16 мая 2016. Парламентские слушания на тему "Молодежный ресурс в развитии экономики Республики Бурятия" пройдут в Народном Хурале 19 мая. Органы местного самоуправления, молодежные организации республики и Комитет НХ по межрегиональным связям, национальным вопросам, молодежной политике, общественным и религиозным объединениям подготовили ряд предложений для правительства и профильных министерств. О вопросах, возникших в ходе подготовки к парламентским слушаниям, корреспондент ИА UlanMedia побеседовал с председателем Комитета Цыденжапом Батуевым.
— Цыденжап Бимбаевич, нынешние парламентские слушания — не первое мероприятие по вопросам молодежной политики за время работы V созыва Народного Хурала. Чем обусловлена его тема?
— Темой наших парламентских слушаний мы определили "Молодежный ресурс в развитии экономики Бурятии". И пришли к этому не сразу. Сегодня мы видим неисполнение закона и неисполнение программ. Мы сознательно ограничили тематику слушаний, сосредоточившись на понимании "трудового резерва". У кого-то будет недопонимание и до и после, почему Комитет предложил рассматривать молодежный вопрос в таком "суженном" варианте. Кто-то будет обвинять нас в ущербности, кто-то в перебегании дороги Комитету по экономической политике. Но мы определились и несколько месяцев шли к решению этой задачи.
Сегодня молодежь как трудовой ресурс объективно существует и отрицать это нельзя. Но сегодня в правительстве, и в самом Народном Хурале, в органах местного самоуправления, вряд ли кто скажет конкретно, а сколько сейчас в экономике того или иного района и республики занято молодежи. При этом, я думаю, всех живущих и работающих в Бурятии насторожила информация Министерства социальной защиты о том, что республика из числа "молодых регионов" вышла. Это свидетельствует об ускоренной миграции молодежи. За последние несколько лет Бурятия перестала считаться молодым регионом по методике демографического расчета соотношения людей до 30-35 лет с остальным населением.
Сегодня, говоря о развитии республики, депутаты из нашего комитета обозначают проблематику трудового ресурса как один из реальных рычагов этого развития. Та генеральная линия на развитие туристического кластера не дает результаты, которые нам нужны. На повестку дня выходят приоритеты: сельское хозяйство, малый и средний бизнес, инновационный бизнес.
Цыденжап Батуев. Фото: Пресс-служба Народного Хурала
— Какие предложения, касающиеся состояния специального профессионального образования (СПО) были внесены Комитетом правительству Бурятии?
— Прежде всего, мы предложили правительству рассмотреть вопрос о создании республиканского Координационного Совета по профессиональному самоопределению детей и молодежи при зампреде правительства по социальным вопросам. Правительство поддерживает решения молодежных организаций и органов местного самоуправления о необходимости переноса центра профориентационной работы на дополнительное образование. Мы всегда говорили, что школа должна заниматься профориентационной работой вкупе с родителями, а сегодня мы видим, что центр тяжести должен находиться в дополнительном образовании.
Второе решение, которое находится в контексте рассматриваемой проблематики – создание ресурсных центров. Ставится задача подготовки профориентаторов. Надо системно переосмыслить подходы в профориентационной работе. Сегодня порядка 30% молодежи работают в торговле. Мы к этому их готовим? Чтобы они после окончания университета торговали в "Титане", "Абсолюте" и "Либерти"? Или в "Самурае" официантом?
Следующий вопрос – о создании реестра успешно работающих образовательных учреждений СПО и подготовке кадров. Почему-то это решение правительство не поддержало. Они написали, что такой реестр создавать не надо и приводят примеры, как мы все ударно работаем. Вот, в Горном техникуме, учащийся рассказал, что поехал он на практику, все замечательно, хочет работать. Приехал, там есть маркшейдерский прибор с системой GPS, который ему не доверяют, а его заставляют работать на том приборе, который старше его в три раза. Но парень оказался настойчивый, убедил мастера и прошел практику вот на этом приборе, о котором ему сказали "Не бери в руки, ты его уронишь, сломаешь". И таких примеров множество.
— Успешные СПО, наверное, должны получить какие-то преференции?
— Мы предложили создание преференций для образовательных учреждений, готовящих кадры. Налоговые послабления, другие формы поддержки со стороны государства. Но правительство нам ответило – давайте 50 на 50. Хотя у нас на сегодняшний день начальное дуальное образование (вид обучения, при котором теоретическая часть подготовки проходит на базе образовательной организации, а практическая — на рабочем месте – прим. Ред.) со сравнительно короткой практической обкаткой дает только авиационный техникум. Но кроме него в наших остальных учреждениях СПО примеров реального подхода к дуальному образованию нет.
В период командировок я разговаривал с предпринимателями, и они говорили: да не нужен мне отдельно электрик, мне нужен смежник, чтобы и по двигателю и по электрике. Почему не готовим? При этом министерство говорит – у нас госзаказ. Так кто этот госзаказ формирует? Почему не ставят задачу подготовки смежников? А ведь в жизни у нас есть такие умельцы в каждой деревне.
Вот этот перечень вопросов, который мы предложили правительству, не мы его придумали, это вопросы от органов местного самоуправления и молодежных организаций, предпринимателей.
— Но много ли сейчас в республике образовательных учреждений СПО, которые готовят тех, кто нужен экономике Бурятии?
— Сегодня школьная молодежь становится гораздо практичнее и будущую профессию выбирает более осознанно, чем в свое время мы. Если мы на дальнюю перспективу хотим развития республики, мы не можем одних визажистов, парикмахеров и фотографов готовить. Когда мы были в многоуровневом колледже, девчата нам рассказали: зарплата в 25-30 тысяч рублей – это без проблем, за 50 — попотеть надо. Но, если мы пойдем по пути наименьшего сопротивления, мы этих парикмахеров, визажистов подготовим так же как юристов — гораздо больше, чем их нужно.
Поэтому вопрос к правительству, который они до конца не поняли – кто формирует госзаказ на подготовку трудовых кадров? Как это увязывается с перспективой развития экономики? Очень тревожит тот факт, что никто не сказал о подготовке кадров для сельского хозяйства? А сегодня специалистов на энергонасыщенные тракторы привозят из других регионов. А почему наши не могут? А потому что, мы не учим их в период обучения на этих тракторах. Это вина правительства и Народного Хурала. Мы не создаем нормальную базу в наших образовательных учреждениях СПО. А за те сотни миллионов, которые мы вкладываем в СПО, кто будет отвечать? Никто не будет! И меня настораживает, что ни один вопрос по поддержке сельского хозяйства не получил положительного ответа.
— В последнее время на федеральном уровне стал подниматься вопрос о закреплении специалистов после окончания учебного заведения на определенное время.
— Да, мы тоже подняли тему разработки закона о квотировании. Правительство этот вопрос отпарировало, сказало, что есть программа, давайте напишем, что и в дальнейшем будем обращать внимание на это. А на что? Я не исключаю возможности того, что в резолюцию будущих слушаний будет записан вопрос о разработке закона о подготовке и закреплении молодых специалистов. Спасибо новому руководителю Комитета по экономической политике Анатолию Кушнареву, что он впервые собрал здесь недропользователей. И мы их спросили – а сколько вы вложили в подготовку кадров? Ничего не вложили. И долго вы будете таким вахтовым методом привозить специалистов? Вы получаете проценты и дивиденды со своего бизнеса. Так вкладывайте во что-нибудь. Ваши специалисты приезжают вахтовым методом, эксплуатируют наши недра, получают зарплату и тратят ее в своих регионах. А что мы с этого имеем? Только будущие проблемы в экологии.
Правительству и Народному Хуралу нужно считать одной из первоочередных задач выполнение указа Владимира Путина. Он сказал: "20 млн высококвалифицированных кадров подготовьте". И кто в Бурятии хоть пальцем пошевелил? Никто не пошевелил. Разве хоть одно СПО переформатировали под подготовку именно высокопрофессиональных кадров? Подготовка высокопрофессиональных кадровдолжна стать одним из приоритетов для правительства и НХ Бурятии.
Если есть у нас система СПО, которая может работать на подготовку высоквалифицированных кадров даже для соседних регионов, например газовщиков для Ковыкты, не надо ложным патриотизмом заниматься и говорить – не будем работать на чужую экономику. Если не можем свою высокоэффективно экономику развивать, давайте хотя бы эту нишу занимать. Мы хвалимся на весь мир, что систему СПО сохранили. А зачем ее сохранили? Живя в одном экономическом пространстве не надо бояться перетока кадров. Если молодежь у нас креативна, чего тут стыдиться? Эффективность нашего сохраненного СПО вызывает большие сомнения.
СПРАВКА. В настоящее время в республике существует 4 специализированных учреждения технической направленности, 2 из которых находятся в Улан-Удэ; 30 многопрофильных учреждений по республике, в которых существуют 58 творческих объединений технической направленности; всего по республике насчитывается 98 кружков технической направленности.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Подведены итоги апрельской сессии Народного Хурала Бурятии
На 40% уменьшить VIP-пенсии согласился Народный Хурал Бурятии
Совет НХ Бурятии определил круг вопросов, которые будут рассмотрены на апрельской сессии