Не нужно бояться явления "трайбализма", считают общественники Бурятии

В Улан-Удэ прошел "круглый стол" по проблеме родоплеменной разобщенности бурят
Не нужно бояться явления "трайбализма", считают общественники Бурятии
Фото: Василий Тараруев, UlanMedia

14 марта 2016. Не нужно бояться явления "трайбализма", считают общественники Бурятии. В Улан-Удэ 11 марта в помещении ресторана "Тэнгис" прошел "круглый стол" по проблеме родоплеменной разобщенности бурят. Участвовали бурятские общественные активисты, писатели, журналисты, блоггеры, всего присутствовало около пятнадцати человек, сообщает ИА UlanMedia.

Напомним, что термином "трайбализм" (от латинского tribus — племя) в социальной жизни Бурятии обозначается размежевание бурят как на племена (булагаты, эхириты, хонгодоры и пр.), так и географически – на "восточных" и "иркутских".


Николай Федотов. Фото: Василий Тараруев, UlanMedia

Трайбализм – зло или благо?

По мнению участников собрания, явление негативное, поскольку мешает объединению бурят для отстаивания интересов бурятского народа в целом, приводит к "кадровому трайбализму", когда влиятельный человек старается окружить себя людьми из своего рода.

Вместе с тем, после долгой дискуссии участники "круглого стола" пришли к выводу, что не следует бояться этого явления. Напротив, через осознание своих родовых корней придет переосмысление общности бурят, что и приведет к консолидации бурятской нации.

— Идет общественный процесс, он проходит не в политическом, а в культурно-историческом контексте. Мы идентифицируемся, и когда это произойдет, сработает принцип комплиментарности, взаимодополняемости. То, что сейчас происходит, нормально, мы зафиксируемся, историю найдем. Таким образом, мы вберем в бурятскую нацию все культурное богатство, потенциал составляющих родов, — считает политический обозреватель Бато Очиров.


Бато Очиров. Фото: Василий Тараруев, UlanMedia

С ним согласился глава бурятского регионального отделения партии пенсионеров за справедливость Николай Федотов, считающий, что в данной ситуации речь идет не о противопоставлении, а о взаимопроникновении и взаимоусилении. Блоггер Баир Цыбиков также выразил мнение, что чем скорее буряты пройдут этап формирования родоплеменных землячеств, тем скорее можно будет говорить о единстве нации.

Поддержал эту идею и руководитель фонда возрождения исторического наследия "Гуннский фонд" Олег Булутов, высказавшийся, что хорошо, что бурятские рода "такие разные". По его мнению, речь идет о строительстве нации в политическом смысле через "пересборку", сначала разделиться, чтоб соединиться опять. Он отметил, что заграничные монголы зачастую не понимают, что означает слово "бурят", зато сразу понимают о чем речь, когда слышат слова "сартул" или "булагат".

Отметим, что одним из поводов проведения "круглого стола" стало появление национальных объединений и проведение культурных мероприятий бурят по родоплеменному признаку. Например, создание "Союза булагатов", или проведение хонгодорских праздников. После бурной дискуссии участники заседания пришли к выводу, что подобные эпизоды не стоит "шельмовать", это то же самое, что "университету ругать одну из своих студенческих групп за то, что те устроили вечер узким кругом".


Батожаб Раднаев. Фото: Василий Тараруев, UlanMedia

— Проблемы бурятского народа – они отдельные для каждого племени, или общие? Разве есть ярко выраженные именно эхиритские или хонгодорские проблемы? – вопрошает главный редактор журнала "Тайны Байкала" Батожаб Раднаев.

Его поддержал член шаманского объединения "Тэнгэри" Игорь Пронькинов, считая что нужно обсуждать объединяющие вопросы, а не то, что разъединяют. Вместе с тем Батожаб Раднаев отметил, что у бурят так и нет общей объединяющей идеи.


Игорь Пронькинов. Фото: Василий Тараруев, UlanMedia

Что касается самого термина "трайбализм", участники охарактеризовали его отрицательно из-за негативного оттенка. Кроме того, им обозначают явление, характерное дли неразвитых народов, находящихся на первобытном уровне, и по отношению к бурятам он звучит несколько оскорбительно. Было выдвинуто предположение, что это слово умышленно вводится в оборот властями, дабы дискредитировать социальный процесс. Вместе с тем участники дискуссии согласились с тем, что обозначаемое им явление у бурятского народа действительно имеет место. Кроме того, никто так и не смог предложить удобно альтернативного термина, не несущего отрицательной окраски.


Баир Гатапов. Фото: Василий Тараруев, UlanMedia

"Восточные" и "западные".

Нельзя было обойти стороной традиционный вопрос некоего противостояния "восточных" и "западных" ("иркутских") бурят. Участники дискуссии признали, что у данных групп действительно имеет место различие менталитетов, имеются проявления взаимной неприязни, долгое время имел дисбаланс, связанный с преобладанием западных бурят во властных структурах Бурятии. Имелось расхождение во мнениях о причинах этого. Одни ораторы возлагали вину на советскую кадровую политику, считая что западных бурят ставили на управляющие должности из опасения бурятского сепаратизма, зная что "восточные" не будут в полной мере доверять "иркутскому". Кто-то считал, что иркутские буряты более лояльны к власти. Отметим, что знаменитый первый секретарь бурятского обкома КПСС Андрей Модогоев был из западных бурят. Оппоненты утверждали, что традиция пошла еще с царских времен в силу больше образованности западных бурят и большей пригодности для руководящих должностей. Некоторые участники считают, что взаимная неприязнь восходит еще к средневековым временам в эпоху межплеменных распрей. В связи с вопросом иркутских бурят во власти Игорь Пронькинов отметил, что тему трайбализма зачастую поднимают люди, пытающиеся объяснить им свою карьерную неуспешность в силу личной бездарности. Писатель Алексей Гатапов считает противостояние "западных" и "восточных" больше надуманным, и присущим скорее необразованным представителям обоих групп. С ним согласен Баир Цыбиков, считающий, что враждебность по родоплеменному признаку присуща отдельным хамам, и что на самом деле отличия в культуре разных бурятских племен очень незначительные.

Вместе с тем, остался открытым вопрос, поднимавшийся модератором дискуссии блоггером Алдаром Гунтуповым, являются ли "западные" буряты во власти "кандалами" бурятского народа.

Олег Булутов в ходе дискуссии отметил, что выборы в Тункинском районе еще раз показали разобщенность бурят – "брат на брата идет". С такой точкой зрения соглашается Бато Очиров, считающий, что Тунка стала ареной противостояния менталитетов "восточных" и "западных" бурят.


Олег Булутов. Фото: Василий Тараруев, UlanMedia

Основные проблемы и некоторые предложения

Один из участников заседания привел мнение доктора социологических наук, профессора Бурятского государственного университета Эрдэма Дагбаева, согласно которому элементы трайбализма действительно присутствуют в социальной жизни бурят, но их значение не столь велико, как пытается представить не слишком большая прослойка интеллектуалов. Заодно он привел мнение лидера бурятского отделения партии "Яблоко" Лазаря Бартунаева о том, что следует стремиться уйти от трайбалистских тенденций в сторону единой политической нации.

Олег Булутов предложил не путать родоплеменное деление бурят с явлением под названием "клановость", когда человек комплектует кадры своей организации по принципу родственных связей.

— Надо бороться, с клановостью, а не родоплеменными объединениями. Чтобы народ собрался, нужна угроза. Угрозой я вижу кучку вороватых людей, которые решают за меня, за всех, как жить дальше. Вот эти люди и есть угроза нашему обществу: люди, у которых есть деньги, но нет совести, которые продадут Байкал, продадут нас всех, — заявил Олег Булутов.


Любовь Баирова. Фото: Василий Тараруев, UlanMedia

С его точкой зрения выразила согласие предприниматель Любовь Баирова. Она сослалась на негативный опыт Тувы, где в результате трайбалистских тендеций и клановости управляющие кадры подбирались по кровно-родственному принципу, а не по профессионализму, былы "выдавлены" русские специалисты. В результате, по ее словам, хозяйственные отрасли Тувы пришли в упадок. С подобной проблемой столкнулись в Якутии, но там руководство региона начало политику активного поиска и обучения талантливой молодежи независимо от национальности с последующей расстановкой на должности, требующие квалифицированных специалистов. Любовь Баирова выразила мнение, что в условиях нищего региона этническая рознь усугубит обстановку, и здоровое общество – то, где человек занимает место, соответствующее его профессиональным качествам.

Баир Цыбиков предложил в качестве консолидирующей идеи выдвинуть защиту экологии Байкала, введение "байкальской природной ренты" за эксплуатацию ресурсов Байкала, которую получали бы все жители прибайкальской территории независимо от национальности.


Баир Цыбиков. Фото: Василий Тараруев, UlanMedia

Отметим, что участники в целом негативно охарактеризовали деятельность Всебурятской ассоциации развития культуры (ВАРК), считая, что данная организация давно не выполняет общественно-политические задачи, стоящие перед бурятским народом.

Участники "круглого стола" отметили, что на заседании собраны представители практически всех субэтносов бурятского народа, таким образом, резолюцию дискуссии можно считать объективной и непредвзятой.

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

Памятник казакам-основателям Улан-Удэ разделил общественность города на два лагеря

Дайте нам пользоваться природой — коренные малочисленные народы Бурятии

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость