25 декабря 2015. Памятник казакам-основателям Улан-Удэ практически разделил общественность города на два лагеря. Идея установить мемориал нашла как ярых защитников, так и яростных противников. Споры не утихают. В республике даже провели "круглый" стол, посвященный этой теме под названием "Необходимость и обснованность установки памятника основателям Улан-Удэ", в котором приняли участие руководители общественных движений города, выступившие с резкой критикой противников установки мемориала и поведения муниципальных и республиканских властей по этому вопросу, сообщает ИА UlanMedia.
Один из конкурсных эскизов. Фото: Василий Тараруев, UlanMedia
— Я давно говорила, что эвенки не против памятника. Я слышу эти дебаты и мне смешно, что вопрос об этом памятнике обсуждают без нас. Когда казаки пришли сюда, тут веками жили эвенки, хотя буряты утверждают что первыми были они. Давайте, не будем забывать о роли эвенков. Вопрос памятника актуальный, ради исторической справедливости нужно объединиться и русским, и бурятам и эвенками, чтобы дружно решить этот вопрос. Нужно, чтоб в памятнике были и буряты отражены, и эвенки, встречающие казаков, — считает председатель национально-культурной автономии эвенков Мария Бадмаева.
Отметим, что эта первая дискуссия о памятнике основателям Улан-Удэ, на которую приглашены представители эвенков как коренных жителей, населявших место города на момент прихода казаков-землепроходцев.
Минутой молчания почтили память мецената Василия Устинова. Фото: Василий Тараруев, UlanMedia
Напомним, что вопрос установки памятника основателям Улан-Удэ в публичных дискуссиях поднимался уже давно. Основателями города считаются "служилые люди" — пятидесятник Гаврила Ловцов и десятник Осип Васильев, которые в 1666 году возвели ясачное зимовье на слиянии рек Уды и Селенги на Батарейной горе. Тема памятника казакам-землепроходцам была поднята общественностью еще в 1991 году, но по разным причинам решение вопроса откладывалось. Несколько лет назад, когда группа инициативных горожан снова подняла тему установки памятника, в прессе Бурятии появился ряд агрессивных публикаций, характеризующих данный мемориал как увековечивание памяти колонизаторов и оскорбление чувств коренных народов. То же мнение отстаивали отдельные представители бурятской интеллигенции на открытых дискуссиях. Городские власти предпочитали оттягивать решение вопроса, последний раз мотивировав тем, что территория Батарейной горы является археологическим слоем, на котором запрещено вести строительство. Тем не менее, инициативная группа продолжает настаивать на установке мемориала.
Памятный крест на Батарейной горе. Фото: Василий Тараруев, UlanMedia
Модератором дискуссии на "круглом" столе выступила видная общественница Улан-Удэ, председатель культурного фонда "Живая вода" Елена Горюнова. В начале она призвала присуствующих почтить минутой молчания память общественно-политического деятеля и предпринимателя-мецената Василия Устинова.
Елена Горюнова. Фото: Василий Тараруев, UlanMedia
— Все аргументы можно сгруппировать по определенным признакам, и в них — явные двойные стандарты. Самый первый — жестокие способы присоединения Сибири: "кровавые колонизаторы" и все в таком духе. При этом противники памятника восхищаются деяниями Чингисхана, Атиллы, которые сжигали целые города с жителями. Но Россия не вела продуманное уничтожение присоединенных племен. Наоборот, местная аристократия приравнивалась в правах к русскому дворянству, не вмешивались в традиционные верования народов и образ жизни. Читая летописи, мы видим, что основным фоном совместного жития бурят и русских была гармония. Те, кто говорит, что памятник будет напоминать "о злодеяниях казаков над коренным народом во время завоевания бурятской земли" — манипуляторы. Памятник будет напоминать о дружном житии, совместном преодолении тяжелой судьбы, — уверена Елена Горюнова.
Общественница также отметила, негоже оценивать события прошлых исторических эпох по моральным нормам современности. И выразила опасение, что если памятник не поставят к празднованию 350-летия города, получится "юбилей без юбиляра".
Сергей Колесников. Фото: Василий Тараруев, UlanMedia
Представитель "Общества культуры семейских республики Бурятия" Сергей Колесников процитировал выступление министра образования и науки РБ Алдара Дамдинова о том, что казачьи остроги в Сибири объективно сыграли положительную роль в этнокультурном взаимодействии народов региона. Поскольку стали базой единого административного управления регионом, положив конец междоусобицам коренных народов. Также Сергей Колесников отметил, что казаки выполняли государственную политику России, а утверждение, что якобы Россия оккупировала Бурятию, охарактеризовал несостоятельным ввиду того, что в XVII веке Бурятия еще не существовала.
— Это утверждение не имеет под собой оснований и сеет национальную вражду. Те, кто выступает против установки памятника основателям Верхнеудинска — Улан-Удэ, подрывают основы российской государственности, — отметил Сергей Колесников.
Алексей Тиваненко. Фото: Василий Тараруев, UlanMedia
Археолог Алексей Тиваненко напомнил, что город был основан фактически по просьбе коренных жителей, желавших защиты от агрессии Монголии. Ученый ссылался на множество архивных документов. Также он привел множество исторических данных о деятельности казаков в Забайкалье, продемонстрировав один из своих трудов.
Владимир Первушкин. Фото: Василий Тараруев, UlanMedia
С позицией Тиваненко выразил солидарность председатель объединения "Русский ЛАД" Владимир Первушкин. По его словам, без местных проводников в лице эвенков и бурят не прошел бы Гаврила Ловцов и не сделал ничего. Местные народы обращались к царю за помощью о защите от нашествий из Монголии, и это исторический факт.
Председатель НКА эвенков Мария Бадмаева. Фото: Василий Тараруев, UlanMedia
Выступил и другой ученый — историк Леонид Орлов. По его мнению, движение русских и православия в Сибирь нельзя сравнить ни в какой мере с тем, что происходило в европейских колониях, когда уничтожались целые народы.
— Важно развенчать миф о том, что будущий памятник будет памятником русским колонизаторам, — заявил Владимир Первушкин.
Леонид Орлов. Фото: Василий Тараруев, UlanMedia
Да и сами буряты, которые участвовали в "круглом" столе, выразили свою позицию по поводу установки памятника достаточно четко. Что, мол, если бы не пришли казаки, может не было бы и понятия "бурят", может быть все растворились в массе монголов и китайцев.
— Меня, как представителя бурятского этноса, удивляют такие исторические домыслы. Тогда была эпоха открытий, когда все крупные государства искали новые земли, пространство для капиталистической деятельности. Тогда у бурят просто особого выбора не было. Когда пришел русский человек, он не запрещал нам разговаривать на своем языке, вероисповедание было свободным, — сказал представитель Верхнеудинской казачьей станицы Ефрем Ошоров.
Мнение выступавших поддержал и помощник атамана Верхнеудинской станицы Буянто Цыдыпов, также обеспокоенный пренебрежением к истории родного края. Мария Бадмаева напомнила, что первым казачьим формированием в Бурятии был Тунгусский пятисотенный полк под предводительством эвенкийских князей Гантимуровых, и что казачьи воеводы часто женились на эвенкийских княжнах.
Ефрем Ошоров. Фото: Василий Тараруев, UlanMedia
Представитель "Русского культурного центра" Александр Афанасьев призвал последовать примеру других сибирских и дальневосточных городов, основанных казаками. По его словам, памятники основателям стоят в Иркутске, Чите, Якутске, Хабаровске, Благовещенске, Владивостоке.
Кроме того, участники конференции отметили и геополитический аспект памятника казакам-землепроходцам. Известно, что территориальные претензии к России выдвигались и выдвигаются до сих пор со стороны самых разных государств, в том числе на территории Прибайкалья и Забайкалья. и по мнению участников мероприятия, памятник землепроходцам будет символизировать первенство именно нашей державы в освоении территорий Сибири, служить монументальным доводом против притязаний на них.
— Некоторые люди, выступавшие против памятника, в соцсетях высказывали симпатии "майдану" и ИГИЛ (Группировка "Исламское государство" (ИГ, ИГИЛ) решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года была признана террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена — Прим. ред.), встречаются с представителями посольства США. Можно засомневаться в их чистых намерениях по поводу памятника, — отметила председатель культурного фонда "Живая вода".
Буянто Цыдыпов. Фото: Василий Тараруев, UlanMedia
Можно добавить, что аргументы о якобы существовавшем когда-то на Батарейной горе языческом святилище и преемственности Улан-Удэ от гуннского городища в Иволгинском районе историки считают несерьезными. Что касается "культурного слоя" на Батарейной горе, по заявлению Леонида Орлова, его исследования велись еще в 1995 году известным археологом Людмилой Лбовой. Алексей Тиваненко в свою очередь, сообщил, что первые археологические раскопки велись еще в 1909 году. Таким образом, ссылки на неисследованность этого слоя несостоятельны.
— В этом году предполагалось проведение масштабных археологических изысканий, но не нашли денег. Следует заметить, что этот культурный слой де-факто уже сильно поврежден застройками частного сектора, — сказал Алексей Тиваненко.
Алексей Карнаухов и Александр Афанасьев. Фото: Василий Тараруев, UlanMedia
По мнению Алексея Карнаухова, памятник уже давно должен стоять, вопрос не должен решаться годами и десятилетиями. Если это происходит — значит есть явное нежелание властей решать вопрос с установкой мемориала. С этой позицией согласились и другие участники.
По итогам конференции единодушным голосованием была вынесена резолюция, в которой предложено обсудить вопрос о памятнике на более широком уровне, с привлечением историков, архитекторов и общественников из других регионов. Также решено провести в Улан-Удэ референдум по вопросу установки данного мемориала, активнее освещать в прессе положительный опыт совместного исторического пути народов Бурятии.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Отлитый в Улан-Удэ памятник губернатору Михаилу Сперанскому установят в Иркутске
Референдум о памятнике основателям Улан-Удэ призывают провести общественники города
Макет памятника казакам представили общественности в Улан-Удэ