8 декабря 2015. Заместитель руководителя администрации Улан-Удэ – председатель комитета по финансам Александр Аюшеев, говоря об объеме бюджетного долга города, заявил, что столицу Бурятии не обременяет "долговая яма". Об этом он рассказал корр. ИА UlanMedia во время интервью на тему бюджета Улан-Удэ, который будет принят 10 декабря на очередной сессии городского Совета депутатов во втором чтении.
— Александр Дариевич, будет ли исполнен бюджет города по доходам?
— В 2015 году мы прогнозируем исполнение бюджетных назначений в полном объеме. В целом, объем собственных доходов бюджета составит 3млрд рублей, план будет исполнен на 100-101%.
Необходимо отметить, что исполнение бюджета по доходам сталкивается с определенными трудностями. Это связано с кризисными явлениями в экономике страны – снижением темпов производства, негативными тенденциями на рынке труда, снижением темпов прироста заработной платы. Напомню, что основным источником поступлений в бюджет города является налог на доходы физических лиц. Таким образом, неопределенность на рынке труда, "замораживание" или даже снижение уровня заработной платы на предприятиях города напрямую влияют на состояние городского бюджета. Кроме того, продолжается тенденция сокращения объема неналоговых доходов.
Так, если сравнивать объем планируемых поступлений в бюджет города за 2015 год с показателями прошлого года, отмечается явное сокращение доходов. По итогам 2014 года, в бюджет города поступило налоговых и неналоговых доходов в сумме 3,3 млрд рублей. План на 2015 год – 3 млрд рублей, со снижением на 9% к факту предыдущего года.
— Что делается для того, чтобы выполнить планы по сбору доходов?
— В течение года на постоянной основе проводится работа по мобилизации налоговых и неналоговых доходов. Постановлением администрации Улан-Удэ утвержден соответствующий план мероприятий.
В соответствии с утвержденным Планом, с января по ноябрь 2015 года проведено 10 заседаний межведомственной комиссии по доходам с участием налоговых органов и других администраторов доходов городского бюджета. По предварительным итогам работы комиссии, в бюджет города мобилизовано более 15 млн рублей.
На постоянной основе проводится работа с землепользователями, собственниками имущества – юридическими и физическими лицами, по уплате задолженности по налогам в бюджет, по постановке собственников на налоговый учет. К этой работе подключены все структурные подразделения администрации города. Так в 2015 году была проведена адресная работа с организациями и предпринимателями, имеющими задолженность перед бюджетом. В результате, погашено задолженности порядка 20 млн рублей.
Структурными подразделениями администрации Улан-Удэ при выдаче разрешительных документов организациям проводится разъяснительная работа об ответственности за выплату "серой" заработной платы. На сайте администрации размещена информация о легализации "теневой" заработной платы с указанием номеров телефонов, куда могут обратиться работники о фактах выплаты заработной платы в "конвертах". Также проводится информационно-разъяснительная работа для населения по своевременной уплате налогов.
— Насколько эффективны принимаемые меры? Можно ли с помощью этих мероприятий значительно улучшить ситуацию с доходами?
— Меры, предпринимаемые администрацией города, налоговыми органами в рамках реализации Плана мобилизации доходов в бюджет города считаю достаточно действенными. Несмотря на кризисные явления, мы справляемся с задачей исполнения плановых показателей.
При этом, ситуация на сегодня такова, что решения, принимаемые на местном уровне не позволяют в корне улучшить сложившееся положение, так как истоки проблемы – в системе межбюджетных отношений. Сегодня объем расходных обязательств муниципалитетов не обеспечен соответствующими доходами, распределение доходов между уровнями бюджетной системы имеет явный перекос в пользу региональных бюджетов. Муниципальные образования получают в распоряжение не более 20% от сумм налогов, собираемых с их территорий. Так, если с территории города Улан-Удэ в 2014 году было собрано 18 млрд рублей налогов, в бюджет города поступило только 2,7 млрд рублей из них, или около 15%, то показатели 2015 года, по предварительным расчетам, не превысят 12-13%. Напомню, что в 2004 году в бюджете города оставалось 29,5%, в 2010 году – 21%.
Отсюда низкие показатели обеспеченности доходами в расчете на одного жителя города. По итогам 2014 года этот показатель по Улан-Удэ составил 14,7 тысячи рублей на одного горожанина. Для сравнения, в Чите этот показатель по итогам прошлого года составил 15 тысяч рублей на одного человека, а в Иркутске – 22,6 тысячи рублей, или в полтора раза больше, чем в Улан-Удэ.
Таким образом, главным инструментом решения проблемы нехватки доходов в местных бюджетах должно стать совершенствование межбюджетных отношений. Об этом много говорится на всех уровнях – от Совета муниципальных образований России до президента Российской Федерации В. В. Путина. Понимание проблемы есть у всех, и, надеюсь, в ближайшем будущем, при поддержке депутатов Горсовета, мэра Улан-Удэ, главы Республики Бурятия и Народного Хурала мы сможем найти приемлемые решения.
— Достаточно ли средств для содержания социальной сферы города и городского хозяйства?
— В части расходов основной акцент при исполнении бюджета делается на исполнение обязательств по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы, оплате коммунальных услуг, исполнению социальных обязательств бюджета перед гражданами.
Особое внимание уделяется исполнению майских указов президента Российской Федерации в части повышения заработной платы педагогическим работникам отраслей дошкольного образования и культуры, переселения граждан из аварийного жилья, а также решения вопроса сокращения очередей в детские дошкольные учреждения.
Решение таких масштабных задач всегда сопряжено со значительными финансовыми затратами. К сожалению, как я уже говорил ранее, имеющихся доходных источников недостаточно для решения даже этих, самых насущных проблем. По этой причине в городском бюджете на 2015 год предусмотрен дефицит. Привлечение кредитных ресурсов позволит "закрыть" часть проблем, но, в то же время, поднимет уровень муниципального долга.
— Какие меры предпринимаются по экономии, снижению расходов, повышению их эффективности, сокращению дефицита бюджета?
— В рамках первоочередных мер по обеспечению сбалансированности и устойчивости бюджета, расходы бюджета были сокращены на 297 млн рублей, в том числе на 43,7 млн рублей уменьшены расходы на содержание органов местного самоуправления. В августе текущего года соответствующие изменения были внесены в решение о бюджете Улан-Удэ. Кроме того, с 15 октября 2015 года произведено сокращение 21-й единицы муниципальных служащих.
На постоянной основе ведется работа по снижению дефицита бюджета. В утвержденном в декабре 2014 года бюджете города на 2015 год дефицит составлял 300 млн рублей. В результате проводимой работы по оздоровлению бюджета, сокращению расходов, перераспределению экономии бюджетных средств, дефицит городского бюджета сокращен почти в три раза – до 108,9 млн рублей.
— Что с муниципальным долгом? Почему у города такие долги перед банками?
— Об этом много говорилось и говорится до сих пор, но, полагаю, надо напомнить о некоторых аспектах проблемы. Значительные объемы обязательств города по кредитам коммерческих банков возникли с 2001 по 2005 годы. Главной причиной стало привлечение кредитов на расчеты с ОАО "Бурятэнерго" для погашения задолженности населения. При этом, кредитование осуществлялось в соответствии с решениями президента и правительства Бурятии. За 2001-2005 годы на эти цели привлечено кредитов на сумму 838 млн рублей, что составляет 90% от общей суммы привлеченных кредитных средств в этот период.
В дальнейшем, кредитные средства привлекались для покрытия дефицита бюджета. Принятие бюджета с дефицитом было обусловлено необходимостью обеспечения социально-экономического развития, наличия проблемных вопросов, требовавших значительных ресурсов для их решения. Во многом за счет кредитных ресурсов осуществлялись строительство и реконструкция социальной и транспортной инфраструктуры города, приобреталось необходимое имущество, оборудование, транспорт и другое.
Всего в период с 2005 по 2012 годы, когда наблюдался наибольший рост долга (он вырос почти в три раза – с 815 млн до 2,2 млрд рублей) из бюджета Улан-Удэ затрачено более 5 млрд рублей на развитие. При этом в расчет берутся данные только по значительным направлениям расходования средств.
— Напомните, пожалуйста, что это за направления? Стоило ли влезать в долги ради этого?
— В 2005-2012 годах введены в эксплуатацию крупные инфраструктурные объекты – это мост через протоку Степная, путепровод в 20а кв. (Богатырский мост), две развязки – по улице Трубачеева-Бабушкина и улице Балтахинова-Куйбышева. Только по этим четырем объектам затраты городского бюджета составили 1,4 млрд рублей. Напомню, за этот период примерно на такую же сумму вырос объем долга. Кроме того, осуществлялся ремонт улично-дорожной сети, приобретались трамваи и автобусы. В целом, по крупным объектам транспортной инфраструктуры было израсходовано 2,5 млрд рублей.
В области ЖКХ расходы по наиболее затратным направлениям составили 1,1 млрд рублей – это строительство теплотрассы в поселке Мясокомбинат, капитальный ремонт тепловых сетей и котельных, реализация программы финансового оздоровления энергетического комплекса. По отрасли "Образование" затрачено 400 млн рублей на детские сады в п. Аэропорт, Энергетик, №62, пристрой к школе №44, бассейн "Юбилейный" и спортивный центр "Юность". По отрасли "Здравоохранение" – 1 млрд рублей на пристрой к больнице скорой медицинской помощи и поликлинику №3, на приобретение зданий для размещения медицинских учреждений, на капитальный и текущий ремонт, приобретение медицинского оборудования.
К сожалению, проблема муниципального долга Улан-Удэ в последнее время достаточно часто упоминается в негативном плане, с неким обвинительным уклоном в отношении деятельности администрации города. Мы неоднократно разъясняли свою позицию по этому вопросу, информировали о принятых мерах, о планах по оздоровлению ситуации. Хочу в очередной раз подчеркнуть – администрация Улан-Удэ всегда действовала в интересах города. Учитывая, какое сегодня значение имеют перечисленные ранее объекты не только для города, но и для республики в целом, вопрос "стоило ли тратить деньги" становится риторическим.
— Вы сказали о вложениях в отрасль здравоохранения. Но разве медицинские учреждения и в целом отрасль здравоохранения не содержится республиканским бюджетом?
— Да, сегодня это так. Однако полномочия по финансированию здравоохранения были переданы на уровень республики только c 2012 года, до этого отрасль финансировалась из городского бюджета. При передаче полномочий, в целях финансового обеспечения затрат, с местного бюджета было передано 10% от налога на доходы физических лиц (584 млн рублей в условиях 2012 года). При этом, при передаче объектов здравоохранения, затраты, понесенные городом никак не компенсировались. То есть город одновременно лишился значительной части доходов и безвозвратно потерял огромные средства, вложенные в развитие медицины. Полагаю, если бы в свое время было принято взвешенное, справедливое решение, то и объем муниципального долга не был бы сегодня таким значительным.
— Каков на сегодня объем долга? Действительно ли город попал в "долговую яму"?
— На 1 января 2016 года объем муниципального долга составит 2,5 млрд рублей. Бюджетным законодательством установлены предельные параметры – объем долга не должен превышать объема собственных доходов бюджета. В проекте бюджета города на 2016 год предусмотрено поступление собственных доходов на уровне 3,1 млрд рублей. Отношение объема долга к объему доходов на конец 2016 года составит не более 86% и находится в допустимых пределах. Таким образом, речи о том, что город находится в "долговой яме" не идет.
В то же время мы должны понимать, что оптимальный уровень муниципального долга – это не более 80-85% от объема доходов и что при превышении определенного уровня мы можем столкнуться со снижением кредитного рейтинга города и, соответственно, повышением ставок по привлекаемым кредитам и ростом расходов на обслуживание долга.
— Какие меры предпринимаются для улучшения ситуации?
— Вопрос управления муниципальным долгом, оптимизации расходов на обслуживание долга – на постоянном контроле мэра, депутатов Горсовета. Скажу, что уже сделано в этом направлении.
В состав муниципального долга входит бюджетный кредит, полученный на строительство развязки по улице Балтахинова-Куйбышева. В соответствии с решением правительства Республики Бурятия, срок уплаты по остатку задолженности в сумме 342 млн рублей перенесен на период с 2025 по 2034 годы. Отмечу, что решение о реструктуризации задолженности было принято правительством России в отношении регионов, в свою очередь, регионам было дано право предпринимать аналогичные меры в отношении местных бюджетов.
Сегодня городом осуществляются все возможные меры по оздоровлению ситуации, в частности, прорабатываются механизмы снижения процентных расходов. Так, в 2015 году мы воспользовались возможностью привлекать краткосрочные бюджетные кредиты из федерального бюджета по льготной ставке 0,1% годовых. За счет применения этого механизма сэкономлено 11,6 млн рублей. Также за счет направления остатков денежных средств на начало 2015 года в сумме 250 млн рублей на погашение кредитов, на процентах удалось сэкономить свыше 25 млн рублей.
Кроме того, в целях минимизации расходов на обслуживание долга прорабатываются вопросы замещения коммерческих кредитов бюджетными кредитами из республиканского бюджета. Механизм замещения коммерческих кредитов бюджетными кредитами используется федеральным правительством в отношении субъектов РФ, получает такие кредиты и бюджет республики. К сожалению, несмотря на это, правительство РБ пока не идет навстречу городу, и доля коммерческих кредитов в общем объеме долга по-прежнему значительна.
При всем при том, следует отметить, что в ближайшее время ситуацию коренным образом переломить не удастся – бюджет города и на 2015, и на 2016 годы принят с дефицитом. Соответственно, уровень долга будет расти.
— Почему бюджет города принимается с дефицитом?
— Факторов несколько. Во-первых, и это главная причина – несовершенство системы межбюджетных отношений и вытекающая отсюда постоянная нехватка средств для исполнения расходных обязательств города. Так, в соответствии с реестром расходных обязательств города на 2016 год потребность в бюджетных средствах составляет 14,7 млрд рублей. В проекте бюджета объем расходов составляет 6,3 млрд рублей, или 43% от потребности по реестру. Такая ситуация повторяется из года в год, что позволяет сделать вывод о том, что город не в состоянии самостоятельно обеспечить финансирование своих расходных обязательств в полном объеме. К тому же, с момента принятия Федерального Закона №131-ФЗ перечень вопросов местного значения увеличился с 27-ми до 43-х вопросов (в условиях 2016 года это, по самым скромным подсчетам, выливается в сумму 100,1 млн рублей).
Местное самоуправление, как отметил президент РФ Владимир Путин в послании Федеральному Собранию еще в 2014 году, на протяжении многих лет "выхолащивается", как в части расходных полномочий, так и по источникам доходов. Об этом я уже говорил ранее, поэтому подробно останавливаться не буду. Повторюсь только, что с учетом мнения президента РФ, мы надеемся на положительное решение этого вопроса.
Во-вторых, с 2014 года начата и до сегодняшнего дня продолжается реализация мероприятий, посвященных 350-летию основания города Улан-Удэ, на это требуются значительные ресурсы. Кроме того, не снимается задача выполнения майских указов президента России, в частности, по вопросам переселения граждан из аварийного жилья и ликвидации очередности в детские дошкольные учреждения, что также требует значительных финансовых вливаний со стороны местного бюджета.
— Сколько уже потрачено на подготовку города к юбилею и сколько еще планируется затратить?
— В 2014-2015 годах на подготовку к юбилею в бюджете было предусмотрено 1,2 млрд рублей. Средства выделяются из республиканского и местного бюджетов на ремонт улично-дорожной сети, реконструкцию парков, разработку проектно-сметной документации по объектам социальной сферы. В проекте бюджета на 2016 год предусмотрено 414 млн рублей, также за счет республиканского и местного бюджетов. По федеральным средствам ситуация до конца пока не прояснилась, ждем подтверждения софинансирования от федеральных министерств.
— Что можно сказать о проекте бюджета на 2016 год?
— В сравнении с уточненным бюджетом текущего года, объем собственных средств бюджета в 2016 году уменьшается с 3,7 млрд до 3,3 млрд рублей (на 339 млн рублей). Поясню, под собственными средствами городского бюджета подразумеваются налоговые и неналоговые доходы, остатки средств на начало года, кредитные средства, привлекаемые на покрытие дефицита бюджета, а также субсидия на исполнение расходных обязательств, которая выделяется муниципальным образованиям республики без целевого назначения.
Таким образом, чтобы в 2016 году выйти хотя бы на уровень финансирования 2015 года, дополнительно необходимо 339 млн рублей, соответственно, возможности бюджета города в 2016 году будут весьма ограничены. В таких условиях, нашей главной задачей становится обеспечение бюджетной устойчивости, повышение эффективности бюджетных расходов. Вместе с тем, проект бюджета сохраняет выраженную социальную направленность – большая часть расходов предусмотрена на финансирование социальных обязательств города.
— Что делается для повышения открытости, информированности горожан о состоянии нашего бюджета?
— В целях повышения открытости, прозрачности финансовой политики города мы продолжаем публиковать "бюджет для граждан". Это документ, который содержит информацию о параметрах бюджета, представленную в доступной форме. Бюджет для граждан размещен на сайте администрации города. Кроме того, начиная с 2016 года, мы будем публиковать "бюджет для граждан" не только по плановым показателям бюджета, но и по показателям отчета об исполнении бюджета. Полагаю, это позволит всем нам лучше понимать, как расходуются средства бюджета, каковы сегодня приоритеты бюджетной политики. Заинтересованные жители города на основе этих документов смогут провести собственный анализ и дать оценку целесообразности и эффективности бюджетных расходов.