12 апреля 2019. Поэт и журналист из Владивостока присоединился к сетевому флешмобу #новыегероиРоссии, где обсуждается главная тема предстоящего фестиваля "Литература Тихоокеанской России" (6+) – "Новые герои новой страны". С разрешения автора редакция ИА PrimaMedia публикует его пост.
— Как ни странно, ключевая тема второго фестиваля "Литература Тихоокеанской России" оказалась несколько неожиданной. Мы как-то вдруг осознали, что без малого 30 лет отечественная литература, по существу, обходится без героя. Нет, какие-то герои в произведениях современных прозаиков, конечно, присутствуют. Но редко кто из них оставляет в душе какой-то след, вызывает сочувствие, заставляет задуматься, переосмыслить собственную жизнь. То есть редко кто цепляет. Порывшись в памяти, могу привести лишь пару примеров героев, которые "зацепили", — Петрович из романа Владимира Маканина "Андеграунд, или Герой нашего времени" и Леонид Поспелов из романа Анатолия Курчаткина "Полет шмеля". Первый роман был выпущен еще в прошлом веке, в 1998 году; второй сравнительно недавно – в 2012 году. Вообще мне кажется, что сегодня все участники литературного процесса впали в инфантилизм – как писатели, так и читатели.
"Во всем мне хочется дойти // До самой сути. // В работе, в поисках пути, // В сердечной смуте", — писал Борис Пастернак. Сейчас никто до самой сути доходить не хочет, да и не может. Этому не учат в школе. А в жизни за это бьют по голове. Однако без этого не бывает настоящей литературы.
Что тому виной? Клипированность сознания? Неспособность к длительным и глубоким размышлениям? Неготовность и нежелание вслед за Пастернаком "во всём дойти до самой сути"? Кто бы ответил… Возможно, умный критик. Да только где его найти? Критики у нас сейчас уничтожены как класс. На задворках публицистики находится популярное литературоведение. Всё и вся заангажировано и пропиарено. Живой литературный процесс опошлен и загнан в угол.
В этой непростой для отечественной литературы ситуации поиск настоящего "героя нашего времени", вербализация его образа может стать выходом из тупика, в который нас загнали с одной стороны адепты постмодернизма, а с другой стороны – тотальная коммерциализация искусства. Твердо убежден, искать нового героя новой России нужно не в дебрях постмодернизма и не ради получения каких-то материальных благ. Делать это нужно искренне, как это делали в свое время Пушкин, Лермонтов, Гончаров, Тургенев, Толстой, Достоевский, Чехов.
Многие ошибочно понимают под героем того, кто все время совершает какие-то подвиги, борется с чем-то и кем-то, кого-то спасает, кого-то куда-то ведет и является для всех примером. По мне, истинный литературный герой – это персонаж, лучше всего выражающий свое время. Он может быть сильным, смелым, решительным, а может быть слабым, рефлексирующим, путающимся, мучительно ищущим свое место в жизни. Героем может быть человек необычный, оригинальный, немыслимый в реальной жизни, однако выражающий потребность общества в существовании подобного человека.
Русская классическая литература дает нам примеры абсолютно разных героев, как положительных, так и отрицательных, выражающих свое время или ожидания общества. Герой со сложным характером, совмещающий в себе различные черты, оцениваемый по-разному разными читателями, — большое достижение русской литературы, его фирменный, что ли, прием. Не понимаю, почему мы должны от него отказываться?
Приведу очень простой пример. Юрий Деточкин для своего времени, без сомнения, был новым героем, неожиданным и оригинальным. Но как признается соавтор веселой повести про честного угонщика автомобилей и, соответственно, сценария фильма "Берегись автомобиля" Эльдар Рязанов, образ Деточкина был собран из трех классических образов – Дон-Кихота, чаплинского Чарли и князя Мышкина. А кто из зрителей, смотревших комедию, об этом задумался?
Конечно, я не призываю взять и осовременить всех классических героев, тем более что этим приемом и так пользуются. Я просто думаю, что только русская классическая литература подскажет, как отыскать настоящего "героя нашего времени". Возможно, у кого-то иная точка зрения. Что ж, фестиваль "Литература Тихоокеанской России" позволит каждому участнику высказать свое мнение. Для этого, собственно говоря, все и задумано, — завершает свой пост Александр Куликов.
Тема "Новые герои новой России" предложена оргкомитетом фестиваля для свободного обсуждения пользователями соцсетей под хэштегом #новыегероиРоссии (FB), #новыегероиРоссии (Twitter), #новыегероиРоссии (Instagram).
Об авторе: КУЛИКОВ АЛЕКСАНДР — поэт, журналист. Родился в 1958 году во Владивостоке. Окончил Дальневосточный государственный университет (факультет русской филологии). Автор поэтических книг — "Путешествующий клен" (в сборнике "Баркас", 1988), "Регтайм" (1996), "Соловей-ключ" (2016), "Двенадцать звуков разной высоты" (2018). Стихи публиковались в журналах "Юность", "Октябрь", "Памир" (переводы стихов Народного поэта Таджикистана Рахмата Назри), "Дальний Восток", "Сихотэ-Алинь", "Крещатик", "Семь искусств", "Белая скала", альманахах "Литературный Владивосток" и "Рубеж". Лауреат Чемпионата Балтии по русской поэзии 2015 года, обладатель литературной премии имени Владимира Таблера, обладатель творческой премии им. Петра Комарова за лучшие литературные произведения, опубликованные в журнале "Дальний Восток".
Справка: фестиваль "Литература Тихоокеанской России" пройдет 16-18 мая в историческом центре Владивостока. Любой желающий может бесплатно принять участие в фестивале, достаточно зарегистрироваться на официальном сайте мероприятия. Фестиваль "Литература Тихоокеанской России" создан по инициативе медиахолдинга PrimaMedia (Владивосток) и интеллектуального клуба "КультБригада" (Москва). Генеральный партнер — Всероссийская ассоциация рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ). "Крылья" фестиваля — авиакомпания "Россия". Сайт фестиваля — litrfest.ru, новости фестиваля также доступны в Facebook и Instagram @litrfest.