Сакральный камень Янжимы у подножия Баргузинского хребта - недавно обретенная святыня

Паломничество к нему исцеляет женщин от бесплодия
Сакральный камень Янжима у подножия Баргузинского хребта
Фото: Василий Тараруев, UlanMedia

9 марта 2016. Одной из известнейших достопримечательностей Бурятии считается сакральный камень Янжимы в Баргузинском районе. Это скала с проявившимся изображением буддисткой богини Янжимы в виде танцующей женской фигуры. Считается, что паломничество к нему помогает с семейными проблемами, исцеляет бесплодие, сообщает ИА UlanMedia.


Лес вокруг священного камня. Фото: Василий Тараруев, UlanMedia

Янжима — тибетское имя ведической богини Сарасвати. Камень с ее образом расположен близ села Ярикта чуть выше нового Баргузинского дацана — у подножия горы Улзаха Баргузинского хребта. В 2015 году 12 мая в Баргузинском районе торжественно отмечали десять лет со дня, когда камень обнаружил Хамбо-лама Дамба Аюшеев.


Баргузинский дацан. Фото: Василий Тараруев, UlanMedia

История этого места началась в 1995-м году, когда у подножия горы Улзаха Баргузинского хребта нашли шкатулку с ритуальной пирамидкой "саса" — "ступой тысячи будд". Это была одна из реликвий старого Баргузинского дацана, разрушенного большевиками в 30-е. Считается, что ламы сумели спрятать часть культовых принадлежностей в баргузинских горах. По другой версии, пирамидку оставил ещё в 19-м веке легендарный настоятель дацана Содой-лама.


Дорожный аншлаг. Фото: Василий Тараруев, UlanMedia

Находка дала надежду найти захоронение реликвий. Но лишь в 2005 году к месту обнаружения выехала целая комиссия во главе с Хамбо-ламой Аюшевым. В мае начались поисковые работы, ламы переворачивали каменный завал. По воспоминаниям Аюшеева, неожиданно в лицо ему ударил яркий свет, после чего он увидел на поверхности огромного валуна изображение танцующей Янжимы. Это покровительница мудрости, красоты, искусств, также она помогает деторождению, матерям. Большинство паломников-посетителей – именно женщины.


Молитвенные барабаны. Фото: Василий Тараруев, UlanMedia

Камень с образом Янжимы официально признали одной из пяти буддийских святынь Бурятии. После обрядов у подножия горы был вновь возведён Баргузинский дацан. Богиня считается его покровительницей, каждый год весной проводится торжественный молебен в её честь, сопровождаемый празднествами и национальными состязаниями. С тех пор бурхан Янжима стал местом паломничества.


Малый алтарь-буцудан. Фото: Василий Тараруев, UlanMedia

Путь из Улан-Удэ к Янжиме занимает около восьми часов. С собой нужно заранее взять подношения: монеты и зёрна, печенье и конфеты. Спиртное приносить не следует, категорически нельзя приходить нетрезвым. Кроме того, если собираетесь просить богиню помочь с рождение ребёнка, следует прихватить детскую игрушку, если же устроить брак – украшение. Женщинам обязательно следует одеть длинную юбку, или взять что-то, что можно будет использовать в её качестве. Это требование ритуала.


Вид Баргузинского дацана. Фото: Василий Тараруев, UlanMedia

Баргузинский дацан бросается в глаза издали – яркое здание-игрушка на фоне тёмной громады Баргузинского хребта. Его история началась с 1818 года, когда южнее села Хилгана был построен небольшой дуган. В 1828 году был возведен полноценный дацан. В 1858 году (по другим данным – в 1861 году) его перенесли в местность Сагаан-Нур. В 1930-е годы дацан был разрушен большевиками, буддистские святыни ламы спрятали в горах Баргузинского хребта. В 1990 году был начат сбор пожертвований на строительство нового дацана, и в 2005-2006 годах Баргузинский дацан возродился. Его возвели у подножия горы Улзаха в окрестностях села Ярикта. Таким образом, дацан в очередной раз сменил местоположение.


Простирание перед священным камнем. Фото: Василий Тараруев, UlanMedia

Приехавшие на Янжиму паломники сначала идут в дацан, где проводят обряд "гороо" — нужно поклониться божествам в дугане, и совершить тройной обход вокруг, оставляя по углам монеты. Там же приобретаются риутальные шарфы-"хадаки" и флажки-"хии-морины". Для ритуала следует приобрести пять разноцветных "хадаков".


Паломницы. Фото: Василий Тараруев, UlanMedia

Только после этого отправляются к священному камню. Туда ведёт вверх по склону длинная тропа, выложенная дощатым помостом. По её краям – молитвенные барабаны и иные предметы буддистских ритуалов. Её название – "Эколого-паломническая тропа "Большое гороо богини Янжимы". Считается, что в этом месте происходит соприкосновение мира людей и мира духов. Здесь нельзя шуметь, как-то неподобающе себя вести, следует очистить разум от лишних мыслей и покаяться в грехах и дурных поступках.


Возложение хадаков к камню. Фото: Василий Тараруев, UlanMedia

Наконец, посреди "сада камней" в лесу взгляду предстаёт навес со стеклянными стенами, выполненный в традициях буддистского зодчества. Под ним – камень с ликом богини. Деревья по сторонам сплошь обвязаны разноцветными "хадаками". Слева от священного камня – деревянная юрта, в которой хранятся брошюры, информационные стенды, гостевые книги, куда можно записать пожелание. В нескольких метрах камня ниже поставлены мраморные плиты для поклонов-простираний. Также поставлена колыбель, куда следует класть принесённые игрушки и малый алтарь-"буцудан" наподобие открытого металлического шкафа. В нём – фигурка Янжимы, туда следует класть украшения.


Хорошим знаком считается коснуться камня ладонью. Фото: Василий Тараруев, UlanMedia

Возложив игрушки или украшения в отведённые места, паломники выстраиваются в очередь. Нужно подойти вплотную к камню, мысленно сформулировав пожелание, и стоя несколько минут, совершить поклоны. После чего возложить хадаки перед камнем. Позже ламы обвяжут ими окрестные деревья. Можно коснуться камня ладонью, испрашивая удачи, можно возложить моменты на валун-алтарь. А вот конфеты и прочие съестные подношения класть не следует, дабы не привлекать животных, оставляющих нечистоты.


Камень Янжимы. Фото: Василий Тараруев, UlanMedia

Кто-то видит на камне танцующий силуэт, кто-то – женщину с ребёнком. Но изображение богини открывается не всем. Кто-то, видимо отягощённый грехами, видит просто невнятные тёмные пятна на каменной поверхности.

После поклонения образу, следует пройти вокруг места двадцать один круг "гороо". Затем — сделать двадцать одно простирание. Всё это время мысленно читаешь мантру поклонения Янжиме и думаешь о своём желании. Можно оставить дополнительные подношения, повесить "хии-морины". По завершению ритуала можно уходить обратно к дацану. Украшения оставляют, игрушку следует забрать и три дня держать возле кровати, после чего подарить в многодетную семью.


Игрушки, оставленные паломниками. Фото: Василий Тараруев, UlanMedia

— Сюда постоянно приезжает множество людей – рассказывает экскурсовод Александр Елшин – Самого разного вероисповедания, даже мусульмане. Женщины с личными проблемами, семейные пары, кто-то ездит просто как турист.


Навес для складывания игрушек. Фото: Василий Тараруев, UlanMedia

Многие люди, побывавшие на Янжиме, утверждают, что поездка действительно помогла им обзавестись ребёнком, часто непостижимым образом вопреки врачебным диагнозам. В любом случае, посетить это сакральное место очень интересно для духовного обогащения и соприкосновения с религиозными традициями Бурятии.


Хадаки на деревьях. Фото: Василий Тараруев, UlanMedia

СПРАВКА: Янжима — тибетское имя ведической богини Сарасвати, божество мудрости, знания, искусства, красоты и красноречия, помощница Брахмы при творении Вселенной. Почитают как почитают как очистительницу, защитницу и целительницу.

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость