пункт об учреждении "конкурса знатоков бурятского языка среди детей, проживающих на территории этнической Бурятии". В соответствии с этим пунктом резолюции, оргкомитет разработал положение конкурса. Основное достижение успеха в деле сохранения бурятского языка, его поддержки и развития, по мнению организаторов, это регулярное проведение конкурса, один раз в два-три месяца.
В июне 2014 года, в рамках Международного фестиваля в Иволгинском дацане состоялся первый конкурс. Сам фестиваль был посвящен Пандито Хамбо Ламе Даша Доржо Этигэлову "Подношение Десяти Драгоценностей". Второй конкурс прошел в рамках юбилейных торжеств Сангхи России в честь 250-летия института Пандито Хамбо лам России в сентябре 2014 года.
Третий конкурс состоялся 29 ноября 2014 года. Назывался он "Эхын хэлэ – манай баялиг" - "Язык матери – наше богатство". Он показал, насколько уже стала актуальной сама идея проведения подобных конкурсов, их необходимость в жизни бурятского народа как важнейшего фактора его духовного объединения, установления внутренних связей.
В третьем конкурсе участвовали 48 команд со всей этнической Бурятии. По результатам конкурса стало заметно, что уровень учащихся в познании родного языка заметно повысился. В том числе конкурс выявил то, над чем необходимо, как педагогам, так и самим детям, работать далее. Это был настоящий праздник бурятского языка и национальных традиций, праздник искренних переживаний, маленьких неудач, заслуженных побед и новых достижений.
Как признавались сами участники и участницы конкурса, такие акции для них — возможность найти много новых друзей и единомышленников.
Стоит еще раз подчеркнуть, что 70% каждой команды составляют девочки, и это главное условие Хамбо ламы. Свое условие он объяснил тем, что именно мать является хранительницей языка.
"По доброте своей матери я знаю свой родной бурятский язык. Моя мама дала мне жизнь, и она научила меня родному языку, передала его богатство, красоту и глубину. Поэтому, как бы ни был значим отец в этой жизни, именно мать является не только хранительницей семейного очага, но и главной хранительницей родного языка. Если женщина, мать дорожит языком своих отца и матери, почитая их, говорит на родном языке, передает его своим детям, то она по-настоящему драгоценная мать! Поэтому девочки будут основой каждой команды наших конкурсов. Потому что они - будущие матери, они будут передавать родной язык своим детям!"
Лучшей из лучших оказалась команда учащихся из Внутренней Монголии КНР "Одонгэрэл", представителей шэнэхэнской диаспоры. Бесспорно, они были лидерами всех этапов конкурса, показав пример истинной преданности национальным традициям и почитания родного языка.
Второе место в общекомандном зачете получили учащиеся Петропавловской средней школы №1 Джидинского района Республики Бурятия.
Третье место получили сразу две команды. Это учащиеся Национального лицея-интерната №1 г. Улан-Удэ и команда Зуткулейской средней школы Дульдургинского района Агинского бурятского округа Забайкальского края.
Весьма порадовали Хамбо ламу и удивили, восхитили присутствующих учащиеся Обусинской средней школы Осинского района Усть-Ордынского Бурятского округа, единственные, представлявшие на конкурсе Иркутскую область. Надо отметить, что они также стали и первой командой, принявшей участие в наших конкурсах с западного берега озера Байкал.
Жанна Дымчикова рассказала о том, что конкурсы, которые проводятся при участии Буддийской Сангхи уникальны.
- Конкурс, который прошел при поддержке правительства Бурятии, назывался Эхын хэлэ – манай баялиг" ("Язык матери – наше богатство"). На этот конкурс обратили внимание все учителя бурятского языка, потому что подобного конкурса больше нет нигде. Например, на олимпиадах по бурятскому языку проверяются грамматические, орфографические и стилистические знания. А тут нужно показать не только владение самим языком, но и знание национальных обычаев. Например, в одном из конкурсов нужно показать умение пришить пуговицу на дэгэл. Или, например, конкурс для мальчиков, когда на веревке за 10 минут нужно завязать как можно больше узлов.
Член оргкомитета конкурса по бурятскому языку, отметила еще одну особенность конкурса, а именно то, что в конкурсе могут участвовать дети из любых регионов России.
- Есть еще очень много бурятских деревень, которые после разделения территорий не вошли ни в округа, ни в состав Бурятии. И, к сожалению, язык в таких деревнях утрачен, потому что когда в школах не преподают язык, он забывается. Дети из таких деревень не могут участвовать в олимпиадах по бурятскому языку. А в таких конкурсах, которые проводит Буддийская Сангха России, эти дети участвовать могут, - высказала свое мнение Жанна Дымчикова.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Ассоциация учителей бурятского языка объедет всю республику с семинарами
Имена победителей конкурса грантов по популяризации бурятского языка назовут в Бурятии
Бурятский язык изучают через мобильные приложение для Android и iOS
Республиканский фестиваль грантов по продвижению бурятского языка завершился в Бурятии
У людей должна появиться потребность говорить на бурятском языке - Михаил Харитонов