5 июня 2020. Поговорить с морским капитаном — да еще и капитаном судна-краболова – это большая удача. Потому что, во-первых, моряки в принципе неразговорчивы. Во-вторых, тема дальневосточного крабового промысла с недавнего времени вдруг стала всем крайне интересна.
А в-третьих, капитан рыболовного судна "Алдан" группы компаний "Русский Краб" Андрей Юрьевич Шарыпов – человек, что называется, и с историей, и с большим горизонтом.
Итак, история. Родился в Братске Иркутской области в 1966 году. Учился в 80-х годах в мореходном училище Петропавловска-Камчатского (оттуда, к слову, много нынешних капитанов-дальневосточников вышло). Впервые пошел в море матросом. С тех пор исходил весь Дальневосточный бассейн, а "портом приписки" имел и Камчатку, и Магадан, и Сахалин.
В 35 лет первый раз "принял судно" — уже как капитан. А это были 90-ые, и порядок на судне с командой, во многом состоящей из так называемого "контингента" и "камазистов" (такие уж были времена, моряки помнят) пришлось наводить быстро и круто.
Год назад Шарыпова как капитана из первой дальневосточной "обоймы" пригласили в приморскую компанию "Примкраб" (входит в ГК "Русский Краб", чей действующий флот — 19 промысловых судов, и еще 10 будут построены в ближайшие годы).
Сам назвал судно, которое принял в "Русском Крабе", "Алданом" — в честь золотоносной реки в Якутии, крупнейшего притока реки Лены. Такая морская магия.
Вот он, красавец "Алдан". Фото: предоставлено пресс-службой ГК "Русский Краб"
Как говорят в компании, сейчас всерьез рассматривается вопрос о назначении Шарыпова на должность капитана-наставника – то есть руководителя, в задачи которого входит тонкая настройка взаимодействия менеджмента и производства, "берега" и "моря".
Это была история, а теперь – горизонты.
Почему вообще так запросто удалось поговорить с капитаном судна-крабодобытчика на берегу, во Владивостоке, когда весь флот предприятия на промысле – так это потому, что Андрей Юрьевич Шарыпов сейчас на отдыхе, дома. Чинит свой катер, занимается воспитанием младшего сына (троих старших детей уже воспитал).
Выяснилось, что график работы экипажей и их капитанов в "Русском Крабе" — четыре через четыре месяца. То есть четыре месяца – в море, на промысле, затем четыре – на берегу. Впрочем, в "коронавирусном" начале этого года были и исключения: тот же "Алдан", его экипаж и капитан Шарыпов провели в экспедиции целых шесть месяцев.
— Понятно, что из-за карантина экспедиция получилась относительно долгая. Из-за ситуации контракты по согласию экипажа продлили на два месяца, нужно же было отработать хорошо, — говорит капитан. И, как выяснилось в ходе дальнейшего разговора, отработали действительно хорошо. Впрочем, как всегда.
Наше же удивление по поводу очень лояльного к экипажам графика работы (ведь в Дальневосточном бассейне норма для промысловых экспедиций — скорее, восемь-девять месяцев в море) Шарыпов считает вполне законным.
— Это — замечательный срок. Во-первых, люди не устают физически и морально, что немаловажно. Я 30 лет в море, поэтому знаю, что такое работать и по шесть, и по восемь месяцев. Длительное время поддерживать дисциплину экипажа сложно, — говорит наш собеседник. — А так, за 4 месяца — люди не устают. Отработали, нормальная зарплата, компания платит достойно. Так что считаю, что это положительное время, четыре месяца.
И здесь стало понятно, что сухопутный начальник и морской капитан – это, что называется, "две большие разницы". Ведь на берегу "дисциплина" — больше, все-таки, про распорядок и бюрократию. А вот в море – про безопасность. Всех и каждого члена экипажа. На борту "Алдана" их, к слову, 23.