8 июля 2020. Семинар об освещении благотворительности в СМИ прошел на виртуальной площадке "Дальневосточного МедиаСаммита" (12+) во вторник, 7 июля. Эксперты поговорили том, как могут действовать мошенники и что помогает пресечь их деятельность. Обсудили участники и этические аспекты размещения социальной рекламы в СМИ, сообщает ИА PrimaMedia.
Разговор о благотворительности и СМИ начала руководитель проекта "Все вместе за разумную помощь" Анжелика Иванова.
— Журналисты иногда совершают ошибки. Разумеется, не из злого умысла, а из-за недостаточного понимания механизмов работы благотворительных организаций. Благотворительное собрание "Все вместе" работает в трех направлениях: с гражданами, некоммерческими организациями и государственными органами. Граждан мы учим проверять информацию о благотворительных фондах, чтобы они не столкнулись с мошенниками.
Обращать внимание нужно на три пункта:
Если раньше мошенники просто крали информацию с сайтов благотворительных организаций, то теперь они создают юридические лица и даже предоставляют "реальные" доверенности на больных.
При сборе пожертвований на личную карту нужно проверять информацию, оценивать риски и думать о последствиях. Сбор на карту — это не обязательно мошенничество, но статистика показывает, что на одну действительно благотворительную историю приходятся десятки фальшивых. Только за этот месяц организация разоблачила несколько мошенников в Instagram.
— Кроме того, переводы на личные карты сложно отслеживать. После смерти ребенка опекуны могут неправильно распорядиться оставшимися деньгами. Если ребенок неизлечимо болен, благотворительные фонды могут отказать в предоставлении помощи, и тогда родители начинают собирать средства на лечение за границей самостоятельно.
Вспомним недавнюю историю с мужчиной, которого сбил на автомобиле Михаил Ефремов. Был организован сбор денег, но довольно быстро оказалось, что данные для перевода денег были некорректными. Если бы сбор был инициирован фондом с соблюдением всех формальностей и заключением договора, мать Сергея Захарова могла бы получить страховку, а его дети — деньги на образование. Обращайте внимание, что благие намерения не всегда заканчиваются хорошо.
Рассказала эксперт и о сборе пожертвований в переносные благотворительные ящики, с которыми волонтеры часто ходят в общественном транспорте. Благотворительная организация повлияла на внесение изменений в федеральный закон, и в апреле 2020 года поправки были подписаны президентом. В силу исправленный закон вступает в ноябре. Согласно ФЗ от 7 апреля 2020 года N 113-ФЗ "О внесении изменения в Федеральный закон "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)", право собирать пожертвования в благотворительные ящики могут только те организации, учредительными документами которой предусмотрено право на осуществление благотворительной деятельности. Переносные ящики для пожертвований могут использоваться только в месте и во время проведения публичного или иного мероприятия. Размещение стационарного ящика для сбора благотворительных пожертвований осуществляется на основании договора, заключаемого между собственником помещения или уполномоченным им лицом.
— Что касается истории с ящиками, то моя задача — призвать вас: пишите об этом чаще! Пишите об этом больше! Снова и снова напоминайте гражданам, какие есть риски, если они кладут в ящик свои сто рублей. Об этом надо знать. Очень многие, к сожалению, попадаются на удочку, потому что у таких людей есть хорошо подготовленные речи и токсичные фотографии, вызывающие жалость. Но делать этого не нужно, потому что так вы становитесь звеном мошеннической цепи, — объясняет Иванова.
Исполнительный директор Благотворительного собрания "Все вместе" Кира Смирнова рассказала про инструмент для СМИ, который поможет понять, действительно ли информация о благотворительных сборах достоверная. Её выступление было посвящено Меморандуму о борьбе с мошенничеством в социальной рекламе в России.
— В работе с благотворительными организациями много тонкостей и нюансов. Поэтому по инициативе Координационного совета по социальной рекламе и социальным коммуникациям при Общественной палате РФ был разработан меморандум. Разработкой Координационный совет и крупнейшие теле— и радиовещатели занимались в течение года. В рабочую группу входили "Газпром-медиа", ОТР, "Звезда", ВГТРК, "Первый канал". В основу лег документ, который уже был разработан "Газпром-медиа".
Фактически это декларация о сотрудничестве сторон. Это помогает снизить риски, что особенно важно для СМИ. Честно скажу: это был непростой период, когда нужно было согласовать с юридическими службами ведущих телеканалов каждое слово, каждую запятую, — признается Смирнова.
У меморандума три стороны подписания: рекламодатели, производители и рапространители рекламы. Меморандум — свод рекомендаций, помогающий СМИ минимизировать репутационные риски. Один из важных пунктов — это процедура верификации НКО, которые хотят разместить социальную рекламу. Меморандум помогает предотвратить деятельность мошенников, повысить доверие к СМИ, создать правовые и этические стандарты взаимодействия фондов/НКО и средств массовой информации. СМИ могут подписать меморандум, заполнив короткую анкету на сайте Общественной палаты, а фонды и НКО тщательно проверяются на этапе присоединения к меморандуму. И если благотворительные организации есть в списке подписантов, им можно доверять. Присоединились к меморандуму как крупные СМИ и благотворительные фонды, так и небольшие региональные организации.
К разговору присоединился и руководитель Департамента по коммуникациям Медиа-холдинга "Регионы России", эксперт Комиссии по вопросам информационного сопровождения государственной национальной политики Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям Дмитрий Киселев.
— Расскажу о том кейсе, в котором мы участвуем как СМИ. Как это всё получилось? Фонд помощи детям с онкологическими и гематологическими заболеваниями, проходящими лечение в НМИЦ в онкологии им. Блохина Минздрава РФ пригласил нас на мероприятие для детишек и их мам — День красоты. Так мы и начали с ними работать. Очень много сегодня было сказано по теме "доверяй, но проверяй", но их мы увидели в деле. А благодаря меморандуму, представленному Кирой, у СМИ появился очень полезный инструментарий, мы к меморандуму обязательно присоединимся.
Хотелось бы обсудить тот аспект, что многие НКО считают, будто СМИ должны участвовать во всех благотворительных программах. Но весь у нас тоже работают люди, а благотворительность — добровольное занятие. Журналисту скажешь: "Напиши вот эту статью", а он в ответ: "Так заплати мне, Дмитрий Юрьевич". Это уже вопрос бюджета, — рассуждает Дмитрий Киселев.
Эксперт отметил, что журналистский труд должен оплачиваться, а потому фондам и НКО, получая гранты, стоит прописывать расходы на размещение рекламы в СМИ.
— Благотворительные организации действительно получают гранты, в том числе и президентские, но это вовсе не значит, что у них есть деньги на пиар. На такую деятельность гранты не дают, — парировала Кира Смирнова. — Второй момент: социальная реклама — это добровольное пожертвование социально активных СМИ. Если есть желание и ресурсы поддержать социальные проекты, это здорово. Но это право СМИ, а не обязанность. Большинство добросовестных фондов предпочитают максимум денег отправить на помощь нуждающимся, а не тратиться на рекламу. И хорошо, что есть СМИ, готовые на безвозмездной основе внести свой вклад в это дело.
На семинаре выступила и председатель Женской Лиги журналистов и блогеров, журналист Елена Рыленкова.
— Журналистика не может обходить стороной сферу благотворительности, потому что журналистика — это всегда про социальную ответственность. Почему люди часто бездумно отликаются на призывы? Потому что они сопереживают, и это нормально. Но журналисты перегибать с эмоциями не должны, их задача — быть проводниками. Мошенники особенно активизировались в период пандемии, потому что люди стали эмоционально уязвимыми. Тема благотворительности сложная, потому что требует глубокого погружения и расследования. Но мы должны менять жизнь к лучшему, — подытожила Рыленкова.
Отметим, что организаторами "Дальневосточного МедиаСаммита-2020" выступают Фонд информационной поддержки социально-экономического развития Дальнего Востока, Правительство Приморского края, Союз журналистов России, Приморское региональное отделение Союза журналистов России и Дальневосточный федеральный университет. Генеральный партнер форума — РусГидро.