Премия Арсеньева. Присылайте к нам на Колыму!

Дальневосточная литературная премия им. Арсеньева — в словах ее вдохновителя Вячеслава Коновалова
Вячеслав Коновалов
Фото: ИА PrimaMedia

28 марта 2019. Редакция ИА PrimaMedia предлагает вниманию читателя интервью, опубликованное на сайте "Год Литературы" 27 марта 2019 года. Текст материала приводится полностью, без сокращений и изменений.

В прошлом году во Владивостоке впервые прошел литературный фестиваль с вызывающим названием ЛиТР(12+), которое предлагалось расшифровывать не менее вызывающим образом: "Литература Тихоокеанской России". В этом году организаторы фестиваля пошли еще дальше и учредили литературную премию "Дальний Восток" имени В. К. Арсеньева(12+). Зачем понадобилась такая премия, кому предполагается ее вручать и что с ней дальше делать, "Году Литературы" пояснил Вячеслав Коновалов, PhD и MBA, основатель и исполнительный директор фестиваля "Литература Тихоокеанской России", куратор премии им. В. К. Арсеньева.


— Известные слова Ломоносова "Российское могущество прирастать будет Сибирью" имеют материальное подтверждение: нефть, золото, алмазы. Учредители премии, видимо, считают, что литературное могущество России будет прирастать Дальним Востоком; чем подтвердите?

Вячеслав Коновалов: Ломоносовские слова часто вырывают из контекста. На самом деле в 1763 году он написал: "Российское могущество прирастать будет Сибирью и Северным океаном".

Надо знать, что под Сибирью тогда понималось всё, что к востоку от Урала. То есть Ломоносов, говоря по-современному, имел в виду не только Сибирь, но и Дальний Восток, а также Северный морской путь. А под могуществом понимается, понятно, не только пушнина или нефть, но и транспортные пути, выходы в океан, места размещения военных баз… Говоря о литературном Дальнем Востоке, мы подчеркиваем, что культурное освоение региона не менее важно, чем административное или экономическое.

История Дальнего Востока России не столь продолжительна, как история центральной России, здесь никогда не жило большое число людей, почему и литературные традиции востока России не столь богаты, как в Москве, Питере, средней полосе. Тем не менее Дальним Востоком интересовались классики — Пушкин, Гончаров, Чехов, потом возникли и собственные кадры — Н. Матвеев-Амурский, Арсеньев, Фадеев и другие. В ХХ веке сюда приезжали Пришвин и Гайдар, о Дальнем Востоке писали Сергей Диковский и Олег Куваев, Приморье родило таких авторов, как Иван Басаргин и Александр Плетнёв, свои литературные сообщества возникли на Чукотке (не только Юрий Рытхэу), в Магадане, в Приамурье… Сегодня о Дальнем Востоке пишут не только сами дальневосточники, но и сибиряки, москвичи, питерцы. Это и Михаил Тарковский, и Александр Кузнецов-Тулянин, и Виктор Ремизов, и Андрей Геласимов, и Леонид Юзефович, и Эдуард Веркин.

Да, ситуация далеко не безоблачна: не хватает книжных магазинов, высоки цены на книги, разрушена коммуникация с читателем, по пальцам можно перечесть достойные региональные издательства, подобные владивостокскому "Рубежу"или магаданскому "Охотнику". Но, с одной стороны, есть какая-никакая традиция и местные кадры, с другой — налицо усилившееся внимание Москвы к Дальнему Востоку, если угодно, даже мода на него, обусловленная политическими и экономическими соображениями. Появление дальневосточной литпремии поможет придать этому процессу законченность.

Во Владивостоке уже открываются филиалы Мариинки, Третьяковки, Русского музея — во многом с прицелом на иностранцев, прежде всего китайцев, корейцев, японцев. Думаем, что и своя литературная премия имени Арсеньева поможет открыть Дальний Восток и самой России, и всему миру, а в самом регионе подтолкнет культурные процессы, поможет зарождению и развитию дальневосточных талантов — литературных, живописных, кинематографических.

— Восток — дело не только тонкое, но и растяжимое; откуда и докуда меряете? Например, книга проживающего в Японии русского автора Юры Окамото "Япония без вранья" — это про Дальний Восток? Или, скажем, детективные опусы Мастера Чэня (журналиста-китаиста Дмитрия Косырева), действие которых разворачивается в Чанъани VIII века и в Макао 1920-х годов?

Вячеслав Коновалов: Исходя из текста Положения премии — "1.4. На соискание премии выдвигаются произведения, написанные отечественными авторами или иностранными авторами на русском языке на тему Дальнего Востока", — могут выдвигаться любые авторы, написавшие свои произведения на русском языке о российском Дальнем Востоке, поскольку премия "учреждена с целью повышения уровня и качества знаний населения России и мира об эффективном развитии и новой жизни Дальнего Востока, как территории приоритетного развития XXI века, через популяризацию творчества современных деятелей литературы и искусства" (п. 1.2. Положения).

Если эти авторы, Окамото и Мастер Чэнь, напишут свои произведения о нашем Дальнем Востоке или Япония с Макао присоединится к Дальневосточному Федеральному округу на правах еще одной территории — милости прошу на борт!

— Нельзя сказать, что Дальний Восток — "белое пятно", но всё-таки потребность в "разметке карты" очень велика; будут ли рассматриваться произведения литературы нон-фикшн — биографические, исторические, краеведческие?

Вячеслав Коновалов: Опять же, чтобы не мудрствовать лукаво, обратимся к первоисточнику, а именно к Положению о премии: "1.5. На соискание премии могут быть выдвинуты романы, повести, сборники повестей и/или рассказов, а также документальная проза и мемуары", то есть и биографические, исторические, мемуарные произведения могут рассматриваться.

— Большая тема — нон-фикшн литература про ГУЛАГ; будут ли научные книги и комментированные фотоальбомы на эту тему приниматься к рассмотрению?

Вячеслав Коновалов: Мне кажется, что научные труды и изыскания, как и фотоальбомы, — это другие епархии. Иначе как после этого мы сможем отказать геологам с трудами по залежам металлов или картографам с прекрасными кадрами аэрофотосъемки? Все-таки надо помнить — премия литературная, то есть дается за литературные труды. У фотографов и ученых есть свои премии, мы на них не покушаемся! Пока не покушаемся!

— Хорошая премия — это не только деньги и церемония; предусмотрено ли развитие премиального процесса в сторону писательских грантов, резиденций, творческих командировок?

Вячеслав Коновалов: Разумеется, премия им. Арсеньева, как и фестиваль ЛиТР, — это первые шаги на длинном пути создания широкой литературной платформы Дальнего Востока, мы делаем только первые шаги. Да они, эти шаги, получаются шумные, мощные, грандиозные, но это только начало. В дальнейшем планируется расширение линейки мероприятий, таких, как основание и работа писательской резиденции, регулярные творческие командировки по территории Дальнего Востока — Сахалин, Курильские острова, Чукотка, Якутия… и, да — приезжайте к нам на Колыму!

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость