Политические баталии минувших дней: конфликт Леонида Потапова и Алексея Тиваненко

Заслуженный общественно-политический деятель рассказал о своей борьбе с бывшим главой Бурятии
Алексей Тиваненко
Фото: Василий Тараруев, ИА UlanMedia

10 мая 2016. Кто был первым всенародно избранным мэром Улан-Удэ? Почему и как его отстранили от должности, не дав проработать полный срок? О баталиях на политической арене Бурятии времен лихих 90-х поведал заслуженный ученый-археолог и общественно-политический деятель Алексей Тиваненко, сообщает ИА UlanMedia.
— В те годы я работал в Бурятском научном центре Сибирского отделения Российской академии наук. Начались выборы мэра, в которых участвовал Валерий Шаповалов, меня угораздило войти в его команду, и мы неожиданно победили. И он взял меня к себе советником, — вспоминает Алексей Тиваненко.
Это было в 1995 году на первых в послесоветской истории Бурятии выборах градоначальника Улан-Удэ. Отметим, что Валерий Шаповал участвовал в выборах, едва успев выйти из следственного изолятора, в котором провел около года.
— Валерий Шаповалов бывший офицер КГБ, у него была частная фирма по охране грузов и ссыску. И где-то его компаньоны "запалились", там были всякие генералы связаны, и ему надели наручники вместе с этими генералами. Но в итоге он оказался ни при чем, потому что исполнял лишь охранные функции по сопровождению тех грузов. Через год он вышел и принял участие в предвыборной борьбе. А у нас гонимые всегда были в почете, вот он и выиграл, рассказывает Алексей Тиваненко.
Одним из успехов Валерия Шаповалова на посту мэра, по воспоминаниям Алексея Тиваненко, было обеспечение топливом котельных города. Тогда шла подготовка к зиме, по всей республике никто ни мазут, ни уголь не давал, поскольку власти республики не могли ни за что расплатиться. И город был под угрозой замерзнуть. Но Валерий Шаповалов поехал на Ангарский завод, где договорился, чтоб ему выделили вагоны угля и мазута. Таким образом, город был спасен.
Однако отработать полный срок Валерию Шаповалову не удалось. В кресле мэра он провел не больше года. По словам Алексея Тиваненко, резко обострились отношения с президентом Республики Бурятия Леонидом Потаповым из-за неосмотрительных заявлений Шаповалова.
— Он сам проявил неосторожность, у него, как говорил Сталин, началось головокружение от успехов. Только он выборы выиграл, стал мэром, буквально месяца через два он объявил, что будет баллотироваться на пост президента Бурятии. Я ему говорил: не надо, ты же разворошил всю эту мафиозную структуру. А Потапов очень перепугался, потому что выборы на второй срок уже мог проиграть, из-за чего ухудшились его отношения с мэрией, о чем можно долго рассказывать, — вспоминает Алексей Тиваненко.
В контексте этих опасений главы Бурятии успехи Валерия Шаповалова на посту мэра стали играть уже отнюдь не в его пользу. По рассказу Алексея Тиваненко, началась систематическая травля.
Потом возникла новая проблема — большие задержки с выплатой зарплат и пенсий, при этом все "стрелы" почему-то направлялись на Шаповалова. Я сам принимал все звонки, предлагал людям подумать, разве Шаповалов пенсии выдает, это же федеральный уровень. Звонили учителя, которым приходилось объяснять, что их зарплата проходит по Министерству образования. Был звонок от работников ЛВРЗ, кричавших, что Шаповалов не платит им зарплату. Я напомнил им, что они акционерное общество, и у них свое начальство, которое и должно оплачивать им работу. Они: "А что нам теперь делать?". Я им: "Ну я не могу же вас призывать устроить забастовку". И тут сразу телефон отключили. Вот такие были провокации, все на мэра перенаправляли. И потом, ни в городе, ни в республике не было денег, потому что ни один банк ссуду не давал. Шаповалов взял помощников, поехал на Тайвань, встретился там с премьер-министром, с банкирами, и они выделили Бурятии безвозмездный огромный кредит. Но этим успехом Шаповалов показал себя опасным политическим соперником. И пока Шаповалов еще находился на Тайване, Потапов вдруг издает распоряжение об отстранении Шаповалова от должности. Хотя не имел на это юридического права. Я тогда был единственный чиновник в мэрии, собравший пресс-конференцию, и всем журналистам сказал, что местное самоуправление не входит в систему государственной власти, Потапов не имеет права снимать или назначать мэра, это не в его компетенции. А то, что мэр, якобы вместо подготовки к зиме уехал со своими замами на Тайвань отдыхать, это неправда — он ездил выбить деньги для города, — с возмущением вспоминает Алексей Тиваненко.
По его словам, далее начались судебные разбирательства, в ходе которых Валерия Шаповалова два раза отстраняли от должности, и два раза восстанавливали. В итоге его восстановили решением конституционного суда России.
— Но Шаповалов вновь сделал ошибку: в телевизионном интервью хамски отозвался о Потапове, что дало повод начать против него уголовное дело. Обычно сначала собирается доказательная база, а потом отстранение, а тут было наоборот. Посадили Шаповалова на том основании, что он якобы может повлиять на свидетелей. Также опасались, что он будет жаловаться в федеральные органы власти. Поэтому его спешно изолировали от общества, посадив в СИЗО. И тут же стали спешно готовить выборы мэра, на которых выиграл Айдаев. Шаповалова выпустили за сутки до выборов, когда он уже ничего не мог сделать, — рассказывает Алексей Тиваненко.
Пожилой общественно-политический деятель вспоминал, как выступал в защиту Валерия Шаповалова в газетах, на радио и телевидении. Он напоминал гражданам Улан-Удэ, что Шаповалов — первый законно выбранный мэр, до этого были только назначенцы. Следовательно, в случае чего, его вправе отзывать жители Улан-Удэ, а не республиканская власть, не имеющая на это полномочий. И до окончания полномочий самого Валерия Шаповалова как мэра оставалось еще четыре года. Следовательно, выборы, на которых выиграл Геннадий Айдаев, незаконные, нелегитимные, и все его распоряжения не имеют юридической силы.
— Шаповалов потом пытался баллотироваться на пост президента Бурятии. Я ему говорил, вы слишком оплеваны, вам бы лучше переждать. Но он надеялся выйти на волне имиджа незаслуженно гонимого и оболганного человека, но не получилось. В итоге он распрощался с Бурятией, — рассказывает Алексей Тиваненко.
Как же сложилась дальнейшая судьба Валерия Шаповалова? По словам Алексея Тиваненко, его пригласил к себе заместителем губернатор Красноярского края Лебедь, с которым они были давно знакомы. Алексей Васильевич отмечает, что у Валерия Шаповалова был редкий дар добиваться инвестиций, и он еще не раз ездил на Тайвань выбивать деньги. Потом его позвал к себе помощником Олег Сысуев, руководитель администрации президента России, с которым Валерий Шаповалов также был знаком еще со школы. Потом Олег Сысуев назначил Валерия Шаповалова заведующим отделом местного самоуправления в министерстве по делам национальностей. Он там проработал какое-то время, потом его пригласил Герман Греф в министерство экономического развития и торговли, где дал должность заведующего отделом местного самоуправления.
— А в тот день, когда я его навещал, его назначили заместителем министра. Поскольку он уже попал в обойму президента, Путин назначил его первым заместителем полномочного представителя Южного федерального округа. Шаповалов уехал туда, в Ростов-на-Дону, проработал там с год. Потом его назначили управделами Ставропольского края. Через полгода его назначают заместителем губернатора Ставропольского края. Он там поработал какое-то время, ему дали звание генерал-майора ФСБ. Потом его отозвали в аппарат помощников президента РФ. Там сорок помощников, которых готовят на губернаторские и министерские должности. И вскоре ему предлагают вернуться в Бурятию главой республики. Это было незадолго до назначения Наговицына. И он мне звонит и сокрушается: Алексей Васильевич, с кем я буду работать, я же буду разгонять всю администрацию, а все решат, что это месть за то что они мне палки в колеса ставили. И семья моя не хочет в Бурятию возвращаться. Я ему: "Валера, соглашайся! Ты живи там в Москве, мы без тебя будем республикой управлять. А ты раз в квартал приезжай к нам, как Абрамович на Чукотку". Он пообещал подумать, но в итоге ответил отказом. А в Кремле не привыкли, чтобы кто-то отказывался от поручения президента, и ему предложили покинуть должность. Но он уже был знаком с Олегом Дерипаской, тот взял его к себе на работу и отдал на управление все африканские активы: золото, алмазы. Он мне то и дело звонил, жаловался: "Надоела эта Африка, жара, у меня сердце слабое, не могу тут больше, буду уходить!". В итоге он ушел с той должности, — рассказывает Алексей Тиваненко.
По рассказу Алексея Васильевича, к тому времени Валерий Шаповалов уже выстроил себе трехэтажный коттедж на участке земли в два гектара. Ныне Алексей Тиваненко каждый год бывает там несколько дней, наведываясь в гости. Местная епархия предложила Шаповалову стать директором епархиальной школы-десятилетки. По рассказу Алексея Тиваненко, новой должностью Валерий Шаповалов был очень доволен, жалел, что не ушел раньше, кроме того, будучи православным, стал соблюдать посты и прочие ритуалы, что благотворно отразилось на здоровье. Событиями жизни Бурятии он интересуется до сих пор, внимательно просматривая электронные СМИ.
Что касается Алексея Тиваненко, после тех событий он оставался в оппозиции Леониду Потапову. Из мэрии его уволили вместе с Шаповаловым, и по его словам, его негласно запретили принимать на какие-либо должности, в результате 11 лет пришлось быть безработным. Во время борьбы с главой Бурятии Алексей Тиваненко написал две книги: "Леонид Потапов: дорога в никуда" и "Забайкальский тупик", активно критиковавшие работу тогдашнего главы республики. Первая книга писалась, еще пока Валерий Шаповалов находился в СИЗО, обе книги были изданы в Москве. Содействие оказали такие политические деятели Бурятии как Анна Скосырская, Коренев и Измайлов, имевшие резоны бороться с Леонидом Потаповым. По воспоминанию Алексея Тиваненко, книги издали аккуратно к началу выборной кампании, штук 100 экземпляров он дал Шаповалову, выпущенному из СИЗО.
— Потом было покушение на мою жизнь. Меня пригласил Саганов в Оперный театр, и там дал огромную пачку компрометирующих документов для книги о Потапове. И через двадцать минут возле дома на меня наехала машина. Я лежу, встать не могу, лицо залито кровью, нога как плеть. Слава Богу, это было недалеко от автобусной остановки, люди вызвали "скорую помощь" и милицию. И вдруг возвращаются эти, которые меня сбили, и давай шарить по карманам. Но, и в таком состоянии, глаза залиты кровью, я им не дал отнять документы. Тогда они начали тащить меня в машину. Я спрашиваю "Куда?", они: "А мы тебя в больницу". Люди, что уже вокруг собрались, меня знали, они стали кричать "Алексей Васильевич, не соглашайтесь, они вас увезут в лес и добьют!". Началась перепалка, потом прибыли "скорая помощь" и милиция, а я потерял сознание. А те уехали, но их потом задержали. Очнувшись в больнице, я первым делом спросил, где бумаги. Мне ответили: "Они у вас там", потом дочка приехала, их забрала. Нога после наезда машины была переломана в трех местах. На третий день я впал в больнице в клиническую смерть, всю ночь надо мной бились, когда утром я очнулся, лежу, вокруг аппаратура, люди в белых халатах. Я им: "Почему свет не отключаете", а они обрадовались, что жив. Потом они мне объяснили, что из-за сильного удара автомобилем произошел тромб каких-то вен, обычно они формируются на третий день. Врачи велели за собой наблюдать насчет одышки и прочих симптомов, — рассказывает Алексей Тиваненко.

По его словам, после этого ФСБ взяло его под охрану, заодно интересуясь иным копроматом на Потапова. По выходу из больницы ему пришлось уже стать фигурантом уголовного дела о клевете.

По воспоминаниям Алексея Тиваненко, на оглашение приговора он пришел уже с вещами, а сзади село двое конвойных. Но судья заявил, что такой приговор выносить не будет, и вынес приговор условно. Алексей Тиваненко отправился в Москву, где встретился с Юрием Скуратовым, который свел его с генеральным прокурором Владимиром Устиновым и с председателем Верховного суда России.

— Я два дня ходил в генпрокуратуру как на работу. Потом я поехал домой на поезде. А дома дочь мне сообщает, что генерального прокурора Бурятии Макеевского сняли с должности, а Потапову предложили уйти в отставку, — вспоминает Алексей Тиваненко.

Так закончилась эпопея противостояния ученого и общественника Алексея Тиваненко и прежнего главы республики Бурятия Леонида Потапова. Пример противостояния инициативного гражданина и чиновника высокого ранга с большими властными полномочиями. Напомним также, что Алексей Тиваненко – автор ряда открытий, связанных с археологическими объектами на территории Бурятии. Но об этих его достижениях мы поговорим в других публикациях.

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

Волки, псы, коты и обезьяны — как уживаются политики Бурятии

Памятник казакам-основателям Улан-Удэ разделил общественность города на два лагеря

Из глубины веков до наших дней — легенды и были Меркитской крепости в Бурятии

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость